Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Частица как часть речи»

11
1
Материал опубликован 26 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация по теме "Частица как часть речи"
PPTX / 859.85 Кб

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС

(схема технологической карты урока в дидактической системе деятельностного метода обучения)

Проект урока по теме: Частица как часть речи

Предмет: русский язык

Класс:7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование понятия о функциях частицы в речи, её роли в предложении, показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе;умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Предметные: умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции; умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер, презентация по теме: Частица как часть речи. Разряды частиц.

Ход урока

Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации

Вспомним, какие части речи называются служебными? Какие служебные части речи вы знаете?

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем лексическую работу. Посмотрите на слова, записанные на экране, и подберите к ним антонимы:

родной – чужой;

неряшливый – аккуратный;

горький – сладкий;

светлый – темный;

ложный – истинный;

разбитый – целый;

пассивный – активный

Так, о какой части речи мы будем сегодня говорить? ( Частица)

Попробуйте сформулировать тему урока. ( Частица как часть речи).

-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать частицу от других служебных частей речи).

-А что нам поможет в этом? (Знание функций частиц).

-Какова же задача нашего урока? (Познакомиться с функциями частиц).

Отвечают на вопросы учителя.

Подбирают антонимы к словам и записывают их в тетради.

Формулируют тему, цель и задачу урока

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Создает проблемную ситуацию.

Проведем лингвистический эксперимент.

Запишем предложение: Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу.

Какое это предложение по количеству грамматических основ?

Найдите 2 простое предложение и разберите его по членам. К какому слову затрудняетесь задать вопрос?

Записывают предложения. Проводят синтаксический разбор предложения.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: планирование

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Найдите 2 простое предложение и разберите его по членам. К какому слову затрудняетесь задать вопрос? Будет ли оно являться членом предложения? Каково роль этого слова в предложении? Какая же это часть речи? К какой группе частей речи мы отнесем слово даже? Делаем 1 вывод.

Какова роль частиц в предложении? Прочитаем

это предложение без частицы и сравним. Сохраняется ли основной смысл предложения? Какое значение вносит частица даже в предложение? ( Частица даже вносит дополнительный оттенок, усиливает значение слова там. Делаем 2 вывод. Частица вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний, предложений.

А теперь выясним, для чего служат частицы, которые используются в следующих предложениях.

Пусть светит солнце! (для образования повелительного наклонения).

Вот бы наступила весна. (для образования наклонений глагола).

Частицы служат для образования наклонений глагола.

Итак, что же такое частица?

Отвечают на вопросы и делают вывод о частице.

Анализируют предложение и определяют роль частиц.

Делают выводы о роли частиц.

Делают вывод о назначении частиц.

Формулируют определение частицы. ( Частица – служебная часть речи, которая служит для образования наклонений глагола и вносит различные оттенки в значение отдельных слов, словосочетаний, предложений).

Учащиеся высказывают свои предположения.

Распределяют предложенные частицы по группам.

формообразующие

смысловые

бы

лишь

самый

почти

пусть

только


 

неужели


 

даже

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Сейчас мы будем учиться находить смысловые частицы и определять их значение.

Прочитайте предложения. Найдите частицы и определите их значение. Спишите предложения, частицы подчеркните.

А теперь посмотрим, как частицы образуют формы повелительного глагола.

Образуйте от этих глаголов формы сослагательного наклонения. Частицы подчеркните.

намазал бы, принес бы, выучила бы, прекратил бы, начал бы.

Находят смысловые частицы, определяют их значение.

Неужели Николай ответил?

Лишь Николай ответил.

Даже Николай ответил.

Тучи почти рассеялись.

Тучи не рассеялись.

Вот тучи рассеялись.

Мать вряд ли промолчала.

Именно мать промолчала.

Вот и мать промолчала.

Разве мать промолчала?

Только мать промолчала.

Ведь мать промолчала.

Образуют формы повелительного наклонения от предложенных инфинитивов:

намазать — намажь — намажьте- пусть намажет — пусть намажут.

Принести — принеси — принесите — пусть принесёт- пусть принесут;

выучить — выучи — выучите — пусть выучит — пусть выучат.

Прекратить — прекрати — прекратите — пусть прекратит- пусть прекратят

начинать — начинай — начинайте — пусть начинает — пусть начинают.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, моделирование, выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует деятельность по применению новых знаний.

Редактирование предложений. Измените предложения, включая в его состав разные частицы. Частицы подчеркните.

Образец: Николай не ответил. (частица не выражает значение отрицания)

Дождь пошел.

Мальчик обидел своего товарища.

Она не знала об этом.

Наступила осень.

 Проведите самопроверку. Оцените работу.

Редактируют предложения, используя частицы.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

     

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Теперь пусть каждый из вас составит по два предложения с формообразующими и смысловые.

Прочитаем получившиеся предложения. Определите роль частиц в предложениях.

Составляют предложения. Определяют роль частиц в предложениях.

Познавательные: синтез, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ

регулятивные : контроль, коррекция, оценка

 

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует рефлексию

Запишите ключевые слова темы сегодняшнего урока.

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Назовите ее признаки. Какие разряды частицы существуют?

Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


 

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

- Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.

Записывают ключевые слова темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Объясняет домашнее задание

  1. выучить теорию по теме «Частица»;

  1. выписать из повести М. Горького «Детство» предложения с частицами (10 предложений), определить роль частиц

  1. написать сочинение- рассуждение «Нужны ли частицы в жизни»;

Учащиеся записывают два из трех домашних заданий на выбор

Личностные: самопределение

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль


 

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: Частица как часть речи. Разряды частиц. Лялина Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ЦО№ 25» г. Тулы

Лексическая работа Подберите антонимы к словам. Родной – чужой Неряшливый - аккуратный Горький – сладкий Светлый – темный Ложный – истинный Разбитый –целый Пассивный – активный

Лингвистический эксперимент Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу. Томас Джефферсон

Лингвистический эксперимент Стремитесь всегда исполнять свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу. Томас Джефферсон

Вывод: Частица – служебная часть речи.

Сравните предложения: Ты можешь мне помочь. Только ты можешь мне помочь. Прочитай эту книгу. Не читай эту книгу! Сегодня к нам приедут друзья. Разве к нам приедут сегодня друзья? В каком предложении выражен дополнительный оттенок значения? При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения?

Вывод: Частица вносит различные оттенки в значения отдельных слов, словосочетаний и предложений.

Какова роль частиц в предложениях? Пусть светит солнце! Вот бы наступила весна. Кто-то пришел. Чтение – самое любимое занятие.

Вывод: Частица служит для образования форм слова: 1)повелительного и условного наклонений глаголов; 2) сравнительной и превосходной степени прилагательных; 3)неопределенных местоимений.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте вопрос: разве, неужели, ли восклицание: что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение только, лишь, (ограничение): почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования: - ка СМЫСЛОВЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни

Научные факты. Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему? Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

Выпишите частицы и определите их разряд. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”.

Выпишите частицы и определите их разряд. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”.

Измените предложения, включая в его состав разные частицы. Частицы подчеркните. Образец: Николай не ответил. (частица не выражает значение отрицания) 1)Дождь пошел. 2)Мальчик обидел своего товарища. 3)Она не знала об этом. 4)Наступила осень.

Проверим 1)Дождь не пошел. 2) Разве дождь пошел? 3) Вот дождь пошел. 1) Разве она не знала об этом? 2) Она ведь не знала об этом. 3) Вот она не знала об этом. 1)Мальчик не обидел своего товарища. 2) Неужели мальчик обидел своего товарища? 1) Вот и наступила осень. 2) Наступила бы осень. 3) Разве наступила осень?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!

26 February 2017

Похожие публикации