Технологическая карта урока русского языка: Систематизация знаний по теме «Одна и две Н с разными частями речи. Трудные случаи написания» (подготовка учащихся к ГИА)
Технологическая карта урока. Русский язык. Систематизация знаний по теме: «Одна и две Н с разными частями речи. Трудные случаи написания» (подготовка учащихся к ГИА)
Тема урока | Место урока по теме |
Систематизация знаний по теме: «Одна и две Н с разными частями речи. Трудные случаи написания» (подготовка учащихся к ГИА) | Урок закрепления теоретического материала и умению применять правила на практике при подготовке к ГИА. |
Тип урока | Формы, приёмы, методы |
Комбинированный | Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Приёмы: чтение вслух, подводящий диалог, составление логической схемы прочитанного (эссе), приём рефлексии, оценка успешности; Методы: обмен мнениями, обсуждение, анализ, сравнение, частично-поисковый. Технологии: технология смыслового чтения при формировании УУД |
Цель урока | Задачи |
-формирование умения правильно писать Н и НН в суффиксах разных частей речи, обратить внимание на трудные случаи написания
Компоненты функциональной грамотности Технология: Технология смыслового чтения при формировании УУД на уроках русского языка | Предметная «Образовательная»: – создать условия для формирования у учащихся умение правильно определять Н и НН в словах и способствовать закреплению теоретического материала, умению применять правила на практике, сравнивать полученные результаты, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль; Метапредметная «Развивающая»: –способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при работе с алгоритмами; - сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии; - развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку; - развивать культуру устной, диалогической, письменной речи Личностная «Воспитательная»: - развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций. - показать связь предмета с реальной действительностью; -воспитать целеустремленность, самостоятельность, осознанное отношение к учебе, Читательская грамотность: - и умение находить извлекать основную информацию и формулировать суждения с использованием основных терминов - развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни; - дифференцировать информацию по степени значимости; - извлекать из текстов интересную и полезную информацию; Математическая грамотность: -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Глобальная грамотность: -понимание и оценивание различных взглядов и мировоззрений в контексте собственной значимости |
Ход урока
Цель, этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Результат | |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.) | |||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на лично – значимом уровне. Проблемный вопрос Целеполагание. Постановка цели и задач урока цель: умение формулировать тему урока (самостоятельно или совместно с учителем) | Создать эмоциональный настрой. Провести параллель с ранее изученным Предлагается прочитать эпиграф к уроку: Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься. (Китайская мудрость) (Слайд 1) Создание проблемной ситуации. Осмысление (Слайд 2) Создаёт условия для формулировки темы урока и определения цели урока через постановку вопросов. | Настрой на работу Учащиеся читают эпиграф. Принимают участие в беседе, строят высказывания, что важно быть функционально грамотным человеком и применять свои знания в дальнейшей жизни Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию Формулируют тему урока и цель урока. | Познавательные Личностные Глобальная грамотность:: Предметные (умение ставить цель урока определять пути её достижения) Читательская грамотность: | Постановка и формулирование проблемы, Понимание и оценивание различных взглядов и мировоззрений в контексте собственной значимости Умение ставить цель урока, определять пути её достижения и пути дальнейших действий | |
2 этап. Актуализация знаний (15 мин.) | |||||
цель: «освежить» знания по данной теме, необходимые для решения трудных вопросов. Определение границ знания и незнания | Организует поисковую и самостоятельную деятельность учащимися. Работа с АЛГАРИТМАМИ: 1.Н-НН с прилагательными; 2.Н-НН с причастиями; 3. Н-НН с существительными и наречиями | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. | Коммуникативная, Познавательные Регулятивные | Умение слушать, высказывать свою точку зрения. Умение использовать опорные предметные знания. Осуществлять контроль и давать оценку своим действиям | |
3 этап. Закрепление знаний по теме (15 мин.) Использование технологии смыслового чтения. Цифровой диктант | |||||
Цель: внимательно читать задания и извлекать из них нужную информацию | Объясняя правописание слов многократно, учащиеся закрепляют теоретический материал. Задание №1. Тренинг как многократное повторение Задание №2 Устный опрос с помощью перфокарты Задание №3. Объяснение и закрепление. | Применяется групповой и индивидуальный метод. Осуществляют контроль Приём «Раздели на группы») и объясни свой выбор Работа с перфокартами и на конечное число шагов. | Все виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные. Читательская грамотность: | дифференцировать информацию по степени значимости; Работать в группе с различными источниками информации. Умение проводить анализ. Умение решать задачи | |
4 этап. Самостоятельная работа. Контроль усвоения (обсуждение, оценка и коррекция допущенных ошибок 8 мин.) | |||||
цель: организация действий по обобщению знаний Физминутка. Гимнастика для глаз. Цель: снятие зрительного утомления | Осуществление дифференцированного подхода к изучаемой теме Задание №1. Работа в группах Задания №2 базового и повышенного уровня | Задания базового и повышенного уровня Обсуждение результатов (работа с картами и оценочными листами). Вносят изменения в оценочные листы (корректируют информацию). Обсуждают полученные результаты. Учащиеся выполняют упражнения | Метопредметные Личностные Читательская грамотность: | Умение систематизировать, обобщать полученное. Соединять части в целое. Решать проблемные вопросы. Работать в группе. Дифференцировать информацию по степени значимости; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | |
5 этап. Рефлексия (6 мин.) Какой можно сделать вывод? Что важно помнить? | |||||
Цель: дать оценку работы класса на уроке
Оценки за урок Цель: Оценить деятельность учащихся | Предлагает рефлексивный тест: - Информация на уроке была полезная или нет… - Оцените свою работу на уроке от 1 до 5… - Если завтра вам предстоит мониторинг по изучаемой теме: Смогли бы вы справиться?.. - Что самое трудное было в понимании данной темы?… - Оцените меня как учителя – доступно, понятно излагается материал… -За самостоятельность - Активность -Умение рассуждать, делать выводы - Оценивать себя и других | Анализируют свою работу на уроке. Оценка собственной деятельности (контроль и самоконтроль) Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам | Коммуникативная Личностная Регулятивные Глобальная грамотность: | Оценка и самооценка деятельности каждого. Осознают свой вклад в общий результат урока. Умение оценивать себя и других (саморегуляция и самоорганизация) Самоорганизация и саморегуляция | |
6 этап. Домашнее задание. Объяснение Информационные источники | 1.Выучить алгоритмы 2.Запомнить слова исключения. 3. Задание на выбор А)Творческое задание. Эссе по образецу со словами ГЛУБИ..ЫЙ – ГОЛУБИ..ЫЙ Б)Контрольный тест в тетради Русский язык (9-11 классы): Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты. А.В. Владимирова, Москва, Эксмо | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных с учетом индивидуальных особенностей Учебник. Русский язык. 10-11 классы, В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко, Москва, «Просвещение» | Читательская грамотность | дифференцировать информацию по степени значимости; |