1. Мотивация учебной деятельности
| Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Вита Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист историка, два теста, лестница успеха. Давайте с вами начнём урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился радостью, светом, счастьем, улыбками |
Приветствуют.
|
| Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: слушать и понимать речь других. |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Практический ( упражнение)
| Ребята, давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков. Сейчас вы должны выбрать один правильный ответ. - Подпишите сверху ваши листочки. Тест. 1. Летопись – это: А) запись важнейших событий Б) первая рукописная книга В) славянская азбука
2. На Руси первые книги писали на: А) папирусе Б) бересте В) пергаменте
3. Славянскую азбуку создали: А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий Б) Геродот и Нестор
4. Киноварь – это краска: А) зеленого цвета Б) оранжево-красного цвета В) голубого цвета Проверка -А теперь обменяйтесь листочками. За правильный ответ ставим плюсик. -Кто набрал 4 плюса, хорошо уяснили тему. -Молодцы. |
Выполняют тест
Проверяют работу соседа по парте. |
|
П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.
Р: осуществлять контроль. |
|
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный ( рассказ)
Словесный (беседа) | Ребята, а теперь послушайте я вам прочитаю стихотворение. Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! -Это стихотворение «Русь» написал поэт Иван Саввич Никитин. - Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? -Никитин говорит в своём стихотворении слово «недруг». Как вы думаете кто такой «недруг»? - А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? - Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? - Проверьте свои предположения и откройте учебник на странице 59 и скажите тему нашего урока. -Итак, тема урока «Трудные времена на Русской земле» -Подумайте, какая будет цель нашего урока. |
О том, как красива и необъятна наша страна.
Враг
Тяжёлые, ужасные, голодные.
Да
Тема: «трудные времена на Русской земле». Цель: узнать, как Русская земля отстаивала свою независимость. |
|
К: владеть диалогической формой речи.
Р:принимать и сохранять учебную задачу. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта | Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (рассказ)
Практический (упражнение)
Словесный (рассказ)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа)
| - Посмотрите на слайд, перед вами карта Руси. На что она похожа? - Верно, она похожа на мозаику. А почему она так выглядит? На этот вопрос вам поможет ответить первый абзац на странице 59.
- Верно, как мы видим, на карте нет единого государства, есть много отдельных княжеств. Каждый из князей не хотел кому-то подчиняться. В ХIII-13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Кочевые народы живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Поход на Русь возглавил хан Батый. Батый-это монгольский полководец. После смерти отца в 1227 году стал правителем (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. - А как вы думаете, что легче завоевать? Одно большое государство или несколько маленьких княжеств? - Для того что бы нам ответить на этот вопрос нам нужно познакомиться с «нашествием Батыя» и вписать определения в лист историка задание №2.
- Выполнить это задание вам помогут страницы 59 и 60. Приступаем к работе. - Что вы выписали?
- Отлично, с данным заданием справились. А сейчас посмотрим видео, после которого я задам вопросы. Кто возглавил поход на Русь? - Верно, найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя. - Назовите дату начала нашествия Батыя на Русь. - Верно, первый русский город был завоёван батыевкими войсками в 1237 году. В листе историка в задании №3 обведите этот год на ленте времени и впишите в его в таблицу. -И какой же город они завоевали первым? - Верно, Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. - В задании №1 найдите город Рязань и проведите к нему стрелку. - Каким был следующий город? - Верно, В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе. В задании №1 найдите город и проведите к нему стрелку. - Захват городов продолжался. Он завоевал Торжок. Отметьте этот город в своих картах. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. - Какой город был на его пути? - Сколько держал оборону город Козельск? - Как прозвали Козельск монголо-татары? - Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане. - Найдите этот город и проведите к нему стрелку. - Хан Батый со своими войсками напал снова на Русь спустя 2 года. - - Какой город был захвачен в 1240 году? - Найдите этот город и проведите к нему стрелку. - Так же были захвачены города Переяславль, Чернигов, Владимир Волынск и Галич. - Найдите города и проведите к ним стрелки. - После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. - Как вы думаете от какого слова образовалась слово «дань»? - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. - Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя?
- Как вы думаете, какие последствия были, после нашествия Батыя? Образовалась зависимость русских княжеств от Золотой орды. Она выражалась в уплате дани. Русские князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. Так же русские юноши должны были служить в татарско – монгольской армии. Эта зависимость продолжалась больше двух веков. Сейчас давайте разомнёмся |
- На мозаику. - К середине XII века Древняя Русь располагалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться.
Высказывают предположения.
Выполняют задание в листе историка.
Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси. -Хан – правитель Золотой Орды. -Монголы – кочевые монгольские племена. - Дань – налог.
Хан Батый
1237 год
Рязань
Выполняют задание №1 в листе историка. Владимир
Выполняют задание №1 в листе историка.
Козельск.
7 недель
«злой город»
Киев
Дать, дар.
Потому что Русь была разбита на маленькие княжества, которые по одиночке завоевал Батый. Не было взаимопомощи государств друг другу.
Высказывают свои предположения. | воспринимать информацию о событиях: нашествие Батыя.
Пользоваться картой
Умение пользоваться картой
Умение пользоваться картой. | К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять поиск необходимой информации
П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других. П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других
П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
К: строить монологическое высказывание.
К: слушать и понимать речь других.
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Поисковый метод
Словесный (беседа)
Практический (упраждение)
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа, рассказ)
Наглядный (демонстрация)
| - Беда не приходит одна. В это же время со стороны северо-запада возникла ещё одна новая угроза. - Что бы узнать, кто её нанес нужно прочитать текст на странице 62. - Кто напал на русские земли? - В каком году они напали? - Верно. Обведите в листе исследователя в задании №3 эту дату и запишите её в таблицу. - Где происходило сражение? - Верно. Шведские войска зашли с северо – запада в устье Невы. Отметим это на карте в листе историка в задании №4. - Какое прозвание получил князь Александр после битвы на реке Неве? - Александр Невский – выдающийся русский полководец. Он родился весной 1221 года в Переславле-Залесском. Его отцом был великий князь Ярослав Всеволодович. Мальчика с 4 лет воспитывали и обучали грамоте и военному искусству княжеские воины. Александр рано научился владеть оружием и крепко сидеть в седле, с детских лет начал участвовать в военных походах. После смерти старшего брата 16-летний юноша стал самостоятельным правителем Новгородского княжества. Несмотря на свою молодость, он успешно участвовал в победных сражениях, учился руководить своим княжеством. - Найдите в задании №6 его портрет и подпишите его имя. - Какая ещё битва вошла в историю, во главе которой стоял Александр Невский? - Правильно, а в каком году произошло ледовое побоище? - Верно, молодцы. Обведите эту дату в листе историка в задании №3 и впишите эту дату в последний прямоугольник. - А где происходило данное сражение? Верно. Отметим это на карте в листе историка в задании №4.
- Правильно. Как называли немецких рыцарей? Крестоносец – это европейский воин, участвовавший в крестовых походах, возглавляемых Римско-католической церковью. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получали прощение грехов. В задании №5 напишите определение, кто такие крестоносцы. Видео ролик. Как построили свои войска крестоносцы? Как проходила битва и чем закончилась? |
Читают страницы учебника. Шведские войска. В 1240 году. Выполняют задание №3.
-На реке Неве.
Александр Невский
Ледовое побоище.
1242 году.
Выполняют задание в листе историка.
На Чудском озере.
Крестоносцами.
Клином Крестоносцы нанесли сильный удар в центр войск Александра. Русская конница ударила противника по «бокам» строя, что привело к поражению войск противника. | воспринимать информацию о событиях: Невская битва, и личности Александра Невского
Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.
воспринимать информацию о событиях: Ледовое побоище.
Умение пользоваться картой, ориентироваться в датах событий.
| П: осуществлять поиск необходимой информации
К: владеть диалогической формой речи.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.
К: владеть диалогической формой речи
|
|