12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зеленкова Екатерина38

Методическое описание образовательного продукта

Название конкурсной работы: «Урок исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности»

Номинация: разработка технологической карты урока

Автор(ы), с указанием предмета или направления деятельности: Зеленкова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Целевые группы пользователей: учителя-словесники, работающие в 6-х классах

Область применения: материал данного урока может быть использован как на уроках русского языка, так и других уроках: математики, истории, английского языка и т.д. Кроме того, он может быть полезен для разработки внеурочных занятий.

Категория школьников (возраст, класс): 6 класс, 12 лет

Обоснование целесообразности использования заявленной формы организации деятельности детей: умение работать с информацией – залог успешности образовательной деятельности школьников. Для учителей русского языка работа с текстом относится к предметным умениям. Чтобы актуализировать метапредметную функцию русского языка, повысить мотивацию к его изучению, необходимо на уровне образовательной организации продумать такую систему мероприятий, благодаря которой ученики смогли бы увидеть значимость русского языка. Одним из таких мероприятий может стать день единого текста, который прошел в МОУ СОШ № 27 19 января 2017 года.

Педагогические задачи, которые позволяет решать предлагаемый продукт: проведение данного урока в рамках дня единого текста, безусловно, служит, во-первых, одним из способов повышения мотивации к изучению языка вообще (Подробнее об этом см. rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/05/kiseleva-n.v.pdf ), во-вторых, реализует межпредметные связи, в-третьих, содержит огромный потенциал для формирования универсальных учебных действий учащихся, что является важнейшим требованием ФГОС.


 


 

Проект технологической карты урока исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

ФИО учителя: Зеленкова Екатерина Владимировна

Класс: 6

Дата: 19 января

Предмет: русский язык

урока по расписанию: 1

Тема урока: исследование языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

Цели урока: закрепление знаний о признаках текста, сведений и причастии как части речи

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: формирование чувства гордости за родной город, обладающий богатейшей историей, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Познавательные: поиск и выделение информации, выявление сущности, особенностей объектов, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные: закрепление и углубление знаний о признаках текста, актуализация знаний о причастии как части речи.

Оборудование урока: презентация в программе Power Point (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2)


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Мотивационный

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня, ребята, вы пришли в школу без учебников, потому что в нашей школе необычный день – день единого текста. Этот лист, что лежит сейчас перед вами, станет единственным учебным пособием на всех четырех уроках.

Ощущают внутреннюю потребность включения в учебную деятельность

Актуализация знаний

Диктует предложения, предлагает самостоятельно выделить орфограммы, позже назвать их и объяснить (фронтальный опрос)

Запишите, пожалуйста, следующие выражения:

- Своя земля и в горсти мила.

- Где сосна взросла, там она и красна.

- Всякому мила своя сторона.

- На родной стороне и камешек знаком.

Назовите встретившиеся виды орфограмм

Самопроверка, объяснение орфограмм и пунктограмм

(СЛАЙД 1)

Записывают предложения под диктовку, выделяют встретившиеся орфограммы, называют их. Проверяют правильность записи, сличая ее с эталоном.

Введение в тему с формулировкой цели урока.

Создаёт условия для проблемного (подводящего) диалога.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

- Как называются такие выражения? Что их объединяет? Можно ли назвать это текстом?

Перечислите признаки текста (СЛАЙД 2)

- единство темы

- наличие основной мысли (идеи)

-

-

- смысловая и грамматическая связь предложений

- информативность

- логическая связь частей

- стилевое единство (СЛАЙД 2 с двумя пробелами, которые заполняются позже)

Как вы думаете, почему мы вспомнили все признаки текста? Попробуйте сформулировать цель урока сегодня

Включаются в проблемный диалог, отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Учащиеся отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Формулируют тему и цель урока

Исследование языкового материала (применение знаний и умений)

В технологии проблемного диалога организует наблюдение.

А можно ли назвать текстом то, что вы прочитали дома? Давайте докажем. Итак,

- Какова была его тема?

- Сформулируйте идею текста

- Интересно, какой заголовок вы бы придумали к нашему тексту, ведь мы помним, что он, как правило, отражает либо тему текста, либо его идею.

Обратите внимание, что в моей записи есть незаполненный строчки. Дело в том, что некоторые лингвисты выделяют среди признаков текста так называемые «начальное» и «конечное» предложения.

- Попробуйте догадаться, какова функция начального предложения? (обозначает тему текста)

- А как звучит начальное предложение в нашем тексте? (Родина…)

- Почему текст начинается со слова «Родина», если говорится в нем о Рыбинске?

- А какова же, по вашему мнению, функция конечного предложения? (подводит итог развития темы)

К нему мы вернемся чуть позже. (Возвращение на СЛАЙД 2)

- Кроме того, предложения должны в тексте быть связаны по смыслу и грамматически. А какие виды связи предложений вам известны?

Попробуйте, работая в парах, составить схему связи предложений первого абзаца, параллельно отмечая,

какие лексические средства помогают связать предложения.

- Любой текст должен быть для нас информативен. Думаю, многое в нашем тексте было вам уже известно. А была ли информация, которая стала для вас новой?

- В тексте встречаются слова, значение которых, уверена, было вам неизвестно. Назовите эти слова Давайте попросим наших экспертов узнать значения этих слов. К какому словарю необходимо обратиться?

- А мы тем временем попробуем выяснить, какой логике подчиняются части текста (один из признаков текста) и составим простой план, работая в группах в течение 5 минут. СЛАЙД 3

- Итак, текст поделен нами на смысловые части. В каждой можно выделить ключевые слова. Скажите, а почему они так называются?

- Давайте запишем ключевые слова нашего текста, которые выделила я, и повторим известные нам орфограммы (работа у доски)

кресло-трон, временный деревянный дворец, объясняется географическим положением, глубоководный путь, жители окрестных городов, период навигации, мукомольные фабрики, судосроительный завод, заполнение водохранилища, влаголюбивая растительность, непростые годы, расположен за Черемухой

- Какой частью речи является слово «расположен»? Что вам известно о ней? На какие группы делятся причастия? Выпишите из абзацев 1-9 причастия, распределяя их на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Проводят наблюдение над текстом, отвечают, что текст был о Рыбинске. Его идея определялась желанием автора рассказать читателю, что Рыбинск – город с богатейшей историей, продолжающий свое активное развитие.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавия.

Учащиеся высказывают предположение, что начальное предложение «вводит» в тему, задает ее, а конечное, следовательно, подводит ее итог.

Учащиеся отвечают, что Рыбинск – наша малая Родина.

Учащиеся, работая в парах, составляют схему, приходя к выводу, что для связи предложений используется цепная и параллельная связи, из лексических средств – личные местоимения и повторы.

 

Учащиеся делятся впечатлениями о тексте, рассказывая, какая информация в нем оказалась новой.

Учащиеся называют ряд слов: козельщики, анфилада, литургия и др., говоря, что для уточнения их значения необходимо обратиться к толковому словарю.

Учащиеся объединяются в группы, составляют коллективно простой план текста.

Учащиеся отвечают, что ключевыми называют особо важные слова, открывающие его смысл, записывают их под диктовку, исправляют и дополняют отвечающего у доски, сличают свою запись с эталоном.

Учащиеся определяют часть речи и называют все известные им признаки причастия, затем выписывают их из названных абзацев,

Распределяя на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Физкультминутка

Предупреждает общее утомления учащихся, переключая их с умственной деятельности на физическую.

Выполняют упражнения ответственного за проведение физкультминутки в этот день ученика

Исследование языкового материала (применение знаний и умений)

Продолжает организовывать наблюдение над языковым материалом

- Вернемся к признакам текста. Наш текст, безусловно, отличается и стилевым единством. Однако нам с вами только предстоит познакомиться с публицистическим стилем, именно к нему относится текст.

Продолжают наблюдение над языковым материалом

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию через подводящий диалог, благодарит за работу.

- Удалось ли нам доказать, что перед нами не просто набор предложений, а действительно текст?

Итак, давайте подведем итоги нашего необычного урока. Скажите, что сегодня на материале одного только текста нам удалось повторить?

Признаки текста

Изученные ранее орфограммы

Сведения о причастии

Факты из истории родного города

А что нового смогли узнать?

СЛАЙД 4

Переживают рефлексию учебной деятельности

 

Учащиеся, вновь обращаясь к признакам текста, доказывают, что работали весь урок именно с ним, отмечают, что, кроме этого повторили изученные ранее орфограммы, сведения о причастии, факты из истории родного города, указывают, что некоторая информация была для них новой: Значение незнакомых слов, признаки текста, не изученные ранее, факты из истории родного города

Домашнее задание

Задает домашнее задание, делает необходимый комментарий, настраивает на работу с данным материалом на других уроках.

Перечитайте еще раз конечное предложение текста, которое, как мы выяснили, подводит итог. Дома я прошу вас написать сочинение-миниатюру и ответить на вопрос, как вы его понимаете. (5-7 предложений)

СЛАЙД 5

- Мы завершаем урок русского языка, но не завершаем работу с текстом. Впереди вам предстоит посмотреть на него с других точек зрения.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.

 Приложение 2

(1)Родина…. Как много значит для каждого из нас это слово! Как часто мы слышим фразы «служить Родине», «любить Родину», «скучать по Родине». Но при этом нам знакомо и выражение «малая Родина». И здесь, конечно, речь идет о том месте, где человек родился и вырос. Наша малая Родина – Рыбинск. А что вы знаете о нем?

(2)Рыбинск находится в Центральной России. Это второй по площади и численности населения город Ярославской области. Расстояние от Рыбинска до Ярославля – 82 километра (то есть в среднем час на автомобиле), до Москвы – 330 километров (примерно 4 часа), до Санкт-Петербурга – 720 километров (около 9 часов).

(3)Города встречают путешественников по-разному. В Рыбинск нужно въезжать по воде – и тогда он приветствует гостя парадной анфиладой зданий вдоль Волги, пусть и лишенной столичного безупречного блеска, но имеющей очень убедительную сдвоенную кульминацию – Собор и Биржу.

(4)Именно этим путем прибыла в 1767 в Рыбную слободу Екатерина II. Императрица посетила литургию в соборе и прогулялась по Крестовой улице к специально построенному для нее временному деревянному дворцу.

(5)Приезд императрицы запечатлен в истории Рыбинска: это и изображенные на гербе города сходни, по которым Екатерина спустилась с борта галеры, и приготовленное для нее царское кресло-трон, которое и по сей день можно увидеть в музее.

(6)Какое значение имел приезд императрицы? Рыбной слободе указом 1777 года присваивался статус города. Изменялось и его название: отныне он именовался Рыбинском. Что тоже далеко не случайно. Именно с рыбинских перекатов доставлялась к царскому столу стерлядь. Этой рыбой (как впрочем и другой) были богаты воды Волги.

(7)Именно окончанием 18 века ознаменовано стремительное развитие города. Во многом это объясняется его географическим положением: здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, а выше города, в посёлке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги.

(8)В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года — железная дорога Рыбинск — Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

(9)Во второй половине 19 века в городе активно развивается промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Появляется чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). Активно работают крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип.

(10)Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод. В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне (в настоящее время под названием ОАО «Рыбинский дом печати»).

(11)Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. Здесь открывается множество крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительный завод, завод дорожных машин. По-прежнему играет существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы. В 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент.

(12)Одним из знаковых событий в истории Рыбинска 20 века стало строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. «Рыбинское море», как назвают его в народе, необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергался критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.

(13)В первые годы после заполнения водохранилища бурно развились водные организмы. Затопленные пойменные луга, пашни и огромные площади вырубленных лесов таили в себе большое количество органических веществ, вызвавших активное развитие жизни в водоеме. Хорошо прогреваемые мелководья густо заросли влаголюбивой и водной растительностью: осоками, ситником, рогозом, полевицей, частухой, ежеголовником, гречишкой земноводной. Это не преминуло сказаться на численности водоплавающей дичи. В прибрежных заповедных заливах стали гнездиться кряква, шилохвость, чирок-свистунок. В зоне затопления, на мелководьях, начала нереститься рыба, происходил нагул выклюнувшейся из икринок молоди.

(14)Такое громадное рукотворное море, безусловно, должно было повлиять на окружающую природу. В июле 1945 года был организован Дарвинский государственный заповедник, которому и предстояло изучить влияние созданного моря на живую природу.

(15)Продолжая прослеживать исторический путь, пройденный нашим городом, стоит отметить, что не всегда он носил это имя. 13 сентября 1946 года город был переименован в Щербаков в честь политика Александра Щербакова, но уже в октябре 1957 года ему было возвращено историческое название Рыбинск[3]. Однако 15 марта 1984 года город вновь переименован — уже в Андропов, в честь генсека Юрия Андропова, а в марте 1989 года название Рыбинск снова было возвращено.

(16)Во второй половине 20 века город продолжил свое активное развитие. После войны здесь появляется завод приборостроения, кабельный завод, крупный оптико-механический завод «Призма». Развивается деревообрабатывающая и пищевая промышленность.

(17)Непростые годы переживал наш город вместе со всей страной в постсоветский период, сделав шаг назад в своем социально-историческом развитии. Одни предприятия закрывались, другие претерпевали сокращения. Всё это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к резкому сокращению численности населения города: за 25 лет население города сократилось почти на 60 тысяч человек (24 %).

(18)Последние десятилетия, бесспорно, новый виток развития Рыбинска. Наверное, никогда до сей поры не город не переживал такого подъема в развитии всех сфер человеческого бытия: промышленности, образования и культуры, здравоохранения.

(19)Также в историю Рыбинска вписан и ряд знаменитых фамилий. В 1745 году в сельце Бурнаково, что на левом берегу Волги неподалеку от Рыбинска, родился мальчик Федя. С детства он хотел стать воином. Его мечта сбылась: адмирал Федор Ушаков стал не просто воином, но истинным героем нашей истории, давшим более 40 морских сражений и не потерпев ни одного поражения.

(20)Именно в нашем городе провел детство будущий гениальный ученый Алексей Алексеевич Ухтомский, исследовавший законы поведения человека. За рекой Черемухой расположен Дом-музей академика, один из залов которого – точная копия комнаты мальчика Алеши Ухтомского, другой – кабинет академика в Петербурге.

(21)Нашим земляком является и Лев Иванович Ошанин – известный поэт, автор текстов песен «Эх, дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг». Памятник ему установлен на Волжской Набережной.

(22)Завершая этот небольшой экскурс в историю родного города, заметим, что современный Рыбинск – это развитый город с величайшей историей. А чем прославится наша малая Родина в будущем – может зависеть от вас.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.