Технологическая карта урока по ОПК на тему «Доброта - основа жизни преподобного Серафима Саровского»

0
0
Материал опубликован 30 May 2019

                                                    Технологическая карта внеклассного занятия.

Учитель

Самохвалова Валентина Ивановна

ОУ

Филиал МБОУ «Горловская СОШ» «Катинская ООШ»

Предмет

ОПК

Класс

4

Тема

Доброта основа жизни преподобного Серафима Саровского.

Цель

Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на расширение представлений о доброте как духовной ценности на примере жизни святого Серафима Саровского. Создать условия для осмысления ее значимости в жизни каждого человека.

Задачи

-Организовать работу по ознакомлению детей с житием преподобного Серафима Саровского.

-Организовать обсуждение с учащимися значимости доброты в жизни каждого человека.

-Организовать парную работу для первичного закрепления материала.

-Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой.

-Организовать рефлексивную оценку результатов учебной деятельности детей на занятии.

Новые знания

Преподобный, отшельник, столпничество.

Формы и виды деятельности

беседа, участие в учебном диалоге, работа в группах, работа в парах, работа с презентацией, самостоятельная работа с источником информации.

Планируемые результаты

 

Предметные: осознание ценности понятий: «доброта», «милосердие», «сострадание»;

Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.   

 

Оборудование

компьютерная презентация, мультфильм «Преподобный Серафим Саровский», репродукция иконы Серафима Саровского, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах и парах.

                                                                                       Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 1.Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

(Создание эмоционального настроя.)

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

- Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

Дети приводят в порядок рабочее место. Садятся только те ученики, если их сосед по парте тоже готов.

 

2.Актуализация знаний и определение темы занятия.

-Ребята, волшебный паровозик снова приглашает нас отправится в путешествие по нашей удивительной стране. А что нам необходимо захватить в путь?  

-Усаживайтесь поудобнее, отправляемся.  (Звучит «Песенка паровозика»)

-Учитель: Есть земля, на которой живу я.

                 Здесь мой мир, здесь мой дом, здесь мой сад.

                 Здесь я, пестую душу живую.

                 Жить учу ее с совестью в лад.

 -Мы любим свою Родину. Здесь жили наши предки, обрабатывали землю, строили города, села. Они старались, чтобы русская земля стала краше, а жить на ней было радостно и интересно. Нашу Родину мы называем Россией матушкой, Отчизной и Отечеством. В сердце носим эти слова. В честь России слагают стихи и песни, художники рисуют замечательные картины. (На доске расположены репродукции русских художников) А сколько замечательных и необыкновенных людей жили и живут на нашей земле.

- Вот и остановка. Прочитайте на какой станции мы с вами оказались? (Курск)

-Как вы думаете почему?

-Давайте прочитаем на доске слова и попробуем предположить почему.

(На доске: Диковин много есть на свете,

                  И на Руси довольно их.

                  Сегодня мы узнаем, дети,

                  Как дивен Бог в святых Своих.)

-О ком мы будем с вами говорить на нашем занятии? (О святых)

(Слайд1. Репродукция иконы Серафима Саровского)

-Кто изображен на этой иконе? (Если дети затрудняются, учитель сам сообщает им.)

-Определите тему нашего занятия. (Слайд2)

-Сегодня мы поговорим о преподобном Серафиме Саровском.

-Какие бы цели вы поставили перед собой на этом занятии?

 

 

(Доброжелательность, любознательность, умение прийти на помощь друзьям в трудную минуту)

 

Дети подпевают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

О святых.

Серафим Саровский.

 

Выдвигают гипотезу и с помощью учителя формируют тему занятия.

3.Открытие нового знания.

Просмотр мультфильма.

(Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися)

-О ком этот мультфильм?

-Кто он?

-Что нового вы о нем узнали?

-Как мы называем Серафима Саровского? (Преподобный)

-Как вы понимаете слово «Преподобный»?

-Какие подвиги и во имя чего он их совершал?

-Почему его земная жизнь вызывает восхищение, а сам он любим православным народом?

-Какое основное качество характера святого можно увидеть в фильме?

 

 

Работа по карточкам. (Самопроверка. Слайд 4-6.)

-Оцените свою работу.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Выясняют, используя словарь значения слов преподобный, отшельник.

 

 

-Это умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.

-Он добрый, ласковый. Его доброта даже излучает свет.

-Сердце дедушки наполнено любовью, поэтому даже медведь чувствует это и не боится.

Работа в парах. (Отгадывают кроссворд)

(Самопроверка. Самооценка)

4.Физминутка.

Прилетели ангелочки

Становились на носочки.

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали

Ручками похлопали

Поскакали в высоту,

Чтобы нам достать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

 

5. Закрепление новых знаний.

-К доске прикреплены карточки, на которых написаны христианские добродетели. Давайте прочитаем их. (Воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь.)

-А теперь попробуем рассказать, как эта добродетель воплотилась в жизни преподобного Серафима Саровского.

Воздержание – это останавливать, ограничивать себя, удерживать нравственною силою.

Целомудрие – это нравственная чистота.

Нестяжание – не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства.

Кротость – укрощать, смирять себя.

Блаженный плач- это слезы покаяния о грехах.

Сердце становится нечистым, когда им завладевают злые помыслы. А злые мысли рано или поздно приводят к злому делу.

Трезвение – воздержание. Пост, трезвая жизнь.

Смирение –это смирить сердце свое-укротить, обуздать, покориться.

Любовь – сильное эмоциональное чувство.

Милосердие –милосердный человек тот. Кто имеет сердце милующее, сострадательное к другим. Старается помочь добрыми делами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Среди названных христианских добродетелей какую бы вы назвали самой главной? Почему?

-Что особенного было в жизни преподобного Серафима Саровского?

-Что же делать, чтобы наша душа была доброй, отзывчивой, милосердной?   

Самостоятельная работа. «Чем вылечить болезни души»

 

Работа в группах. Дети выполняют задание и дают ответы. Если затрудняются, то учитель дополняет.

1 группа

Воздержание. Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда почти три года он питался только одной травой.

Целомудрие. С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молится и чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений.

Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в келью, то нашли там только икону и несколько картофелин. Носил он всегда одну и ту одежду: на голове - поношенную камилавку, на теле — балахон из белого полотна, руки — в кожаных рукавицах, на ногах кожаные бахилы вроде чулок, поверх которых старец наде­вал лапти.

2 группа

Кротость. Однажды в лесу к преподобному подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: «Я ни у кого ничего не беру» Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно». Один из разбойников подхватил с земли топор и ударил обухом святого по голове. Так что он упал без чувств.

Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву «Боже. Милостив буди ко мне, грешнику!»

Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.

3 группа

Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги просил других людей не раскрывать их. Когда святой Серафим Саровский рассказывал перед смертью о своем молитвенном стоянии, один ученик вос­кликнул, что это выше человеческих сил. Святой с улыб­кой заметил: «Симеон Столпник сорок семь лет провел в

этом подвиге, разве мои труды похожи ли хоть отчасти на него?»

Любовь. Серафим Саровский любил людей. Об этом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!»

Милосердие. Серафим Саровский имел от Бога дар видеть, какой человек перед ним, какие грехи он имеет, но батюшка никогда не осуждал, не критиковал, а был рад видеть любого человека и встречал всех словами: «Радость моя!» и старался помочь каждому советом, молитвой.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Работают по карточкам. (Дети подбирают антонимы и записывают)

Ненависть-…                        Ложь -…

Жадность -…                        Жестокость -…

Раздражительность -…        Зависть -…

Слова для справок: любовь, щедрость, правда, милосердие, радость, спокойствие.

6.Итог занятия.

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на занятии? Чем бы вам хотелось поделится дома с родителями, с друзьями?

-Каким должен быть человек по отношению к другим людям?

- Является ли доброта основой жизни Серафима Саровского?

                Он был провидцем, чудотворцем.

                Он и сейчас чудотворит.

                К его источникам, колодцам

                Народ с надеждою спешит.

                Ты преклони пред ним головку.

                Он на иконе как живой.

                И добрый батюшка Саровский

                За нас помолится с тобой.

                Диковин много есть на свете,

                И на Руси довольно их,

                Но мы о том узнали дети,

                Как дивен Бог в святых Своих!

(Учитель раздает детям цветы.)

-Вот и это путешествие по святым уголкам нашей страны подошло к концу. Мне хочется узнать, какое настроение вызвало наше занятие, понравилось вам путешествие или нет. Нарисуйте на цветочке улыбку, которая соответствует вашему настроению. И давайте посмотрим какой букет у нас получился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети при помощи цветка оценивают свою работу.)

Комментарии
Комментариев пока нет.