Технологическая карта урока по русскому языку (2 класс) на тему «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

6
0
Материал опубликован 15 February

Технологическая карта урока. «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Предмет, класс, УМК

Русский язык, 2 А класс, программа «Школа России»

Тема

«Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель

формулирует правило правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; находит орфограмму в слове.

Задачи

Называет новую орфограмму в слове.

Обосновывает написание слов с орфограммой.

Находит в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оценивает свою работу.

Оборудование

Проектор, экран.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Проявлять:

Эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Предметные – научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.


Называет непарные мягкие шипящие звуки; находит и обозначает в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч; называет при­меры слов с такими сочетаниями.


Тип урока

Урок «открытия» нового знания


Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа


Используемые технологии

Элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно-коммуникативной технологии (компьютерная презентация); системно-деятельностный подход; технологии проблемного обучения, формирующего оценивания.


Информационно- технологические ресурсы

Презентация Power Point “ Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ”, компьютер, проектор, раздаточные листы для обучающихся, учебник русского языка 2 класс, листы.




Этапы

Время

Деятельность учителя, содержание урока



Деятельность учащихся

1.Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.








1 мин.

Приветствие учителя.


- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Настраиваются на рабочий лад, сигнализируют о своей готовности к работе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

10 мин.

Работа с презентацией. 1 слайд.


- Сегодня с нами в путешествие по стране Знаний отправится Знайка. Почему его так зовут? Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть Знайкой? А вы хотите быть Знайкой? Тогда я предлагаю взять с собой в путешествие все эти качества. Согласны?


- Знайка приготовил для вас задание:

- Внимательно посмотрите на него и назовите, какой предмет есть у Знайки, в названии которого спряталась буква, обозначающая согласный, непарный мягкий, непарный глухой звук.


- Правильно, молодцы. Это ОЧКИ. Буква, которую загадал вам Знайка – буква Ч.


Давайте на своих листах запишем число, классная работа.

- Пропишем строчную букву Ч и на самую красивую обведем в зеленый кружок.

-Ребята, а кто знает, какая буква в русском алфавите обозначает так же, как и буква ч, согласный непарный мягкий и непарный глухой? (буква Щ)


- А давайте эту букву тоже с вами пропишем, чтобы букве Ч было не одиноко.




- Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели, давай это зафиксируем на наших оценочных листах. У вас на партах лежат листочки, на которых вы будете себя оценивать после каждого пройденного задания Знайки. Чем больше мы выполним заданий, тем выше шансов стать Знайкой. В конце урока мы посчитаем количество пройденных заданий. (Приложение 1)


Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели. Молодцы!















На доске картинка Знайки

Дети рассматривают картинку, ищут предмет (ОЧКИ)


Показ буквы Ч.

(демонстрация показа письма буквы)

Дети прописывают букву и обводят самую красивую в зеленый кружок.

Дети называют букву Щ (на магните повесить букву щ)

(демонстрация показа письма буквы Щ)

Дети прописывают букву Щ и обводят самую красивую в зеленый кружок.

Дети работают с оценочными листами (отмечают первое задание знаком «+»)






3. Выявление места и причины затруднения.


Следующее учебное затруднение, которое придумал нам Знайка.


- Вспомните, какое слово загадал нам Знайка?


-Ребята, как вы думаете, почему между буквами Ч и К стоит знак вопроса?


-Правильно, нам надо узнать, нужен между этими буквами ь или не нужен?

-Давайте будем вместе рассуждать, искать выход из затруднения.

На слайде записано слово: ОЧ?КИ



Дети приходят к выводу, что ь не пишем, т.к. буква Ч всегда мягкая





- Очки



- Надо узнать, нужно ли ставить Ь.



Высказывания детей, их предположения.



- Потому что, звук [ч] всегда мягкий.


4. Постановка учебной задачи.


Ребята, может кто из вас догадался, какая тема нашего урока?


-Какие задачи мы для себя поставим? Чему мы должны научиться, что должны узнать?


-Для чего нам надо знать данное правило?




Проверка по эталону на экране.

- Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ

- Научимся правильно писать буквосочетания.


- Узнаем, почему в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, чт не пишется Ь.

- Узнаем в чем заключается опасность в буквосочетаниях.

- Чтобы быть грамотными

5. Реализация построенного проекта


1.Работа в учебнике.


-Итак, мы с вами открыли новое правило. Знайка задумался: что нам поможет убедиться в правильности нашего открытия?


-Давайте откроем с вами учебники на с. 5.


- Работа с правилом с.5.


-Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ? Можно ли сказать, что это опасные места? В чем заключается опасность?


_ Как называются такие опасные места в словах русского языка?


-Ребята, наше открытие совпадает с правилом?


2. Работа с оценочными листами. (Приложение 1)


-Как вы думаете, мы справились с учебным затруднением Знайки? Давайте это зафиксируем на своих оценочных листах





- Учебник.



Читают правило.

Один ученик вслух.

Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.



Орфограмма

Учащиеся отвечают на вопрос.





Ребята заполняют оценочные листы.


6. Физминутка


- А сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы топаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать.


Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон.

Учащиеся выполняют задание.








7. Первичное закрепление материала.


Работа в паре:


- Следующее испытание Знайка предлагает провести в паре. Предлагаю вспомнить основные правила работы в команде.



- На карточках даны слова. Знайка просит разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний. Как только первая пара будет готова – соединяет руки «домиком».


Ласточка, пончик, песочница, молочный, мечта, хищник, овощной, мачта, спичка, птенчик.



Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в паре).


Проверка.


- На какие группы вы разбили?


- Почему у вас в этом столбике такие слова?


- Сверьте с эталоном.


- Какая группа выполнила без ошибок?


- Кто допустил ошибки?


- Кто не справился с заданием?


- Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч?


- Почему?


- Знайка благодарит вас, вы справились с его заданием. Сразу отметим в своих оценочных листа.

(Приложение 1)


Работа по рядам с учебником.


- Следующее задание, которое нам подготовил Знайка находится в учебнике на странице 4. Смотрим упражнение 2.

- Каждому ряду нужно написать свое буквосочетание. Первый ряд находит выписывает в тетрадь все слова с буквосочетанием ЧК. Второй ряд – с ЧН, третий ряд – ЧТ. А ЩН выпишут все вместе.


Проверка по эталону на экране.


- Ребята, а теперь каждый из вас подумайте, справились ли вы с упражнением Знайки? Преодолели ли вы затруднение? Если все выполнили верно, тогда вы ставите «+», а если не справились – тогда не ставите, остаетесь пока на предыдущей отметке.



Дети разбиваются на пары, повторяют правила работы в ней.

























- На буквосочетания чк, чн, чт, нч, щн.















- без ь.



Это орфограмма, нужно запомнить.

Дети заполняют оценочные листы.





Учащиеся выполняют упражнение письменно в тетрадях.



С каждого ряда выходят по одному ученику и записывают слова с объяснением.









Учащиеся заполняют оценочные листы.






8. Включение в систему знаний и повторения.


- Давайте вспомним еще раз, как называется тема нашего урока?


-Какое открытие мы с вами сделали по данной теме?

Работа в паре.

- Знайка подготовил для Вас еще одно задание, найдите у себя в конверте кроссворд! Выполнив это задание, не забудьте оценить себя на листочке. (Приложение 2)

Проверка по эталону с экрана.

Заполнение оценочных листов. (Приложение 1)



Работа над правильным произношением слов.


- Мы учились писать слова с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ, а теперь поучимся говорить правильно.

- Очень часто слова, «конечно», «нарочно», «скучно» люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.


Это финальное задание нам приготовил Знайка и надеется, что мы с ним справимся.


- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, оно у вас записано на карточке.


Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!


- Какой звук нужно произносить? (Звук [ш]).


- Вы все молодцы! Знайка хвалит Вас и хочет убедиться, что Вы усвоили урок по теме. Для этого возьмите лист с тестом, который лежит у вас на парте и приступайте его выполнять самостоятельно.


Тест по теме «Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч


1.Нужен ли мягкий знак в буквенных сочетаниях чк, чн, чт, нч? (да, нет)

2.Все ли слова написаны правильно: сочный, ночка, молочный, Жучка, задачка, ручной, свечка, тучка, дочка, звучный? (да,нет)

3. Зачеркни из каждой строки лишнее слово.

Мачта, почта, матч, мечта, чтение.

Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

Молочный, цветочница, почта, яблочный, песочница.

Сказочный, точный, вечный, скучный, кирпичный, закончить


Совместная проверка.


Оцените себя на листах самопроверки. (Приложение 1)





Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ

Они пишутся без мягкого знака.



Дети самостоятельно решают кроссворд в паре.



Дети проверяют свои ответы и заполняют оценочный лист.





























Читают хором вслух.















- Звук [ш].















Дети выполняют тест.

















Совместно проверяют с учителем.

Оценивают себя на листах.




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Подведение итогов урока.


- Давайте подведем итог нашего урока.

-Что нового мы с вами узнали? Какое открытие сделали?

-Что помогло нам справиться со всеми учебными затруднениями?

-А теперь встаньте те ученики, кто оказался на вершине к успеху, и кто сегодня на уроке был Знайкой, поставьте себе смайлик на полях.

-Знайка прощается с нами и желает успехов в учебе!

Спасибо всем за урок и за работу!



Учащиеся отвечают на вопросы, подводя итоги урока.

Дети подсчитывают количество плюсов и выполняют самооценку.



































Приложение 1.

Оценочный лист с заданиями.

Фамилия Имя


Постарался красиво написать буквы Ч и Щ


Справился с заданием в паре


Могу рассказать правило


Справился с заданиями от Знайки


Решил легко и просто кроссворд от Знайки


Справился с тестом


Могу рассказать правило и решать задания.






Приложение 2. Кроссворд.

t1739638766aa.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.