Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему «Части речи»

2
0
Материал опубликован 11 January 2021 в группе

Проект учебного занятия

Ф.И.О. Реутова Елена Андреевна

Тема: Части речи (обобщение)

Класс: 3

Планируемые результаты


 

Личностные: Обоснуют свой выбор при определении частей речи

Метапредметные

Регулятивные: понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет действия для её решения; планирует свои действия; действует по намеченному плану; выполняет проверку действий «другого» и осуществляет самоконтроль; осознаёт возникающие трудности.


Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, делает умозаключения, выводы; выделяет существенные признаки, подводит по ним факты языка под понятия; классифицирует слова по заданным признакам, группирует их; обобщает и систематизирует материал.


Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдает правила речевого поведения; строит небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушает сообщения других; делится приобретённой информацией с другими, пересказывает её.

Предметные: Пользуется освоенными признаками для определения части речи; выявляет принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивает слова самостоятельных и служебных частей речи, понимает смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи. 

Строит устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.

Использует все приобретённые орфографические умения в процессе письма

Цель урока


Обобщить знания о признаках, по которым определяются части речи;

Уметь определять, классифицировать части речи.

Задачи:

Организовать деятельность по обобщению знаний о частях речи

Проблема:

Различие в уровне подготовки детей к обобщению темы

Педагогические технологии:

ИКТ, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая


Структура и содержание занятия


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап: Мотивационно - целевой

Цель:
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Подготовка к работе на уроке.

Решают проблемную ситуацию. Приходят к выводу, что слова нужно разделить по частям речи.

Формулируют тему урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, отступите нужное количество строк. запишите число и классную работу.

- Найди в каждой строчке лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Кто готов назвать тему нашего урока? (Части речи).

- Что хотите узнать по теме урока?

(Какие части речи есть? Чем они отличаются друг от друга? Сколько частей речи в русском языке?)

- Зачем вам это знать? (Интересно, не знаем, хотим узнать).

Проблемно-диалогический метод

Фронтальная

ІІ этап: Реализация учебной деятельности, направленной на достижение поставленной обучающимися  цели.


Цель: Поиск решения учебной задачи

Организует учебное взаимодействие учеников.

Оценивает выполнение работы.

Добивается аргументации своего мнения от учащихся





















































































































Называют части речи, ставят к ним вопросы, указывают, что обозначают данные части речи.


Отбирают слова той части речи, о которой шла речь в загадке.


















































































После выступления каждой группы остальные ученики оценивают её выступление: красный цвет - не согласен, зелёный - согласен.

























Дети выполняют задания.





































Работа с учебником.






Работают в тетради.

Выясняют, что одни и те же слова могут быть разными частями речи.


















Работа с тестом.

Самопроверка. Сверяют ответы с записью на экране.

- Теперь объединитесь в группы и задача каждой группы: рассказать о части речи по плану.

Задание для 1 группы:

1. Отгадайте загадку:

Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.  (имя существительное)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Задание для 2 группы:

1. Отгадайте загадку:

Художника этого знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (имя прилагательное)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Задание для 3 группы:

1. Отгадайте загадку:

Я страшное дело, какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.
Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Задание для 4 группы:

1. Отгадайте загадку:

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Он, она, они и я,

Это, без сомнения, слова - …(местоимения)

 2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.

Задание для 5 группы:

1. Отгадайте загадку:

Мастер числа называет.

Каждый школьник его знает.

Сто, четыре, двадцать пять.

Учимся, друзья, считать. (имя числительное)

2. Составь рассказ о части речи:

___________- это часть речи, которая отвечает на вопросы________ и обозначает_________.

3. Запиши 4 примера слов, которые относятся к этой части речи.


- Каждая группа выходит и отвечает по плану о части речи, остальные оценивают цветом: красный цвет - не согласен, зелёный - согласен.


- Отгадайте ещё 1 загадку:

Словам он руку помощи дает

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним скверно. (предлог)


- Приведите примеры предлогов. Какую службу выполняют предлоги?


- Как называют в русском языке группу частей речи, которые находятся слева? (Самостоятельные). Справа? (Служебные).


-Молодцы! Вы хорошо справились с этим этапом.


Физминутка


- У вас на парте лежат слова. Прочитайте их. Выйдите только те, у которых лист голубого цвета. (Зима, зимушка, зимовка, зимний, зимовать, перезимовал, зазимовал.)  Как называют такие слова в русском языке? (Однокоренные). Почему?

- Выстроите цепочку однокоренных слов так: сначала имена существительные, затем - имена прилагательные, после - глаголы. Остальные ребята оценивают итог работы цветом.


- Выйдите те, у которых лист сиреневого цвета.

(Мороз, морозец, морозище, морозный, морозить, заморозить, вымораживать.) Как называют такие слова в русском языке? (Однокоренные). Почему?

- Теперь выйдите те, у кого лист розового цвета. (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)  Что написано на ваших листах? (Названия частей речи).

- Сгруппируйтесь слова со своей частью речи. Остальные ребята оценивают итог работы цветом.


- С какими частями речи вы уже знакомы?

- Сколько в русском языке частей речи?

- Где можем проверить наши предположения? Работаем с учебником на с. 3.

- Назовите неизвестные вам части речи.


- Запишите предложение. Определите, какие части речи входят в его состав. Как определить, какой частью речи является слово?


К вечеру красное солнышко село за село.

Суп в столовой мы едим ложкой столовой.


- Проверяем цветом: красный - сущ., зелёный - прил., синий - глаг., жёлтый - предлог, оранжевый - местоимение.

-С какой трудностью столкнулись? Как произносятся и слышатся такие слова? Как пишем? Каково лексическое значение? Как называем такие слова?

(Омонимами.)


- А теперь проверим свои знания с помощью теста. Взаимопроверка по ключу.

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет            б) признак предмета          

в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет            б) признак предмета          

в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет            б) признак предмета         

 в) действие предмета

4. Из данных слов выбери имена существительные.

а) светлый, добрый         б) бегать, играть          в) солнце, свет

5. Из данных слов выбери имена прилагательные.

а) светлый, добрый         б) бегать, играть          в) солнце, свет

6. Из данных слов выбери глаголы.

а) светлый, добрый         б) бегать, играть        

в) солнце, свет

На экране ответ:

1-а,2-б,3-в,4-в,5-а,6-б.

Частично-поисковый










































































































Проблемно-диалогический

Групповая


















































































Групповая

























Индивидуальная







Фронтальная















Индивидуальная








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации