Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДАТА: 04.10.2022
Тема урока: Части речи
Тип урока: Закрепление.
Цель урока: закрепление знаний обучающихся о частях речи.
Задачи урока:
Дидактические: актуализировать и обобщить знания учащихся о частях речи, учить находить разные части речи в предложении.
Развивающие: развивать грамотную речь, орфографическую зоркость, логические операции обобщение, характеристика.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результату своего учебного труда, интерес к изучению русского языка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»). | |||||||||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Прочитайте высказывание : Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А. И. -Как вы его понимаете? -Сегодня мы продолжим изучать мир русского языка. | Приветствуют учителя. Читают высказывание Анализируют -Каждому человеку необходимо изучать русский язык. Воспринимают речь учителя | Беседа с мотивирующим приемом. | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся. | Ф | Слайд презентации, интерактивная доска. | Включаются в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | П - строит речевое высказывание в устной форме. К - включается в диалог с учителем и сверстниками. | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения. | |
Актуализация знаний (7-10 мин.). Образовательные задачи этапа урока: актуализировать учебное содержание, воспринятое на предыдущем уроке;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы (парные звонкие и глухие согласные на конце слова и перед согласными, способы их проверки, графическое выделение.; 3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4)) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; | |||||||||
-Запишите число, классная работа Минутка чистописания -Пропишите 2 строки буквосочетаний. -Ребята, вспомните, что такое имя собственное? -На следующей строке запишите имена собственные на букву д. -Молодцы! -Теперь запишем предложение, выделим в нём грамматическую основу и выпишем словосочетание. Один ученик выполнит это задание у доски. Земля выглядит уныло под тёмным серым небом. -Назовите грамматическую основу предложения. -Какие словосочетания выписали? Оценивает учащегося -Ребята, какие части речи есть в этом предложении? -Сформулируйте тему нашего урока. - Сформулируйте цель нашего урока. - Поставьте задачи урока. - Вы сами сформулировали тему, цель урока, составили задачи. | Проводят минутку чистописания Прописывают буквосочетания -Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. Записывают имена собственные -Земля выглядит -выглядит уныло, под тёмным небом, под серым небом, выглядит под небом -Существительное(земля, небом), прилагательное( серым, унылым), глагол(выглядит) Формулируют тему урока: - Тема сегодняшнего урока: «Части речи». Формулируют цель урока: - Цель урока: закрепить знания о частях речи. Формулируют задачи урока: Вспомнить, на какие вопросы отвечают части речи Определить, что обозначают части речи Уметь находить части речи в предложении. | Практические –упражнение. Подводящий диалог. Наглядные - презентация. | Качественная оценка. | Ф | Презентация, интерактивная доска. | Знают, что такое части речи. | Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи К - строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности. | |
Закрепление материала (10-12 мин). Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | |||||||||
Организует закрепление знаний и умений в процессе фронтальной работы. -Посмотрите на доску, части речи потеряли свои вопросы. Распределите вопросы по частям речи. -Что обозначает имя существительное? -Что обозначает глагол? -Что обозначает имя прилагательное? -Что означает местоимение? -Мы вспомнили, на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают. -Откройте учебник на с.54 . Прочитайте упражнение 90. -Спишите стихотворение и подпишите знакомые вам части речи, подчеркните обращение. Один ученик выполнит это задание у доски. -Какие части речи вы выделили? По каким признакам вы их определили? -Назовите обращение, которое вы подчеркнули. Оценивает учащегося -Найдите в стихотворении фразеологизм. -Как вы понимаете выражение «осень на носу»? -Молодцы, верно! -Теперь выполним упражнение 93 на с. 55 -Прочитайте текст, озаглавьте его. -Найдите в тексте предложение, в котором есть два имени существительных: одушевленное и неодушевленное. -Запишите это предложение, подчеркните грамматическую основу и подпишите части речи. -Хорошо. -Сейчас вы будете работать в группах 1 и 4 группа: Выписать прилагательные и образовать от данных слов образовать однокоренные, являющиеся глаголом и существительным. 1-Игровой, доска, бег, шумный, школа, велосипед, весёлый, полёт, холодильник, прожектор, пить. 4-Игра, доска, грустный, шум, школа, говорливый, веселье, полёт, холодильник, резной, пить. 2 и 6 группа: Выписать глаголы и образовать от данных слов однокоренные, являющиеся существительным и прилагательным. 2- Игровой, доска, бегать, шумный, школа, велосипед, весёлый, летать, холодильник, прожектор, пить. 6-Игровой, доска, разводить, шумный, школа, велосипед, весёлый, кислить, холодильник, прожектор, сливать. 5 и 3группа: Выписать существительные и образовать от данных слов однокоренные, являющиеся глаголом и прилагательным. 5-Игровой, ход, шумный, танец, велосипедный, весёлый, полёт, холодить, приучить, пить. 3-Игровой, провод, окружение, соль, , весёлый, воспевать, холодильный, пить, грустный. -По одному человеку от группы, представьте свои ответы. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Выполним физкультурную минутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть туловище направо. 2 - резко повернуть туловище налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. | Анализируют -Существительное-Кто? Что? Прилагательное-Какой? Какая? Какие? Какое? Глагол-Что делать? Что сделать? Что делает? Местоимение-Кто? Что? -Предмет -Действие предмета -Признак предмета -Указывает на предмет, но не называет его Выполняют упражнение -По вопросу -Птичьи голоса, тёмные леса -Осень на носу -Осень близко, осень скоро наступит… Выполняют упражнение Гл. Сущ. Сущ. -А управляет трактором тракторист _________ Работают в группах -Игровой- игра, играть, шумный-шум, шуметь, веселый-веселье, веселить. -Грустный-грусть, грустить, говорливый-разговор, говорить, резной-резка, резать. -Бегать-бег, беговой, летать- полёт, перелётный, пить-питье, питьевой. -Разводить-развод, разводной, кислить-кислота, кислый, сливать-слив, сливной. -Ход-ходить, ходовой, танец-танцевать, танцевальный, полет-летать, лётный. -Провод-проводить, проводной, окружение-окружать, окружной, соль-солить, солёный. Выполняют физкультурную минутку. | Практические методы - упражнение, словесные методы - беседа. | Оценивание учителем, индивидуальный и фронтальный контроль. | Ф | Учебник, тетрадь, доска, интерактивная доска. | Знают на какие вопросы отвечают части речи, что они обозначают. | П - сравнивают, выполняют анализ как выделение частей из целого и синтез как составление целого из частей. П - находит и читает информацию, представленную разными способами Р -планируют учебную деятельность. К -строит монологическое и диалогическое высказывание; проявляет сотрудничество. | Проявление познавательного интереса. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин.). Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять учебное содержание в базовых условиях на основе эталона. | |||||||||
Организует выполнение самостоятельной работы. -Сейчас выполните самостоятельную работу на карточках по вариантам. Вам необходимо подчеркнуть грамматическую основу предложения, подписать части речи и выписать всё словосочетания. К выделенному слову подобрать: 1в-антоним, 2в- синоним. Указать грамматические признаки выделенных слов. -Приступайте к выполнению работы. 1в Осенними днями хлопотливые зверьки готовят своё жилище на зиму. 2в Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. | Выполняют самостоятельную работу. | Практический. Упражнение. | Самооценивание. | И | Рабочая тетрадь. | Умеет находить части речи в предложении.
| П -устанавливают причинно-следственные связи. Р – выполняет контроль и оценку работы. | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. | |
Повторение ранее изученного материала. (3-5 мин.). | |||||||||
-Сейчас поработаем в парах. Вам необходимо расположить стихотворные строки в правильном порядке. Подписать всё части речи и найти имена собственные в стихотворении. Приступайте к выполнению задания. -Выполните самопроверку по эталону -Какие имена собственные подчеркнули? -Верно. -Закрепим знания о частях речи и выполним упражнение. -Молодцы, вы справились с упражнением. | Работают в парах Выполняют самопроверку -Но вот, поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «Да здравствует милая Африка!» -Африка, Айболит Осуществляют выполнение упражнения | Упражнение, беседа. Практический. | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся, оценивание учителем. | Ф П | Слайд презентации, интерактивная доска, тетрадь, учебник. | Повторяет ранее изученный учебный материал. | П -устанавливает причинно-следственные связи. К -строит монологическое и диалогическое высказывание . | Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. | |||||||||
Организует рефлексию учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которую мы поставили в начале урока. - Скажите, мы решили все поставленные задачи? - Продолжите фразы: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было трудно… - Запишите домашнее задание: - Урок окончен. | Называют задачи урока. Выполняют самооценивание. Выполняют рефлексивный анализ предметных результатов. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем | Беседа Нагляд-ные - презентация. | Качественная оценка. | Ф | Интерактивная презентация. | Выполнили анализ деятельности на уроке. | П –выполняет рефлексию учебной деятельности. К - аргументировано выражает свое мнение. | Выполняет самооценку результата учебного труда. |
Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:________________________________
6