Технологическая карта урока по русскому языку (2 класс) на тему «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Технологическая карта урока. «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».
Предмет, класс, УМК | Русский язык, 2 А класс, программа «Школа России» | |
Тема | «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ». | |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |
Цель | формулирует правило правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; находит орфограмму в слове. | |
Задачи | Называет новую орфограмму в слове. Обосновывает написание слов с орфограммой. Находит в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Оценивает свою работу. | |
Оборудование | Проектор, экран. | |
Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ученик научится | ||
Проявлять: Эмоционально-ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Предметные – научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; УУД (метапредметные): Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют; Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих. | Называет непарные мягкие шипящие звуки; находит и обозначает в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч; называет примеры слов с такими сочетаниями. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |
Формы работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа | |
Используемые технологии | Элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно-коммуникативной технологии (компьютерная презентация); системно-деятельностный подход; технологии проблемного обучения, формирующего оценивания. | |
Информационно- технологические ресурсы | Презентация Power Point “ Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ”, компьютер, проектор, раздаточные листы для обучающихся, учебник русского языка 2 класс, листы. |
Этапы | Время | Деятельность учителя, содержание урока | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности. | 1 мин. | Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. | Настраиваются на рабочий лад, сигнализируют о своей готовности к работе. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. | 10 мин. | Работа с презентацией. 1 слайд. - Сегодня с нами в путешествие по стране Знаний отправится Знайка. Почему его так зовут? Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть Знайкой? А вы хотите быть Знайкой? Тогда я предлагаю взять с собой в путешествие все эти качества. Согласны? - Знайка приготовил для вас задание: - Внимательно посмотрите на него и назовите, какой предмет есть у Знайки, в названии которого спряталась буква, обозначающая согласный, непарный мягкий, непарный глухой звук. - Правильно, молодцы. Это ОЧКИ. Буква, которую загадал вам Знайка – буква Ч. Давайте на своих листах запишем число, классная работа. - Пропишем строчную букву Ч и на самую красивую обведем в зеленый кружок. -Ребята, а кто знает, какая буква в русском алфавите обозначает так же, как и буква ч, согласный непарный мягкий и непарный глухой? (буква Щ) - А давайте эту букву тоже с вами пропишем, чтобы букве Ч было не одиноко. - Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели, давай это зафиксируем на наших оценочных листах. У вас на партах лежат листочки, на которых вы будете себя оценивать после каждого пройденного задания Знайки. Чем больше мы выполним заданий, тем выше шансов стать Знайкой. В конце урока мы посчитаем количество пройденных заданий. (Приложение 1) Итак, первое учебное затруднение мы с вами преодолели. Молодцы! | На доске картинка Знайки Дети рассматривают картинку, ищут предмет (ОЧКИ) Показ буквы Ч. (демонстрация показа письма буквы) Дети прописывают букву и обводят самую красивую в зеленый кружок. Дети называют букву Щ (на магните повесить букву щ) (демонстрация показа письма буквы Щ) Дети прописывают букву Щ и обводят самую красивую в зеленый кружок. Дети работают с оценочными листами (отмечают первое задание знаком «+») |
3. Выявление места и причины затруднения. | | Следующее учебное затруднение, которое придумал нам Знайка. - Вспомните, какое слово загадал нам Знайка? -Ребята, как вы думаете, почему между буквами Ч и К стоит знак вопроса? -Правильно, нам надо узнать, нужен между этими буквами ь или не нужен? -Давайте будем вместе рассуждать, искать выход из затруднения. На слайде записано слово: ОЧ?КИ Дети приходят к выводу, что ь не пишем, т.к. буква Ч всегда мягкая | - Очки - Надо узнать, нужно ли ставить Ь. Высказывания детей, их предположения. - Потому что, звук [ч] всегда мягкий. |
4. Постановка учебной задачи. | | Ребята, может кто из вас догадался, какая тема нашего урока? -Какие задачи мы для себя поставим? Чему мы должны научиться, что должны узнать? -Для чего нам надо знать данное правило? Проверка по эталону на экране. | - Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ - Научимся правильно писать буквосочетания. - Узнаем, почему в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, чт не пишется Ь. - Узнаем в чем заключается опасность в буквосочетаниях. - Чтобы быть грамотными |
5. Реализация построенного проекта | | 1.Работа в учебнике. -Итак, мы с вами открыли новое правило. Знайка задумался: что нам поможет убедиться в правильности нашего открытия? -Давайте откроем с вами учебники на с. 5. - Работа с правилом с.5. -Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ? Можно ли сказать, что это опасные места? В чем заключается опасность? _ Как называются такие опасные места в словах русского языка? -Ребята, наше открытие совпадает с правилом? 2. Работа с оценочными листами. (Приложение 1) -Как вы думаете, мы справились с учебным затруднением Знайки? Давайте это зафиксируем на своих оценочных листах | - Учебник. Читают правило. Один ученик вслух. Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется. Орфограмма Учащиеся отвечают на вопрос. Ребята заполняют оценочные листы. |
6. Физминутка | | - А сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы топаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать. Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон. | Учащиеся выполняют задание. |
7. Первичное закрепление материала. | | Работа в паре: - Следующее испытание Знайка предлагает провести в паре. Предлагаю вспомнить основные правила работы в команде. - На карточках даны слова. Знайка просит разделить их по группам в зависимости от буквосочетаний. Как только первая пара будет готова – соединяет руки «домиком». Ласточка, пончик, песочница, молочный, мечта, хищник, овощной, мачта, спичка, птенчик. Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в паре). Проверка. - На какие группы вы разбили? - Почему у вас в этом столбике такие слова? - Сверьте с эталоном. - Какая группа выполнила без ошибок? - Кто допустил ошибки? - Кто не справился с заданием? - Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? - Почему? - Знайка благодарит вас, вы справились с его заданием. Сразу отметим в своих оценочных листа. (Приложение 1) Работа по рядам с учебником. - Следующее задание, которое нам подготовил Знайка находится в учебнике на странице 4. Смотрим упражнение 2. - Каждому ряду нужно написать свое буквосочетание. Первый ряд находит выписывает в тетрадь все слова с буквосочетанием ЧК. Второй ряд – с ЧН, третий ряд – ЧТ. А ЩН выпишут все вместе. Проверка по эталону на экране. - Ребята, а теперь каждый из вас подумайте, справились ли вы с упражнением Знайки? Преодолели ли вы затруднение? Если все выполнили верно, тогда вы ставите «+», а если не справились – тогда не ставите, остаетесь пока на предыдущей отметке. | Дети разбиваются на пары, повторяют правила работы в ней. - На буквосочетания чк, чн, чт, нч, щн. - без ь. — Это орфограмма, нужно запомнить. Дети заполняют оценочные листы. Учащиеся выполняют упражнение письменно в тетрадях. С каждого ряда выходят по одному ученику и записывают слова с объяснением. Учащиеся заполняют оценочные листы. |
8. Включение в систему знаний и повторения. | | - Давайте вспомним еще раз, как называется тема нашего урока? -Какое открытие мы с вами сделали по данной теме? Работа в паре. - Знайка подготовил для Вас еще одно задание, найдите у себя в конверте кроссворд! Выполнив это задание, не забудьте оценить себя на листочке. (Приложение 2) Проверка по эталону с экрана. Заполнение оценочных листов. (Приложение 1) Работа над правильным произношением слов. - Мы учились писать слова с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ, а теперь поучимся говорить правильно. - Очень часто слова, «конечно», «нарочно», «скучно» люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Это финальное задание нам приготовил Знайка и надеется, что мы с ним справимся. - Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, оно у вас записано на карточке. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно, не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно, не нарочно Вазу мамину разбил. И уж вовсе, не нарочно На ковёр кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь-то я послушный! - Какой звук нужно произносить? (Звук [ш]). - Вы все молодцы! Знайка хвалит Вас и хочет убедиться, что Вы усвоили урок по теме. Для этого возьмите лист с тестом, который лежит у вас на парте и приступайте его выполнять самостоятельно. Тест по теме «Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч 1.Нужен ли мягкий знак в буквенных сочетаниях чк, чн, чт, нч? (да, нет) 2.Все ли слова написаны правильно: сочный, ночка, молочный, Жучка, задачка, ручной, свечка, тучка, дочка, звучный? (да,нет) 3. Зачеркни из каждой строки лишнее слово. • Мачта, почта, матч, мечта, чтение. • Яблочко, корочка, пончик, тапочки. • Молочный, цветочница, почта, яблочный, песочница. • Сказочный, точный, вечный, скучный, кирпичный, закончить Совместная проверка. Оцените себя на листах самопроверки. (Приложение 1) | Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ Они пишутся без мягкого знака. Дети самостоятельно решают кроссворд в паре. Дети проверяют свои ответы и заполняют оценочный лист. Читают хором вслух. - Звук [ш]. Дети выполняют тест. Совместно проверяют с учителем. Оценивают себя на листах. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | | Подведение итогов урока. - Давайте подведем итог нашего урока. -Что нового мы с вами узнали? Какое открытие сделали? -Что помогло нам справиться со всеми учебными затруднениями? -А теперь встаньте те ученики, кто оказался на вершине к успеху, и кто сегодня на уроке был Знайкой, поставьте себе смайлик на полях. -Знайка прощается с нами и желает успехов в учебе! Спасибо всем за урок и за работу! | Учащиеся отвечают на вопросы, подводя итоги урока. Дети подсчитывают количество плюсов и выполняют самооценку. |
Приложение 1.
Оценочный лист с заданиями.
Фамилия Имя | |
Постарался красиво написать буквы Ч и Щ | |
Справился с заданием в паре | |
Могу рассказать правило | |
Справился с заданиями от Знайки | |
Решил легко и просто кроссворд от Знайки | |
Справился с тестом | |
Могу рассказать правило и решать задания. | |
Приложение 2. Кроссворд.