Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Обществознание 6 класс
Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
1 этап. Мотивация.
Здравствуйте, ребята, сегодня наш урок с вами начнется с просмотра видеофрагмента. Это мультфильм. Но в этом простом мультфильме мы увидим две совершенно разные ситуации.
https://www.youtube.com/watch?v=NJynMH3dxFg
(Остановить просмотр на 40 секунде). Ребята, перед нами ситуация, в которую попали наши герои, каким бы, словом, мы назвали бы то, что происходит между героями?
Конфликт. Верно. Конфликт в межличностных отношениях. (сл.2)
2 этап. Актуализация знаний.
Что такое межличностные отношения? Взаимосвязи, которые возникают между людьми в совместной деятельности и общении.
При каком виде деятельности могут возникать конфликты? Общение. Верно.
Какие средства общения вам известны? вербальные (устная, письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, интонация, громкость голоса, поза, зрительный контакт, прикосновение).
Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт. Конечно, могут.
3 этап. Изучение нового материала.
Давайте продолжим просмотр.
Скажите ребята, сколько конфликтных ситуаций можно наблюдать в фильме?
2 крупных столкновения(конфликта). Одинаково ли эти ситуации завершились? И что стало причиной различного исхода конфликтной ситуации?
Верно, разные стратегии поведения в одинаковых ситуациях дают возможность по-разному завершить ситуацию.
Давайте посмотрим вместе на слайд 3, мы видим структуру конфликта и попробуем распределить элементы структуры конфликта с опорой на видео фрагмент.
Если вы, общаясь нарушаете правила взаимности, то, как правило возникают конфликты. «Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Как вы думаете, что являете причиной его возникновения? Верно, не совпадение целей, интересов, мнений. В результате столкновений происходит изменение межличностных отношений. Некогда дружественные и взаимоприятные отношения внезапно становятся нетерпимыми и часто грозят полным разрывом.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события. Развиваясь, конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубления конфликта, разрешение конфликта (сл 4).
Давайте попробуем сопоставить фрагменты видео по памяти и ступени конфликта. Работаем в парах. На против каждой стадии отметим фрагмент фильма.
1. Возникновение конфликтной ситуации. Какой элемент в мультфильме? – звери вышли на узкий мост одновременно. Верно.
2. Осознание конфликта. Когда происходит? – герои (лось и медведь/ заяц и енот) сталкиваются и не могут разойтись. Верно?
3. Проявление конфликтного поведения. Что это значит? Это те способы, средства общения, которые выбирают наши герои. Тут мы видим совершенно разные действия героев в двух ситуациях. Что делают наши герои? Лось и медведь ругаются, спорят, кричат. Заяц и енот находят выход их конфликта. Верно.
4. Углубления конфликта и 5. Разрешение конфликта. Разрешен ли был конфликт между нашими героями? Верно, не все смогли его решить. А почему? Правильно, неправильно выбрали модель поведения.
У участников конфликтной ситуации есть разные варианты поведения: сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление (сл. 5)
Прошу вас, ребята, ознакомится с текстом параграфа ( стр 79-80)
В любой конфликтной ситуации вы вполне можете найти такое решение, которое приведет вас к примирению без ущерба для каждой из сторон. Прежде всего нужно понять причину конфликта, выяснить к каким последствиям он может привести в своём развитии и что нужно сделать, чтобы с ним покончить? Как мы называет стратегию поведения человека, если у него есть желание понять другого? Такое поведение называется сотрудничество.
Компромисс, как один из вариантов поведения близок к сотрудничеству. Но есть отличие. В чем оно? Верно. Отличие лишь в том, что для решения противоречий необходимы уступки обеих сторон. Возможно, участники конфликта не получат желаемого в полной мере, но зато сохранят общение.
Если же в сложившейся конфликтной ситуации одна из сторон стремится сгладить противоречия, а другая не готова поступиться своими интересами, тогда говорят о приспособлении. Конечно же хорошо, что конфликт будет разрешен, но в подобной ситуации важно сохранить меру и достоинство. Иногда упорство бывает полезным.
Стоит отметить, что позицию приспособления могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы могут не приниматься во внимание.
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других, такое поведение называется избегание. Такая ситуации отодвинет конфликт, но не решит проблему, поскольку причина останется и конфликт может возникнуть снова.
Обратите внимание, ребята, что по результатам конфликта мы тоже классифицировать конфликты (Сл. 6) И в нашем мультфильме, что будет примером конструктивного конфликта? Верно. Енот и заяц, их поведение.
4 этап. Самоконтроль.
(рабочие листы на партах)
Задание 1. Установите соответствие.
1 столбец
«Худой мир лучше доброй ссоры»
«С глаз долой, из сердца вон»
«Сядем рядышком, да поговорим ладком»
2 столбец
Интеграция
Прерывание конфликта
Компромисс
Ответ:
«Худой мир лучше доброй ссоры» – Компромисс
«С глаз долой, из сердца вон» – Прерывание конфликта
«Сядем рядышком, да поговорим ладком» – Интеграция
Задание 2.
Выбери верные утверждения.
В любой ситуации, насколько бы тупиковой она ни выглядела, существуют возможности разрешения межличностных конфликтов.
Конфликт, затрагивающий личные мотивы всех сторон, называется межличностным.
Стратегии ненападения – оптимальная для выхода из любой конфликтной ситуации.
Совместные действия в поисках оптимального выхода из конфликта относятся к стратегии компромисса.
П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта
5 этап. Рефлексия
Ребята мы с вами изучили интересную и важную тему, но, чтобы понять всю важность и глубину темы я хочу, чтобы вы посмотрели еще одно видео….
https://www.youtube.com/watch?v=yuk-DhHN-AI
Остановит видео можно на 1 мин 17 секунде, чтобы ребята определили ситуацию и прогнозировали способы выхода из конфликтной ситуации.
По окончанию просмотра видеофрагмента закончить предложение в тетради:
Мне было трудно…
Мне стало понятно…
Больше всего понравилось…
Было интересно….
Меня удивило….
Хотел бы узнать ……
Домашнее задание:
П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта