Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 7 December 2020 в группе

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»


Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Цели урока:

1.Деятельностная: формирование умения определять в речи местоимения.

2.Предметно-дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала по теме «Местоимение как часть речи», применении их в знакомой и новой учебных ситуациях.


Задачи:

Образовательные: подвести обучающихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «местоимение»; формировать умения подбирать местоимения к существительным, находить местоимения в тексте.

Развивающие: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; развивать устную и письменную речь обучающихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание положительного отношения к труду.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:


проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

проявление положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

оценивать учебную деятельность, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.


Метапредметные:


Регулятивные

-развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке;

-работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные:

-понимать и принимать учебную задачу;

-строить высказывания в устной и письменной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Коммуникативные:

-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

-формулировать собственное мнение;

-учитывать различные мнения и интересы;

-адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

-распознавать местоимение среди других частей речи;

-употреблять местоимения в речи;

-редактировать текст, используя местоимение;

-устранять повторы слов в предложении, используя местоимение.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: «открытие» нового знания

По способу организации: урок-исследование

По ведущему методу обучения: проблемный

Методы обучения:

Словесный (беседа, диалог в паре, обсуждение в группе)

Наглядный (учебник, карточки, задания на слайдах, рабочий дневник)

Проблемно-поисковый


Средства обучения: учебник: Русский язык 3 класс Часть 2, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие дневники, карточки.





Ход урока:



Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока






Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.


1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


































По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение «Барометр настроения»).


Здравствуйте, меня зовут Юлия Александровна. Я всех вас очень рада видеть. Мне очень хочется узнать ваше настроение в начале урока. А поможет в этом наша правая рука. Послушайте внимательно.

Если ваше настроение отличное, и вы с нетерпением ждете урока, то вы поднимаете руку к потолку.

Если вы сегодня не выспались, но тоже ждете с нетерпением урока – поднимаем руку горизонтально.

Если у вас плохое настроение, и вы переживаете, то оставляете руку в самом низу.

А теперь закрываем глаза.

-Покажите ваше настроение.

-Открываем глаза.

Замечательно, настроение у всех отличное. Ребята, поделитесь своим хорошим настроением, подарите друг другу свои улыбки. А теперь улыбнитесь гостям.

Давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу, и покажем какие мы молодцы. Все у нас получится. Тихонечко присаживайтесь.

-Сегодня у нас необычный урок-урок расследование. Кто занимается расследованием? (…)

-Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. А еще детективы занимаются поиском и наблюдениями.  Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно провести расследование?(быть внимательным, умным, наблюдательным)

А как вы думаете, нужно уметь слушать и слышать?

Я надеюсь, что все эти качества вы сегодня проявите на уроке.


И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство».

Знакомятся с учителем, слушают.

По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё настроение.

Приветствуют друг друга, гостей.

Регулятивные:

настраивать себя на продуктивную работу;

планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Личностные:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

установление связи между участниками, как объектами коммуникации;

развиваем умение слушать и понимать других.















Самооценка





















2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа)

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся:

продуктивный (поиск решения проблемы), частично-поисковый.

В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология».

А что это за страна такая? Кто в ней живет? (Части речи)

«Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи. Это самый таинственный и загадочный житель нашей страны. Она тесно дружит с именем существительным и всегда готова прийти к нему на помощь. И совершенно непонятным образом эта необходимая в русском языке часть речи исчезла бесследно. Помогите вернуть ее.

Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Поможем? Срочно отправляемся на место преступления.


По стране она гуляла

И за всеми наблюдала

Вдруг увидела ее

Утащила далеко.


-Уважаемые детективы, известно ли, кто именно похитил эту часть речи? (нет)

На месте преступления было обнаружено важное вещественное доказательство (Слайд с изображением шляпы)

- А теперь предположите, кто это мог быть? (волшебница, колдунья, ведьма)

- А на самом деле это была злая волшебница Безграмотность.

- Скажите, пожалуйста, выделенное слово употреблено вместо какой части речи? (Вместо имени существительного)

Молодцы, правильно, Вместо Имени

Догадайтесь, как же зовут пропавшую часть речи. (Местоимение)

Итак, предположите тему урока.

Совершенно верно, а я уточню «Местоимение как часть речи»

Какие поставим цели урока? Продолжите предложения:

На уроке мы познакомимся

На уроке мы будем учиться распознавать и использовать

Молодцы, вы поставили точные цели, и я уверена, что вы окажетесь замечательными детективами и проведете качественное расследование.

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Открываем блокноты, записываем число, классная работа.

/data/files/k1607355126.odg (блокнот)
блокнот
ODG / 1.06 Мб

Чтобы найти пропавшую часть речи, необходимо составить фоторобот, т.е. портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Итак, напомните, а какую часть речи мы ищем? Заполним первую часть фоторобота.

Отвечают на вопросы, определяют тему

и цели урока.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

воспроизведение информации необходимой для решения учебной задачи.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


































Оценка учителем умения обучающихся ставить цели.

3.Этап выявления места и причины затруднения.



По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (игра).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Для того, чтобы заполнить следующую часть фотороботы проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу. (Игра «Молчанка») Покажите жестами «Он», ты, я, оно, вы, они, мы, она.

Вы называли предметы? (нет)

А что делали? (Указывали). 

Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них.

Заполним следующую часть фоторобота.

Давайте повторим, какие местоимения вы услышали?

Вы все справились с заданием, поэтому поставьте плюс в графу «Молчанка».


Воспринимают на слух информацию, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные:

использование имеющихся знаний, их структурирование.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Оценка учителя.

4.Построение проекта выхода из затруднения.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа), практический (упражнение).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Сейчас нам предстоит провести следственный эксперимент. Прочитайте текст.

Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? Как ее можно исправить?

Работать будем в парах. Замените, где необходимо, имена существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

1ряд работает с первыми двумя предложениями, 2 ряд – со второй парой предложений. И третий ряд работает с последней парой предложений.

Приступаем к работе.

Проверьте работу по эталону.

Вместо какой части речи вы употребили местоимение? (имя существительное)

Для чего мы это сделали? (Чтобы избежать повторов, сделать нашу речь грамотной и красивой)

В ходе следственного эксперимента мы установили, что местоимение употребляется вместо какой части речи?

Если местоимения заменили имена существительные, тогда на какие вопросы они отвечают?

И теперь мы можем заполнить последнюю часть фоторобота.

Воспринимают на слух информацию, читают, , выполняют упражнение, отвечают на вопросы, анализируют, формулируют выводы, оценивают свою работу.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания;

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции.

принимают и сохраняют учебную задачу;

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Самооценка

5. Реализация построенного

проекта.

По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный, наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Итак, мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики.

Загляните под свои стулья. Посмотрите, что у вас есть. Это очень важные улики. Возьмите их. Кому из вас достались цветные карточки, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы будете ответственными за сбор улик на этом этапе.

Выходите к доске.

Ребята, у нас есть 4 местоимения. А у всех остальных карточки белого цвета. На них написаны имена существительные. Подумайте, к какому местоимению вы должны отправиться. Затем найдите свое место. А вы, ребята, встречайте гостей. И смотрите к вам ли эти гости или случайно заблудились.

Прошу вас разойдитесь по своим местам. Смелее.

Встречайте гостей, ребята. Проверяйте.

Выполняют задания учителя, анализируют, устанавливают связь имен существительных с местоимениями.


Познавательные:

использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, осуществляют синтез, делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка.

Личностные:

проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач;

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Проверять будем следующим образом. Когда участники группы читают слово, остальные слушают. Если его можно заменить этим местоимением, то хлопаем один раз. Если нельзя – топаем.

Выполняют задания учителя,

воспринимают на слух информацию

анализируют, осуществляют взаимопроверку.

Познавательные:

использование имеющихся знаний,

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,

Оценка учителем.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру деятельности обучающихся: частично-поисковый.

Мы продолжаем наше расследование. Посмотрите, ребята, на столах у вас конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с этим заданием, то верну братьев на место. Безграмотность».

Задание следующее. Необходимо исправить ошибки, допущенные волшебницей Безграмотностью.

Светит солнце. Она согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол. А он умеешь играть в футбол?

Поменяйтесь блокнотами, проверьте работу своего товарища по эталону. Поставьте знак плюс, если вы все задание выполнили верно.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание по карточкам. Применяют полученные сведения на практике.

Познавательные:

формирование интереса к данной теме; использование имеющихся знаний; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка;

контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные :

оценивать свои успехи в освоении темы.

Взаимооценка




















8.Этап включения в систему знаний и повторения.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: наглядный и практический

По характеру взаимной деятельности обучающихся: частично-поисковый.

Ну а теперь, вам, уже опытным детективам, предстоит провести экспертизу, т.е. исследование важного документа. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Составьте поговорки. Определите в них действующее лицо. Образец. Пока дышу – надеюсь. (я)

1 гр. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2 гр. Кончил дело, гуляй смело.

3 гр. Живите душа в душу.

4.гр. С кем побранюсь, с тем и помирюсь

- О чем эти пословицы? (о труде, о дружбе)

- К чему они призывают? (быть трудолюбивыми дружными)

И благодаря вашему трудолюбию все материалы дела о пропавшей части речи изучены, составлен портрет местоимения. Мы общими усилиями победили злую волшебницу Безграмотность. Не зря башкирская пословица гласит: сильный победит одного, умный тысячу.

Составляют пословицы и поговорки в группах, анализируют, находят действующее лицо.

Познавательные:

конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике; осуществляют синтез, составляют целое из частей.

Регулятивные:

удержание целей

деятельности до

получения её

результата, коррекция,

самооценка;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные:

проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками; уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оценка учителем

9. Рефлексия учебной деятельности.


По источникам передачи и характеру восприятия информации: словесный (беседа).

По характеру взаимной деятельности учителя и обучающихся: частично-поисковый.

Давайте вернемся к началу урока и вспомним, как проходило наше расследование (прием кроссенс).

1. Как первая картинка связана с уроком? (Мы начали урок с улыбки)

- Так мы настроились на предстоящую работу

2. (Получили письмо от жителей страны Морфология.)

- Мы назвали тему урока и поставили цели.

3. С чего мы начали работу в блокноте? (С составления фоторобота.)

-Написали название пропавшей части речи.

4. (Поиграли в игру «Молчанка».)

-Тем самым узнали, какую роль местоимение выполняет в речи. Какую? ( Местоимение не называет предметы, а указывают на них.)

5. Провели следственный эксперимент (заменяли повторяющиеся имена существительные местоимением)

-Мы установили, что местоимение употребляется… (вместо имени существительного.)

6. (Нашли улики.)

-Потренировались подбирать существительное к местоимению.

7.( Находили ошибки в тексте).

- Тем самым показали, как мы умеем употреблять местоимение.

8. (Составили пословицы и поговорки.)

Потренировались определять действующее лицо в них.

9.(Составили фоторобот)

- Проведя такое серьезное расследование, помогли вернуть местоимение в страну Морфологию.

- Достигли целей, которые ставили в начале урока? Для чего нужна эта часть речи в русском языке?

Вы сегодня побывали в роли детективов. Трудную, но одновременно интересную работу вы выполнили сегодня. Оцените свою деятельность на уроке: посчитайте плюсики в каждой графе.

У кого 5 возьмите красную букву Я, вы получаете 5; у кого 4–жёлтый, вы получаете 4. А если есть ребята, у которых 3 плюсика возьмите желтую Я.

-Покажите удовлетворенность своей работой на уроке и настроение, прикрепив свою букву на то место, которое вы считаете подходящим для себя.


image-20201207195706-6.jpeg


Домашнее задание записано в блокноте. Вам предлагается на выбор 2 задания: одно задание из учебника, другое задание творческого характера.

- Мне кажется, каждый из вас достоин звания «Лучший детектив». Я благодарю Вас за ваши ответы и активность. Желаю вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках.

Внимательно

слушают учителя,

Отвечают на вопросы. Подводят итоги. Считают количество «+». Оценивают себя.

Познавательные: понимать информацию, представленную в опросе.

Регулятивные:

контроль, коррекция,

выделение и осознание

того, что уж усвоено и

что еще подлежит

усвоению;

осознание качества

и уровня усвоения.

Личностные: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Самооценка



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации