Технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль "ОПК". Тема "Пасха"

0
0
Материал опубликован 24 June


Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Яшина Светлана Николаевна

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В. Кураев «Основы православной культуры. Издательство «Просвещение»

Тип урока

Урок введения нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный

Тема урока

Пасха

Цель, задачи


В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

В области формирования УУД:

познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

Основные термины, понятия

Воскресение, Пасха Христова, христианский пост.

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, интерактивная доска, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.


Предметные умения:

Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

Метапредметные умения


*Познавательные УУД

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

*Личностные УУД

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

*Регулятивные УУД

Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

* Коммуникативные УУД


Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы

Индивидуальная, работа в паре, коллективная.

















Ход урока

Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность учащихсяФормируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Организацион-ный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке ОРКСЭ. Я надеюсь, что урок будет плодотворным .

Приветствие учителя

Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Актуализация знания, формулирова-ние темы и планирование деятельности


Слайд 2.


Посмотрите, ребята, на слайд. Какое настроение у вас вызывают яркие цвета?




Какие ассоциации у вас вызывают эти цвета?



Когда мы можем увидеть такое разнообразие красок?


О чём мы будем говорить на уроке?


Вы знаете, что существует много различных праздников. Какие праздники вы любите?




Слайд 3.

Посмотрите на слайд и разделите все праздники на группы?







Слайд 4.

Какие группы праздников вы выделили?






Как вы думаете, о каких праздниках мы будем сегодня говорить на уроке?


Да, так как у нас урок православной культуры, поэтому мы будем говорить об одном из православных праздниках.


Что принято делать на празднике?



Я покажу вам подарок, который принято дарить на этот праздник, а вы определите о каком празднике у нас пойдёт речь на уроке? ( Учитель показывает тарелку с пасхальными яйцами).


Дети отвечают:


Весёлое, радостное, праздничное


Небо, цветы, солнце, дети.


На празднике.

О праздниках.


Новый год, День Рождения, 8 марта, и т.д.


Дети называют праздник и говорят, к какой группе относится это событие.



Семейные, государственные, профессиональные, религиозные.



О религиозных.




Дарить подарки


О Пасхе.


Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию;

умение слушать и понимать других.


3.Планирова-ние деятельности


Слайд 5.

Что бы вы хотели узнать об этом празднике?









Что мы с вами составили?



В течение урока мы должны с вами ответить на интересующие нас вопросы.


Какие обычаи празднования пасхи существуют?

Символы Пасхи.

Что означает слово «Пасха?

Когда празднуют Пасху?


План.



4. Открытие новых знаний.




































5. Работа с учебником.






































































































На уроке основы православной культуры мы говорим о человеке и Боге в православии, об Иисусе Христе и его кресте, об Иисусе и его проповеди.


Скажите, почему Бог стал человеком?







Почему Богочеловек принял распятие, ведь он мог не допустить

Этого?





Скажите, после распятия Иисуса Христа его история заканчивается?


А кто знает, что с ним произошло дальше?


Что означает это слово?


На доске ведётся разбор слова «воскресение»:

Корень «крес» в слове «воскресенье» с древнеславянского языка означает «жить», «сверкать», «сиять» Значит, «воскресение»- это воскрешение к жизни.


А в чём заключается воскресение Христа?



Где мы об этом можем узнать?



На уроке где мы найдём эту информацию?



Слайд6.

Прочитайте раздел «Воскресение Христа», по ходу чтения сформулируйте вопросы для своих одноклассников и после прочтения задайте их.



Возвращаемся к нашему вопросу «В чём заключается воскресение Христа?




Задайте вопросы друг другу, которые вы сформулировали по ходу чтения.

















Ребята, вы все отмечали праздник Пасхи. Это праздник праздников, это торжество торжеств. Этот праздник дарит добро, тепло, радость, справедливость.


Давайте поговорим об обычаях этого праздника.

О каких обычаях вы уже знаете?









А что является символом Пасхи?




Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о Пасхе и узнать, о каких ещё обычаях говорится в этом фильме.




О каких обычаях вы узнали из фрагмента фильма?











Что предшествует Пасхе?


Что значит «постится»?









Сколько дней празднуют Пасху?





Что означает слово Пасха?




Когда отмечают Пасху? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Рублика «Это интересно».


Итак, определённого дня празднования этого праздника нет. Что вы узнали об этом?


Дети слушают.




Бог любит людей и поэтому он стал человеком, чтобы быть ближе к людям.



Человек, который переступил через порок смерти, увидел не пустоту, а любовь Христа.


Нет



Он воскрес.


Ожил.



Дети слушают.




Дети затрудняются ответить.


В Интернете, в книгах.


В учебнике.




Дети читают вслух раздел «Воскресение Христова»


Христос взял на себя все грехи человечества.



Дети задают вопросы и отвечают на них:

Что означает имя Иисус?

Во что поверили христиане?

Каким увидели Иисуса Христа его ученики после того как он воскрес?

Как объясняется в православии переход гусеницы в кокон и затем в бабочку?



Дети слушают.




Устраиваются пасхальные игры, в каждой православной семье накрывают праздничный стол, дарят друг другу пасхальные угощения.


Крашенные яйца, творожная пасха, кулич.


Дети смотрят фрагмент фильма «Пасха Христова»



Узнали о крестном ходе в пасхальную ночь, исполняется пасхальный гимн во время крестного хода. Пасхальные приветствия . 7 дней можно звонить в колокола на колокольне.


Пост.


Не есть пищу животного происхождения.

Православные люди отказываются от веселья.

Совершаются добрые дела.


40 дней, столько же дней, сколько длится пост.



Переход, избавление.



Дети читают вслух.



За отправную точку берётся день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полно- лунием , и называется Пасхой.




Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;


Извлекать информацию из текстов.


6. Физкульт -минутка

 Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

«Чокаться» яйцами, стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника - также древ­няя традиция. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.


Коллективное выполнение

Эмоциональный настрой

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Слайды7,8,9,10,11.

Давайте вернёмся к нашему плану и ответим на те вопросы, на которые мы нашли ответы сегодня на уроке. Чтобы определить, о каких обычаях празднования пасхи вы узнали, перевертите картинки на доске и назовите этот обычай.














Слайд12 - Ребята, перед вами на парте лежит таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.


Праздничная служба

Крестный ход, открытие Царских Ворот

Пасхальное приветствие:

«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»

Приветствие друг друга

Три поцелуя в щёки

Пасхальное угощение

Кулич, пасха, крашеные яйца

7 дней каждый может…

звонить в колокола


Молодцы, теперь сравните ваш ответ с моим по слайду 13.



Дети выходят по одному к доске, переворачивают картинки и называет обычаи: 40 дней поста, пасхальные угощение, звон колоколов, крестный ход, пасхальный гимн, подарки на празднование Пасхи, праздничное приветствие друг друга.


Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.

Личностные:

проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Понимать информацию, представленную в виде таблицы.


8. Итог урока

- О чём узнали на уроке?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

- Что вы не поняли? Что было сложно?


Отвечают на вопросы учителя

Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

- уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9.Рефлексия учебной деятельности.


Предлагаю вам оценить своё участие на уроке и удовлетворённость своей деятельностью. Для этого мы украсим пасхальное яйцо на доске теми цветами, с каким настроением вы завершаете наш урок. Если вам всё понятно и урок понравился и запомнился, выберите яркие полоски, если урок показался не таким важным и запоминающимся, то выберите тёмные полоски. Когда будете выходить к доске и украшать наше пасхальное яйцо , ответьте на один из вопросов, записанных на доске:

Слайд 15

- Сегодня на уроке я узнал…………

- Я хотел бы рассказать друзьям о……..

- Я хотел бы ещё узнать о……………….


Дети выходят к доске, оценивают свою работу, украшают пасхальное яйцо, выбирают один из вопросов и отвечают на него.







Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию





10. Домашнее задание

Слайд 15

Выберите одно из заданий, которое вы бы хотели выполнить дома:

Нарисовать пасхальную открытку для своих родственников.

Узнать, как украшают пасхальные яйца.


Записывают домашнее задание в дневник.



11. Заключение.

Посмотрите, какое яркое и красивое яйцо у нас получилось. Я рада, что после нашего урока у вас осталось хорошее настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы ваша жизнь было такой же светлой, доброй, солнечной и чистой, как праздник Христова Воскресения.










Презентация по ОРКСЭ модуль ОПК 4 класс по теме "Пасха"PPTX / 3.62 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.