Технологическая карта урока чтения по теме «К. Чуковский "Федотка", О. Дриз "Привет"»

16
0
Материал опубликован 2 April 2017 в группе

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»


 

Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения; воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами, анализировать средства выразительности.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсуждения содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.


 

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

Разложите карточки парами:

II. Постановка цели урока.

Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

(«Мойдодыр».)

Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?

Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями – К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Прочтите выразительно шуточное стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут: «ли-мон»,

Сразу станет кисло.

2. Игра «Составляй слова».

Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.

3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».

Как называется стихотворение?

Кто автор?

Как вы думаете, о ком это произведение?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

си-рот-ка – сиротка

не-сча-стный – несчастный

сча-стли-вый – счастливый

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».

4. Анализ стихотворения.

Почему плачет Федотка?

Можно ли действительно назвать его несчастным?

Как можно назвать это произведение?

Для чего придумывают дразнилки?

Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?

Чему учит нас это стихотворение?

Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.

Физкультминутка

Черепаха

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это – ЧЕЧЕЧЕ!

Это – РЕРЕРЕ!

Это – ПАПАПА!

ЧЕРЕПАХА!»

К. Чуковский


 

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».

Прочтите словосочетания:

золотое сердце – золотое кольцо;

тяжелые облака – тяжелый груз;

румяные яблоки – румяные щеки.

Объясните значение этих словосочетаний.

Кто автор стихотворения?

Как оно называется?

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведения.

Какие подарки получил ребёнок?

Что его удивило?

Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»?

В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?

3. Работа в парах.

Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.

V. Итог урока. Рефлексия.

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

Какое стихотворение понравилось больше всего?

-Кто собой сегодня доволен? Кому урок понравился?


 

Дополнительный материал к уроку

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882–1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенна остальная, бóльшая часть его творчества – для детей постарше и особенно для взрослых, – всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – назвал их «детским комическим эпосом».

Стихотворные сказки Чуковского – точно введение в курс великой русской поэзии. Они доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное – они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.

У К. Чуковского в центре сюжета – ребёнок активный, любознательный и всегда побеждающий. Даже там, где такого героя формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Тараканище»), – даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).

Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.

Что же это за свойства?

В поэме этой очень много рифм – не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его…

Литература:

1. Диск УМК Школа России, издательство "Учитель", www.uchitel-izd.ru


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.