Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи» (3 класс)
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Цели урока:
1.Деятельностная: формирование умения определять в речи местоимения.
2.Предметно-дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала по теме «Местоимение как часть речи», применении их в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: подвести обучающихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «местоимение»; формировать умения подбирать местоимения к существительным, находить местоимения в тексте.
Развивающие: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; развивать устную и письменную речь обучающихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание положительного отношения к труду.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные:
проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
проявление положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;
оценивать учебную деятельность, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Метапредметные:
Регулятивные
-развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке;
-работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
-понимать и принимать учебную задачу;
-строить высказывания в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формулировать собственное мнение;
-учитывать различные мнения и интересы;
-адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
-распознавать местоимение среди других частей речи;
-употреблять местоимения в речи;
-редактировать текст, используя местоимение;
-устранять повторы слов в предложении, используя местоимение.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: «открытие» нового знания
По способу организации: урок-исследование
По ведущему методу обучения: проблемный
Методы обучения:
Словесный (беседа, диалог в паре, обсуждение в группе)
Наглядный (учебник, карточки, задания на слайдах, рабочий дневник)
Проблемно-поисковый
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | УПЗ урока | | | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки. | ||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение «Барометр настроения»). | Здравствуйте, меня зовут Юлия Александровна. Я всех вас очень рада видеть. Мне очень хочется узнать ваше настроение в начале урока. А поможет в этом наша правая рука. Послушайте внимательно. Если ваше настроение отличное, и вы с нетерпением ждете урока, то вы поднимаете руку к потолку. Если вы сегодня не выспались, но тоже ждете с нетерпением урока – поднимаем руку горизонтально. Если у вас плохое настроение, и вы переживаете, то оставляете руку в самом низу. А теперь закрываем глаза. -Покажите ваше настроение. -Открываем глаза. Замечательно, настроение у всех отличное. Ребята, поделитесь своим хорошим настроением, подарите друг другу свои улыбки. А теперь улыбнитесь гостям. Давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу, и покажем какие мы молодцы. Все у нас получится. Тихонечко присаживайтесь. -Сегодня у нас необычный урок-урок расследование. Кто занимается расследованием? (…) -Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. А еще детективы занимаются поиском и наблюдениями. Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно провести расследование?(быть внимательным, умным, наблюдательным) А как вы думаете, нужно уметь слушать и слышать? Я надеюсь, что все эти качества вы сегодня проявите на уроке. И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство». | Знакомятся с учителем, слушают. По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё настроение. Приветствуют друг друга, гостей. | Регулятивные: настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: установление связи между участниками, как объектами коммуникации; развиваем умение слушать и понимать других.
| Самооценка |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа) По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: продуктивный (поиск решения проблемы), частично-поисковый. | В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология». А что это за страна такая? Кто в ней живет? (Части речи) «Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи. Это самый таинственный и загадочный житель нашей страны. Она тесно дружит с именем существительным и всегда готова прийти к нему на помощь. И совершенно непонятным образом эта необходимая в русском языке часть речи исчезла бесследно. Помогите вернуть ее. Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Поможем? Срочно отправляемся на место преступления. По стране она гуляла И за всеми наблюдала Вдруг увидела ее Утащила далеко. -Уважаемые детективы, известно ли, кто именно похитил эту часть речи? (нет) На месте преступления было обнаружено важное вещественное доказательство (Слайд с изображением шляпы) - А теперь предположите, кто это мог быть? (волшебница, колдунья, ведьма) - А на самом деле это была злая волшебница Безграмотность. - Скажите, пожалуйста, выделенное слово употреблено вместо какой части речи? (Вместо имени существительного) Молодцы, правильно, Вместо Имени Догадайтесь, как же зовут пропавшую часть речи. (Местоимение) Итак, предположите тему урока. Совершенно верно, а я уточню «Местоимение как часть речи» Какие поставим цели урока? Продолжите предложения: На уроке мы познакомимся … На уроке мы будем учиться распознавать и использовать … Молодцы, вы поставили точные цели, и я уверена, что вы окажетесь замечательными детективами и проведете качественное расследование. Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Открываем блокноты, записываем число, классная работа. /data/files/k1607355126.odg (блокнот) Чтобы найти пропавшую часть речи, необходимо составить фоторобот, т.е. портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Итак, напомните, а какую часть речи мы ищем? Заполним первую часть фоторобота. | Отвечают на вопросы, определяют тему и цели урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; воспроизведение информации необходимой для решения учебной задачи. Личностные: самоопределение. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
| Оценка учителем умения обучающихся ставить цели. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (игра). По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый. | Для того, чтобы заполнить следующую часть фотороботы проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу. (Игра «Молчанка») Покажите жестами «Он», ты, я, оно, вы, они, мы, она. Вы называли предметы? (нет) А что делали? (Указывали). Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них. Заполним следующую часть фоторобота. Давайте повторим, какие местоимения вы услышали? Вы все справились с заданием, поэтому поставьте плюс в графу «Молчанка». | Воспринимают на слух информацию, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, делают выводы. | Познавательные: использование имеющихся знаний, их структурирование. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | Оценка учителя. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение). По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый. | Сейчас нам предстоит провести следственный эксперимент. Прочитайте текст. Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? Как ее можно исправить? Работать будем в парах. Замените, где необходимо, имена существительные местоимениями. Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. 1ряд работает с первыми двумя предложениями, 2 ряд – со второй парой предложений. И третий ряд работает с последней парой предложений. Приступаем к работе. Проверьте работу по эталону. Вместо какой части речи вы употребили местоимение? (имя существительное) Для чего мы это сделали? (Чтобы избежать повторов, сделать нашу речь грамотной и красивой) В ходе следственного эксперимента мы установили, что местоимение употребляется вместо какой части речи? Если местоимения заменили имена существительные, тогда на какие вопросы они отвечают? И теперь мы можем заполнить последнюю часть фоторобота. | Воспринимают на слух информацию, читают, , выполняют упражнение, отвечают на вопросы, анализируют, формулируют выводы, оценивают свою работу. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции. принимают и сохраняют учебную задачу; Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Самооценка |
5. Реализация построенного проекта. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный, наглядный и практический По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый. | Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Загляните под свои стулья. Посмотрите, что у вас есть. Это очень важные улики. Возьмите их. Кому из вас достались цветные карточки, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы будете ответственными за сбор улик на этом этапе. Выходите к доске. Ребята, у нас есть 4 местоимения. А у всех остальных карточки белого цвета. На них написаны имена существительные. Подумайте, к какому местоимению вы должны отправиться. Затем найдите свое место. А вы, ребята, встречайте гостей. И смотрите к вам ли эти гости или случайно заблудились. Прошу вас разойдитесь по своим местам. Смелее. Встречайте гостей, ребята. Проверяйте. | Выполняют задания учителя, анализируют, устанавливают связь имен существительных с местоимениями. | Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, осуществляют синтез, делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные: удержание целей деятельности до получения её результата, коррекция, самооценка. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый. | Проверять будем следующим образом. Когда участники группы читают слово, остальные слушают. Если его можно заменить этим местоимением, то хлопаем один раз. Если нельзя – топаем. | Выполняют задания учителя, воспринимают на слух информацию анализируют, осуществляют взаимопроверку. | Познавательные: использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, | Оценка учителем. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический По характеру деятельности обучающихся: частично-поисковый. | Мы продолжаем наше расследование. Посмотрите, ребята, на столах у вас конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с этим заданием, то верну братьев на место. Безграмотность». Задание следующее. Необходимо исправить ошибки, допущенные волшебницей Безграмотностью. Светит солнце. Она согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол. А он умеешь играть в футбол? Поменяйтесь блокнотами, проверьте работу своего товарища по эталону. Поставьте знак плюс, если вы все задание выполнили верно. | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание по карточкам. Применяют полученные сведения на практике. | Познавательные: формирование интереса к данной теме; использование имеющихся знаний; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: удержание целей деятельности до получения её результата, коррекция, самооценка; контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные : оценивать свои успехи в освоении темы. | Взаимооценка
|
8.Этап включения в систему знаний и повторения. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический По характеру взаимной деятельности обучающихся: частично-поисковый. | Ну а теперь, вам, уже опытным детективам, предстоит провести экспертизу, т.е. исследование важного документа. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Составьте поговорки. Определите в них действующее лицо. Образец. Пока дышу – надеюсь. (я) 1 гр. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2 гр. Кончил дело, гуляй смело. 3 гр. Живите душа в душу. 4.гр. С кем побранюсь, с тем и помирюсь - О чем эти пословицы? (о труде, о дружбе) - К чему они призывают? (быть трудолюбивыми дружными) И благодаря вашему трудолюбию все материалы дела о пропавшей части речи изучены, составлен портрет местоимения. Мы общими усилиями победили злую волшебницу Безграмотность. Не зря башкирская пословица гласит: сильный победит одного, умный тысячу. | Составляют пословицы и поговорки в группах, анализируют, находят действующее лицо. | Познавательные: конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике; осуществляют синтез, составляют целое из частей. Регулятивные: удержание целей деятельности до получения её результата, коррекция, самооценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества с одноклассниками; уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Оценка учителем |
9. Рефлексия учебной деятельности. | По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа). По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый. | Давайте вернемся к началу урока и вспомним, как проходило наше расследование (прием кроссенс). 1. Как первая картинка связана с уроком? (Мы начали урок с улыбки) - Так мы настроились на предстоящую работу 2. (Получили письмо от жителей страны Морфология.) - Мы назвали тему урока и поставили цели. 3. С чего мы начали работу в блокноте? (С составления фоторобота.) -Написали название пропавшей части речи. 4. (Поиграли в игру «Молчанка».) -Тем самым узнали, какую роль местоимение выполняет в речи. Какую? ( Местоимение не называет предметы, а указывают на них.) 5. Провели следственный эксперимент (заменяли повторяющиеся имена существительные местоимением) -Мы установили, что местоимение употребляется… (вместо имени существительного.) 6. (Нашли улики.) -Потренировались подбирать существительное к местоимению. 7.( Находили ошибки в тексте). - Тем самым показали, как мы умеем употреблять местоимение. 8. (Составили пословицы и поговорки.) Потренировались определять действующее лицо в них. 9.(Составили фоторобот) - Проведя такое серьезное расследование, помогли вернуть местоимение в страну Морфологию. - Достигли целей, которые ставили в начале урока? Для чего нужна эта часть речи в русском языке? Вы сегодня побывали в роли детективов. Трудную, но одновременно интересную работу вы выполнили сегодня. Оцените свою деятельность на уроке: посчитайте плюсики в каждой графе. У кого 5 возьмите красную букву Я, вы получаете 5; у кого 4–жёлтый, вы получаете 4. А если есть ребята, у которых 3 плюсика возьмите желтую Я. -Покажите удовлетворенность своей работой на уроке и настроение, прикрепив свою букву на то место, которое вы считаете подходящим для себя. Домашнее задание записано в блокноте. Вам предлагается на выбор 2 задания: одно задание из учебника, другое задание творческого характера. - Мне кажется, каждый из вас достоин звания «Лучший детектив». Я благодарю Вас за ваши ответы и активность. Желаю вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках. | Внимательно слушают учителя, Отвечают на вопросы. Подводят итоги. Считают количество «+». Оценивают себя. | Познавательные: понимать информацию, представленную в опросе. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Личностные: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха). Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
| Самооценка |