Технологическая карта урока технологии «Устройство токарного станка по обработке древесины» (6 класс)
 
                                Технологическая карта урока
ФИО учителя: Желтов И. А.
Предмет: технология
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
| Тема | Устройство токарного станка по обработке древесины | 
| Цель | формирование УУД при изучении темы «Устройство токарного станка по обработке древесины» | 
| Задачи | Образовательные: в результате урока учащиеся знакомятся с понятием точение древесины, устройством токарного станка по обработке древесины приёмах точения. | 
| УУД | Личностные УУД: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности - формирование интереса к изучаемому материалу на уроке; - развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно ставить цели и задачи; - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно - принимать и сохранять учебную задачу; - находить вариант решения этой задачи; - уметь осуществлять контроль ; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия ; Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения. - уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения - осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Познавательные УУД: - выполнять учебные действия в письменной и устной форме; - осуществлять поиск нужной информации -осуществлять анализ объекта, делать выводы; | 
| Планируемые результаты | Предметные: владение базовыми понятиями и терминологией токарный станок по обработке древесины, передняя бабка и задняя бабка, подручник, линия центров станка, косая и полукруглая стамеска, трезубец, планшайба, патрон, токарь, подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией Учащийся будет Знать - устройство токарного станка по обработке древесины, приемы безопасной работы Уметь - организовывать рабочее место - выполнять приемы закрепления и операцию точения заготовок из древесины Личностные результаты: -готовность и способность учащихся к саморазвитию; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - овладение нормами и правилами научной организации труда - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: -умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. - формирование познавательных интересов, направленных на развитие умения строить логические цепочки рассуждений; . Регулятивные: - понимание смысла поставленной задачи; - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. - умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату Коммуникативные: - формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 
| Основные понятия | токарный станок по обработке древесины, передняя бабка и задняя бабка, подручник, линия центров станка, косая и полукруглая стамеска, трезубец, планшайба, патрон, токарь | 
| Межпредметные связи | ИКТ, ОБЖ, физика, биология, математика | 
| Ресурсы: | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, наглядные пособия, технические средства,. Презентация Power Point «Устройство токарного станка по обработке древесины», заготовки из древесины, информационные ресурсы сети интернет 
 | 
| Оборудование | Токарного станка по обработке древесины СТД-120, инструменты и приспособления | 
| Формы работы на уроке | фронтальная, индивидуальная, групповая | 
| Технологии обучения или элементы технологий | деятельностный метод здоровьесберегающие технологии. | 
 
| Дидактическая структура урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
| Предметные | УУД (Познавательные УУД) (Коммуникативные УУД) (Регулятивные УУД) | ||||
| Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | Настрой на работу, создание благоприятной атмосферы. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. Проверка наличия по журналу, назначение дежурных. | Настраиваются на активную и продуктивную работу. | 
 | Личностные УУД готовность и способность учащихся к саморазвитию | 
| Актуализация опорных знаний | - Чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже изученный материал (изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом) 
 | Организует повторение; обратную связь; убеждается в точности выполнения задания; создает ситуацию успеха | Учащиеся, используя знания из предыдущих уроков отвечают на вопросы | Основные свойства древесины, приемы и инструмент для разметки. | Личностные УУД формирование интереса к изучаемому материалу на уроке | 
| Формулирование темы и целей урока | Посмотрите на заготовки и некоторые изделия. Что в них общего? Как изготовить такие изделия? С помощью чего можно решить эту проблему? - Попробуйте сформулировать тему урока - Запишите тему урока. -Тогда какова цель вашей деятельности? | Учитель помогает при необходимости сформулировать цель | Учащиеся называют проблему: « Как изготовить детали которые являются телами вращения», формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока : - познакомиться с устройством токарного станка по обработке древесины, инструментами для работы на нем. Намечают пути выхода из проблемы | Анализ и осмысление полученной информации. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно ставить цели и задачи; - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Личностные УУД развивать умения извлекать необходимую информацию Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу | 
| Открытие новых знаний | Фронтальная работа. Как вы думаете что такое точение? - Точение – это механическая обработка резанием наружных и внутренних поверхностей вращения . Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) - режущим инструментом. Какие виды точения можно выделить? Черновое и чистовое точение,(черновик, чистовик), История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода. (демонстрация видеофрагментов) Наша школьная столярная мастерская оборудована токарным станком модели СТД-120 Работа с учебником - Что общего у сверлильного и токарного станков? -Сравните информацию на слайде и в учебнике. 
 - Чем отличаются станки ТД 120 и СТД120М 
 - Справились с затруднением? – Молодцы! Основные узлы станка: снование, станина, передняя бабка, задняя бабка, электродвигатель, подручник. 
 Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали : - патрон - применяемый для крепления коротких заготовок; - трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки - планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами. 
 Правила крепления: 
 Рис. 3. Крепление детали: а - в патроне винтом; б - трезубцем с поджатием центром задней бабки 
 Рис. 4. Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе 
 Вращательное движение заготовки при точении называется главным. Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным. Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин. Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос: Каким образом осуществляется процесс резания (обработки) заготовки? Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров Кинематическая схема станка Передачу движений в механизмах и машинах показывают условными знаками на кинематических схемах. На них изображают детали, которые непосредственно участвуют в передаче движения. Для наглядности часто дают и контуры других деталей. 
 Два вида обработки: черновое точение, чистовое точение 
 | Помогает сформулировать новые понятия, назначение и основные части инструмента. Подталкивает учащихся к планированию дальнейших действий, к активной мыслительной деятельности, принятию и удержанию учебной задачи. Учитель контролирует предложения учащихся. Обращает внимание на оформление записей в тетради Организует целенаправленную деятельность Рассказывает об основных узлах станка СТД-120 1 Создает проблемную ситуацию Показывает приемы безопасной работы. | Пытаются сформулировать определение Записывают в тетрадь определение. Анализируя текст учебника и содержание презентации, отвечают на вопросы Учатся анализировать текстовую и графическую информацию В тетрадь заносят т информацию об основных частях станка. Заполняют таблицу в тетради Отвечают на вопрос, используя знания об устройстве велосипеда | Операция точение, оборудование, инструменты | Регулятивные УУД понимание смысла поставленной задачи Познавательные УУД осуществлять анализ объекта, делать выводы Личностные УУД формулировать выводы, обосновывать суждения Коммуникативные УУД -формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи -умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 
| Первичное закрепление | Практическое задание: найдите основные части станка, Рассмотрите устройство основных узлов. | Организует работу в группах, Следит за выдвижением и проверкой предположений, создает ситуацию «разрыва» знаний Организует усвоение детьми новой информации | Работая в группах, дети включаются в поисковую, деятельность. Рассматривают узлы и детали станка СТД120. Включаются в активный диалог, выслушивают мнения одноклассников, учителя, формируют свою точку зрения, контролируют себя и товарищей, планируют дальнейшую работу, помогают друг другу, учатся договариваться и принимать мнение других, осознают нехватку знаний. | Устройство станка | Познавательные УУД выполнять учебные действия Личностные УУД Регулятивные УУД умение выполнять учебное действие в соответствии с целью КоммуникативныеУУД управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. | 
| Применение нового знания | Практическое задание | Организует выполнение практического задания. | Учащиеся включаются в практическую деятельность, размышляют над выполнением задания. Выполняют практическую работу № 9(п.7-8) учебника. | Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения этой задачи Личностные УУД развивать умения извлекать необходимую информацию Познавательные УУД выполнять учебные действия в практической форме | |
| Первичный контроль знаний | Тест «Устройство токарного станка по обработке древесины» | Выполняют задания теста, самоконтроль | Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. Познавательные: умение самостоятельно определять способы решения учебных задач Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, | ||
| Домашнее задание | Три уровня домашнего задания: Стандартный. Ответить письменно в тетради на вопросы после параграфа. Повышенный. Найти в интернете или других источниках информации историю появления токарного станка. Творческий. Скопируйте изображения современных токарных станков для размещения в электронной библиотечке школьной учебной мастерской. Предложите свою идею модернизации станков токарной группы. п.8 учебника. | Информирует учащихся о домашнем задании, делая необходимые комментарии. | Принимают информацию о домашнем задании. | Познавательные УУД осуществлять поиск нужной информации Регулятивные УУД понимание смысла поставленной задачи | |
| Итог урока | - Что нового узнали на уроке? - Были удачи на уроке? Какие? Оценки за урок | Учитель организует обобщающую | Учащиеся высказываются по вопросам, демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых технологических терминов. Оценивают ответы одноклассников | Личностные УУД формулировать выводы, обосновывать суждения | |
| Рефлексия | - А сейчас поднимите сигнальные карточки красного цвета, кто ничего не понял на уроке; жёлтого цвета , кто имеет затруднения зелёного цвета, кто всё понял. 
 | Инициирует рефлексию детей по поводу оценки своего вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класс | Демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, контролируют себя и планируют дальнейшую работу | 
 | Личностные УУД готовность и способность учащихся к саморазвитию Регулятивные УУД умение выполнять учебное действие в соответствии с целью | 
Список использованной литературы
Технология. Программа: 5-8 классы. Тищенко А.Т., Синица Н.В. -М.: «Вентана-Граф», 2014.
Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. Учебник. 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014.
Технический паспорт на станок токарный по дереву (учебный) СТД-120М. Министерство просвещения РСФСР. Главучтехпром. «Просвещение» М. 1988.
Рабочая тетрадь. Индустриальные технологии 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014.
Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2014.
http://testedu.ru/test/texnologiya/9-klass/ustrojstvo-tokarnogo-stanka-po-derevu.html
 
                                    









 
                                 
                                 
                         
                        