Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Части речи» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 11 December 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДАТА: 04.10.2022

Тема урока: Части речи

Тип урока: Закрепление.

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о частях речи.

Задачи урока:

Дидактические: актуализировать и обобщить знания учащихся о частях речи, учить находить разные части речи в предложении.

Развивающие: развивать грамотную речь, орфографическую зоркость, логические операции обобщение, характеристика.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результату своего учебного труда, интерес к изучению русского языка.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы на

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прочитайте высказывание :

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Куприн А. И.

-Как вы его понимаете?


-Сегодня мы продолжим изучать мир русского языка.

Приветствуют учителя.





Читают высказывание

Анализируют







-Каждому человеку необходимо изучать русский язык.

Воспринимают речь учителя

Беседа с мотивирующим приемом.

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся.

Ф


Слайд презентации, интерактивная доска.

Включаются в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

П - строит речевое высказывание в устной форме.

К - включается в диалог с учителем и сверстниками.

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения.

Актуализация знаний (7-10 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

актуализировать учебное содержание, воспринятое на предыдущем уроке;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы (парные звонкие и глухие согласные на конце слова и перед согласными, способы их проверки, графическое выделение.; 3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4)) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;


-Запишите число, классная работа

Минутка чистописания

-Пропишите 2 строки буквосочетаний.

t1670709386aa.jpg

-Ребята, вспомните, что такое имя собственное?




-На следующей строке запишите имена собственные на букву д.

-Молодцы!

-Теперь запишем предложение, выделим в нём грамматическую основу и выпишем словосочетание. Один ученик выполнит это задание у доски.

Земля выглядит уныло под тёмным серым небом.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Какие словосочетания выписали?

Оценивает учащегося

-Ребята, какие части речи есть в этом предложении?


-Сформулируйте тему нашего урока.


- Сформулируйте цель нашего урока.


- Поставьте задачи урока.



- Вы сами сформулировали тему, цель урока, составили задачи.


Проводят минутку чистописания




Прописывают буквосочетания







-Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. 


Записывают имена собственные






-Земля выглядит

-выглядит уныло, под тёмным небом, под серым небом, выглядит под небом

-Существительное(земля, небом), прилагательное( серым, унылым), глагол(выглядит)


Формулируют тему урока:

- Тема сегодняшнего урока: «Части речи».

Формулируют цель урока:

- Цель урока: закрепить знания о частях речи.

Формулируют задачи урока:

Вспомнить, на какие вопросы отвечают части речи

Определить, что обозначают части речи

Уметь находить части речи в предложении.

Практические –упражнение.

Подводящий диалог.

Наглядные - презентация.





















Качественная оценка.

Ф


Презентация, интерактивная доска.

Знают, что такое части речи.

Р – осуществляет целеполагание, планирование деятельности, формулирует задачи

К - строит монологическое и диалогическое высказывание.

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности.

Закрепление материала (10-12 мин).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Организует закрепление знаний и умений в процессе фронтальной работы.

-Посмотрите на доску, части речи потеряли свои вопросы. Распределите вопросы по частям речи.




-Что обозначает имя существительное?

-Что обозначает глагол?

-Что обозначает имя прилагательное?

-Что означает местоимение?

-Мы вспомнили, на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают.

-Откройте учебник на с.54 . Прочитайте упражнение 90.

-Спишите стихотворение и подпишите знакомые вам части речи, подчеркните обращение. Один ученик выполнит это задание у доски.






-Какие части речи вы выделили? По каким признакам вы их определили?

-Назовите обращение, которое вы подчеркнули.

Оценивает учащегося

-Найдите в стихотворении фразеологизм.

-Как вы понимаете выражение «осень на носу»?

-Молодцы, верно!


-Теперь выполним упражнение 93 на с. 55


-Прочитайте текст, озаглавьте его.

-Найдите в тексте предложение, в котором есть два имени существительных: одушевленное и неодушевленное.





-Запишите это предложение, подчеркните грамматическую основу и подпишите части речи.

-Хорошо.

-Сейчас вы будете работать в группах

1 и 4 группа: Выписать прилагательные и образовать от данных слов образовать однокоренные, являющиеся глаголом и существительным.

1-Игровой, доска, бег, шумный, школа, велосипед, весёлый, полёт, холодильник, прожектор, пить.

4-Игра, доска, грустный, шум, школа, говорливый, веселье, полёт, холодильник, резной, пить.

2 и 6 группа: Выписать глаголы и образовать от данных слов однокоренные, являющиеся существительным и прилагательным.

2- Игровой, доска, бегать, шумный, школа, велосипед, весёлый, летать, холодильник, прожектор, пить.

6-Игровой, доска, разводить, шумный, школа, велосипед, весёлый, кислить, холодильник, прожектор, сливать.

5 и 3группа: Выписать существительные и образовать от данных слов однокоренные, являющиеся глаголом и прилагательным.

5-Игровой, ход, шумный, танец, велосипедный, весёлый, полёт, холодить, приучить, пить.

3-Игровой, провод, окружение, соль, , весёлый, воспевать, холодильный, пить, грустный.

-По одному человеку от группы, представьте свои ответы.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.


- Выполним физкультурную минутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть туловище направо. 2 - резко повернуть туловище налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.




Анализируют

-Существительное-Кто? Что?

Прилагательное-Какой? Какая? Какие? Какое?

Глагол-Что делать? Что сделать? Что делает?

Местоимение-Кто? Что?


-Предмет

-Действие предмета

-Признак предмета

-Указывает на предмет, но не называет его




Выполняют упражнение


t1670709386ab.jpg


-По вопросу


-Птичьи голоса, тёмные леса


-Осень на носу


-Осень близко, осень скоро наступит…


Выполняют упражнение


t1670709386ac.jpg


Гл. Сущ. Сущ.

управляет трактором тракторист

_________




Работают в группах


-Игровой- игра, играть, шумный-шум, шуметь, веселый-веселье, веселить.

-Грустный-грусть, грустить, говорливый-разговор, говорить, резной-резка, резать.




-Бегать-бег, беговой, летать- полёт, перелётный, пить-питье, питьевой.



-Разводить-развод, разводной, кислить-кислота, кислый, сливать-слив, сливной.




-Ход-ходить, ходовой, танец-танцевать, танцевальный, полет-летать, лётный.


-Провод-проводить, проводной, окружение-окружать, окружной, соль-солить, солёный.





Выполняют физкультурную минутку.












Практические методы - упражнение, словесные методы - беседа.


Оценивание учителем, индивидуальный и фронтальный контроль.

Ф



Учебник, тетрадь, доска, интерактивная доска.

Знают на какие вопросы отвечают части речи, что они обозначают.

П - сравнивают, выполняют анализ как выделение частей из целого и синтез как составление целого из частей.

П - находит и читает информацию, представленную разными способами

Р -планируют учебную деятельность.

К -строит монологическое и диалогическое высказывание; проявляет сотрудничество.

Проявление познавательного интереса.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5-7 мин.).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять учебное содержание в базовых условиях на основе эталона.

Организует выполнение самостоятельной работы.

-Сейчас выполните самостоятельную работу на карточках по вариантам. Вам необходимо подчеркнуть грамматическую основу предложения, подписать части речи и выписать всё словосочетания. К выделенному слову подобрать: 1в-антоним, 2в- синоним. Указать грамматические признаки выделенных слов.

-Приступайте к выполнению работы.

1в Осенними днями хлопотливые зверьки готовят своё жилище на зиму.

2в Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса.







Выполняют самостоятельную работу.



Практический.

Упражнение.

Самооценивание.


И


Рабочая тетрадь.

Умеет находить части речи в предложении.



П -устанавливают причинно-следственные связи.

Р – выполняет контроль и оценку работы.


Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Повторение ранее изученного материала. (3-5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1) определить границы применимости изученного знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (письмо по памяти); 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (правописание парных согласных на конце слова или перед другими согласными).

-Сейчас поработаем в парах. Вам необходимо расположить стихотворные строки в правильном порядке. Подписать всё части речи и найти имена собственные в стихотворении. Приступайте к выполнению задания.

t1670709386ad.jpg

-Выполните самопроверку по эталону







-Какие имена собственные подчеркнули?

-Верно.


-Закрепим знания о частях речи и выполним упражнение.

t1670709386ae.jpg


-Молодцы, вы справились с упражнением.

Работают в парах










Выполняют самопроверку


-Но вот, поглядите, какая-то птица

Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»


-Африка, Айболит


Осуществляют выполнение упражнения

t1670709386af.jpg

Упражнение, беседа. Практический.




Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся, оценивание учителем.

Ф

П

Слайд презентации, интерактивная доска, тетрадь, учебник.

Повторяет ранее изученный учебный материал.

П -устанавливает причинно-следственные связи.

К -строит монологическое и диалогическое высказывание .

Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Назовите задачи, которую мы поставили в начале урока.

- Скажите, мы решили все поставленные задачи?

- Продолжите фразы:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было трудно…

- Запишите домашнее задание:


- Урок окончен.


Называют задачи урока.


Выполняют самооценивание.



Выполняют рефлексивный анализ предметных результатов.



Записывают домашнее задание.



Прощаются с учителем

Беседа

Нагляд-ные - презентация.

Качественная оценка.

Ф

Интерактивная презентация.

Выполнили анализ деятельности на уроке.

П –выполняет рефлексию учебной деятельности.

К - аргументировано выражает свое мнение.

Выполняет самооценку результата учебного труда.





Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________




6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации