Технологическая карта урока по ОПК на тему «Доброта - основа жизни преподобного Серафима Саровского»
Технологическая карта внеклассного занятия.
Учитель |
Самохвалова Валентина Ивановна |
ОУ |
Филиал МБОУ «Горловская СОШ» «Катинская ООШ» |
Предмет |
ОПК |
Класс |
4 |
Тема |
Доброта основа жизни преподобного Серафима Саровского. |
Цель |
Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на расширение представлений о доброте как духовной ценности на примере жизни святого Серафима Саровского. Создать условия для осмысления ее значимости в жизни каждого человека. |
Задачи |
-Организовать работу по ознакомлению детей с житием преподобного Серафима Саровского. -Организовать обсуждение с учащимися значимости доброты в жизни каждого человека. -Организовать парную работу для первичного закрепления материала. -Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой. -Организовать рефлексивную оценку результатов учебной деятельности детей на занятии. |
Новые знания |
Преподобный, отшельник, столпничество. |
Формы и виды деятельности |
беседа, участие в учебном диалоге, работа в группах, работа в парах, работа с презентацией, самостоятельная работа с источником информации. |
Планируемые результаты
|
Предметные: осознание ценности понятий: «доброта», «милосердие», «сострадание»; Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
|
Оборудование |
компьютерная презентация, мультфильм «Преподобный Серафим Саровский», репродукция иконы Серафима Саровского, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах и парах. |
Ход занятия.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя.) Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна, Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. - Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. |
Дети приводят в порядок рабочее место. Садятся только те ученики, если их сосед по парте тоже готов.
|
2.Актуализация знаний и определение темы занятия. -Ребята, волшебный паровозик снова приглашает нас отправится в путешествие по нашей удивительной стране. А что нам необходимо захватить в путь? -Усаживайтесь поудобнее, отправляемся. (Звучит «Песенка паровозика») -Учитель: Есть земля, на которой живу я. Здесь мой мир, здесь мой дом, здесь мой сад. Здесь я, пестую душу живую. Жить учу ее с совестью в лад. -Мы любим свою Родину. Здесь жили наши предки, обрабатывали землю, строили города, села. Они старались, чтобы русская земля стала краше, а жить на ней было радостно и интересно. Нашу Родину мы называем Россией матушкой, Отчизной и Отечеством. В сердце носим эти слова. В честь России слагают стихи и песни, художники рисуют замечательные картины. (На доске расположены репродукции русских художников) А сколько замечательных и необыкновенных людей жили и живут на нашей земле. - Вот и остановка. Прочитайте на какой станции мы с вами оказались? (Курск) -Как вы думаете почему? -Давайте прочитаем на доске слова и попробуем предположить почему. (На доске: Диковин много есть на свете, И на Руси довольно их. Сегодня мы узнаем, дети, Как дивен Бог в святых Своих.) -О ком мы будем с вами говорить на нашем занятии? (О святых) (Слайд1. Репродукция иконы Серафима Саровского) -Кто изображен на этой иконе? (Если дети затрудняются, учитель сам сообщает им.) -Определите тему нашего занятия. (Слайд2) -Сегодня мы поговорим о преподобном Серафиме Саровском. -Какие бы цели вы поставили перед собой на этом занятии? |
(Доброжелательность, любознательность, умение прийти на помощь друзьям в трудную минуту)
Дети подпевают.
Предположения детей.
О святых. Серафим Саровский.
Выдвигают гипотезу и с помощью учителя формируют тему занятия. |
3.Открытие нового знания. Просмотр мультфильма. (Учитель проводит фронтальную беседу с учащимися) -О ком этот мультфильм? -Кто он? -Что нового вы о нем узнали? -Как мы называем Серафима Саровского? (Преподобный) -Как вы понимаете слово «Преподобный»? -Какие подвиги и во имя чего он их совершал? -Почему его земная жизнь вызывает восхищение, а сам он любим православным народом? -Какое основное качество характера святого можно увидеть в фильме?
Работа по карточкам. (Самопроверка. Слайд 4-6.) -Оцените свою работу. |
Отвечают на вопросы учителя.
Выясняют, используя словарь значения слов преподобный, отшельник.
-Это умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир. -Он добрый, ласковый. Его доброта даже излучает свет. -Сердце дедушки наполнено любовью, поэтому даже медведь чувствует это и не боится. Работа в парах. (Отгадывают кроссворд) (Самопроверка. Самооценка) |
4.Физминутка. Прилетели ангелочки Становились на носочки. Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили- В стороны направили Наклонились до земли, Словно тяжести несли. Ножками потопали Ручками похлопали Поскакали в высоту, Чтобы нам достать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, А теперь им всем пора Делать добрые дела. |
|
5. Закрепление новых знаний. -К доске прикреплены карточки, на которых написаны христианские добродетели. Давайте прочитаем их. (Воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь.) -А теперь попробуем рассказать, как эта добродетель воплотилась в жизни преподобного Серафима Саровского. Воздержание – это останавливать, ограничивать себя, удерживать нравственною силою. Целомудрие – это нравственная чистота. Нестяжание – не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства. Кротость – укрощать, смирять себя. Блаженный плач- это слезы покаяния о грехах. Сердце становится нечистым, когда им завладевают злые помыслы. А злые мысли рано или поздно приводят к злому делу. Трезвение – воздержание. Пост, трезвая жизнь. Смирение –это смирить сердце свое-укротить, обуздать, покориться. Любовь – сильное эмоциональное чувство. Милосердие –милосердный человек тот. Кто имеет сердце милующее, сострадательное к другим. Старается помочь добрыми делами.
-Среди названных христианских добродетелей какую бы вы назвали самой главной? Почему? -Что особенного было в жизни преподобного Серафима Саровского? -Что же делать, чтобы наша душа была доброй, отзывчивой, милосердной? Самостоятельная работа. «Чем вылечить болезни души»
|
Работа в группах. Дети выполняют задание и дают ответы. Если затрудняются, то учитель дополняет. 1 группа Воздержание. Серафим ел только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Часто, углубившись в молитву, он вообще забывал о еде на несколько дней. Пища его состояла из овощей и хлеба. А было время, когда почти три года он питался только одной травой. Целомудрие. С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молится и чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений. Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в келью, то нашли там только икону и несколько картофелин. Носил он всегда одну и ту одежду: на голове - поношенную камилавку, на теле — балахон из белого полотна, руки — в кожаных рукавицах, на ногах кожаные бахилы вроде чулок, поверх которых старец надевал лапти. 2 группа Кротость. Однажды в лесу к преподобному подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: «Я ни у кого ничего не беру» Тогда разбойники кинулись на него. Обладая большой силой и к тому же будучи вооружен топором, он, без сомнения, смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: «Делайте, что вам надобно». Один из разбойников подхватил с земли топор и ударил обухом святого по голове. Так что он упал без чувств. Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву «Боже. Милостив буди ко мне, грешнику!» Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене. 3 группа Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги просил других людей не раскрывать их. Когда святой Серафим Саровский рассказывал перед смертью о своем молитвенном стоянии, один ученик воскликнул, что это выше человеческих сил. Святой с улыбкой заметил: «Симеон Столпник сорок семь лет провел в этом подвиге, разве мои труды похожи ли хоть отчасти на него?» Любовь. Серафим Саровский любил людей. Об этом говорит его обращение с ними. При встрече преподобный кланялся пришедшему в ноги и говорил: «Радость моя, Христос воскресе!» Милосердие. Серафим Саровский имел от Бога дар видеть, какой человек перед ним, какие грехи он имеет, но батюшка никогда не осуждал, не критиковал, а был рад видеть любого человека и встречал всех словами: «Радость моя!» и старался помочь каждому советом, молитвой. Ответы детей.
Работают по карточкам. (Дети подбирают антонимы и записывают) Ненависть-… Ложь -… Жадность -… Жестокость -… Раздражительность -… Зависть -… Слова для справок: любовь, щедрость, правда, милосердие, радость, спокойствие. |
6.Итог занятия. Рефлексия. -Что нового вы узнали сегодня на занятии? Чем бы вам хотелось поделится дома с родителями, с друзьями? -Каким должен быть человек по отношению к другим людям? - Является ли доброта основой жизни Серафима Саровского? Он был провидцем, чудотворцем. Он и сейчас чудотворит. К его источникам, колодцам Народ с надеждою спешит. Ты преклони пред ним головку. Он на иконе как живой. И добрый батюшка Саровский За нас помолится с тобой. Диковин много есть на свете, И на Руси довольно их, Но мы о том узнали дети, Как дивен Бог в святых Своих! (Учитель раздает детям цветы.) -Вот и это путешествие по святым уголкам нашей страны подошло к концу. Мне хочется узнать, какое настроение вызвало наше занятие, понравилось вам путешествие или нет. Нарисуйте на цветочке улыбку, которая соответствует вашему настроению. И давайте посмотрим какой букет у нас получился.
|
(Дети при помощи цветка оценивают свою работу.) |