Урок систематизации знаний по теме: «Части речи» (Русский язык, 2 класс)

1
0
Материал опубликован 15 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока Митрофановой Н.Е.

Предмет: русский язык 

 Класс 2 Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: «Части речи» 

 Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН

Оборудование: экран, проектор, компьютер,  ручка, рабочая тетрадь, учебник.

Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий и результатов

Деятельность учителя

Планируемый уровень достижений результатов обучения

УУД

Предметные УУД

 

Систематизировать ЗУН о частях речи, их признаках.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

- усвоить, что речь делится на части – части речи;

- понять, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;

- усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- научатся распознавать части речи по вопросам и общему значению;

- давать характеристику изучаемым частям речи;

- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать по алгоритму из них информацию о частях речи;

- приводить примеры разных частей речи из своего опыта;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения партнёра на уроке;

- развивать умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

- расширять словарный запас учащихся.

Метапредметн ые

Познавательные УУД

целеполагание

анализ

синтез

сравнение

моделирование

Работать с информационным материалом;

анализировать, сравнивать признаки разных частей речи;

развивать умения искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы, делать выводы

( синтез)

-освоить способы решения проблем поискового характера;

-освоить основы познавательной рефлексии;

-овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД

целеполагание

планирование

Осуществлять самоконтроль;

учиться высказывать своё мнение. Учиться ставить перед собой учебные задачи.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД

Читать вслух и про себя текст на экране и в учебнике, отвечать на вопросы;

уметь высказать свою точку зрения;

уметь договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);

соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения с партнерами по совместной работе, делать выводы, систематизировать;

-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

-активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Личностные

Проявлять интерес к изучаемому материалу;

работать активно и уметь прислушиваться к мнению одноклассников;

развивать своё интеллектуальное мышление;

учится оценивать свою работу.

Осуществлять самоконтроль отношения к содержанию темы и качеству собственной деятельности

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослым; формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

 

 

Этап урока, время

Педагогические задачи этапа

Методы, приемы

обучения

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.Организацион

ный

(3минуты)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес

Беседа,

диалог,

создание ситуации занимательности

Ф

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок

Все за парту тихо сели

И на доску посмотрели

Чтобы дело спорилось

А не шло едва,

Будем мы трудиться

Засучив рукава.

Как вы понимаете это выражение? Как называются такие выражения в русском языке? В каком словаре можно посмотреть значение этого фразелогизма?

Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: проявлять интерес к содержанию.

Познавательные: слушать, извлекая важную и значимую информацию, анализ, сравнение

2.Минутка чистописания

Актуализация знаний, отработка каллиграфии

Беседа, наблюдение самостоятельная работа.

Ф

Предлагает открыть тетради для записи даты

Даёт задание на выполнение минутки чистописания, опираясь на звуковой анализ слова и каллиграфию.

Загадка.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

1) Минутка чистописания

Записать в тетрадь буквы в следующем порядке: - Ударную гласную букву из слова «весна»: А а;

- Какая буква в слове обозначает мягкий согласный звук? - В в.

- букву, которая обозначает согласный твердый, звонкий звук.- Нн

- Дайте характеристику букве С, запишите эту букву,

- Дайте характеристику букве Е, запишите эту букву

- Запишите целиком слово: весна, выдели орфограмму в этом слове

Дети отгадывают слово- время года, прописывают строчку букв: Аа, Вв, Нн- на основе звукового анализа слова

Познавательные:

слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, анализировать. сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

строить устные высказывания, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Личностные:

развивать своё интеллектуальное мышление; способность к самооценке своих действий.

3.Словарно-орфографическая работа

Актуализация знаний, развитие речи, орфографической зоркости

Беседа,

создание проблемной ситуации, формирование познавательного интереса

С/р

В/П

в/оц

Словарная работа: запишите слова, распределив в три группы, в зависимости от части речи

апрельский, ветер, погода. облака, работать, шёл, морозит, хорошая, одежда, жёлтое, березовый, прощаться.

Проверка по образцу в парах. Выставление оценки. По какому признаку можно ещё было распределить слова в 3 столбика? ( кол-во слогов)

Кому это задание оказалось по плечу?

( Всё по плечу) Объясните значение этого фразеологизма

Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Докажите , что группа выделена правильно.

Подводит детей к выводу названия темы урока

Кто догадался, как будет называться тема урока?

Записывают словарные слова, распределяя их на 3 группы

Проверяют работу, оценивают, согласно критериям оценивания

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные:

воспроизводить знания о частях речи, формировать логическое мышление.

Познавательные: сравнение, анализ, синтез

4.Постановка учебной задачи

1 мин.

Постановка цели урока. Организовать самостоятельное формулирование целей урока.

Беседа,

диалог, рефлексия

Ф

Подводит к постановке цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока (будем говорить о частях речи)

- Какие задачи стоят перед нами?

- Что вы хотите ещё узнать?

-Чему будем учиться на данном уроке?

Прописывает цель на доске, ученики -личную цель в тетради

Называют цели урока: повторить какие бывают части речи, научиться определять части речи по признакам

Личностные: желание приобретать новые знания.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли, задавать вопросы.

Регулятивные:

осознавать возникающие трудности и пути их преодоления, познавательную задачу. самостоятельно ставить цель и принимать цель, поставленную учителем.

5.Отработка пройденного. закрепление.

 

10 мин.

Включение «открытия» в систему знаний

.

Самостоятельна работа в парах сменного состава

П

Следующее задание пройдёт под девизом: Зарубить на носу

Объясните значение этого фразеологизма

Пары сменного состава( ручеек)

Используя корень, образуй новые слова разных частей речи, запиши , выдели корень, подчеркни слово, которое будут для остальных проверочным.

Мороз, звон, зелен, тёпл.

 

Сущ

Прил

Глаг

Мороз

     
       
       

Самостоятельно выполняют работу и проверяют ее в группах.

Личностные : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме;

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учащимися и учителем; формулировать собственные мысли.

Предметные: формирование представления о частях речи.

Личностные : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме;

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учащимися и учителем; формулировать собственные мысли.

Предметные: формирование представления о частях речи.

6.Работа над темой урока

Систематизировать, имеющиеся у учащихся знания. Вызвать познавательный интерес к проблеме.

Беседа,

создание проблемной ситуации, формирование познавательного интереса

 

Ф

П

Ф

Г

Г

Организует работу с текстом по распознаванию частей речи.

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

Вам необходимо выделить из текста необходимую часть речи.( заданную на карточке) Каждая пара выделяет необходимую часть речи ( работа в парах)

Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.

Физминутка

Учитель читает стихотворение. Девочки приседают , когда слышат прилагательные, мальчики- глаголы. Весна, весна на улице, Весенние деньки!

Как птицы, заливаются Трамвайные звонки.

Шумная, веселая, Весенняя Москва.

Еще не запыленная Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве. Гремят грузовики.

Весна, весна на улице, Весенние деньки!

Работа в группах. Задания на карточках. Прочитайте текст. Догадайтесь, какие части речи пропущены. Вставьте необходимые слова.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Радостное чувство наполняет душу.

Прочитайте текст, который у вас получился. А теперь давайте послушаем авторский вариант. Получилось ли у вас передать мысль автора? Почему? За счёт чего главная мысль и тексты ( ваш вариант и авторский ) не поменялась.( синонимы)

Каждая пара выделяет слова определенной

( заданной учителем) части речи.

Осуществляют взаимопроверку по образцу.

( с парой по лицу)

Девочки приседают , когда слышат прилагательные, мальчики- глаголы.

Вставляют в текст подходящие слова по смыслу.

Осуществляют фронтальную проверку

7.Рефлексивно- оценочный этап

6 мин

Проанализировать, обобщить знания, дать оценку успешности достижения цели урока

Написание теста

Составление

кластера

синквейна

Г

П

И

С/р

Ф

Расскажите о каждой части речи, составив кластер:

1. Название.

2. На какой вопрос отвечает?

3. Что обозначает?

4.Примеры?

Знать на зубок

( объясните значение этого фразеологизма)

Организует в парах работу во время составления синквейна

Попробуем написать синквейн о весне.

- Вспомните, как строится синквейн?

1 существительное

2 прилагательных, которые охарактеризуют весну.

3 глагола, которые, на ваш взгляд, расскажут о весне.

Предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года.

Выполните задания теста.

Проверка фронтальная

Оцените себя.

Подводится итог работы:

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?» знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия.

-Ребята, какую цель мы сегодня ставили перед собой

Продолжите фразы, предложенные на экране:

1.На уроке я узнал …

2.Теперь я умею…

3. Больше всего понравилось…

4. Было трудно…

5. За что можете себя похвалить?

Составляют и зачитывают кластеры

Составляют и зачитывают синквейн

Выполняют тест и оценивают себя.

Проговаривают, что нового узнали, чему научились и что ещё нужно доработать.

Личностные :

Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Регулятивные:

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

Понимать информацию, представленную в схематичной форме.

Коммуникативные:

Формулировать собственные мысли.

Домашнее задание

Беседа,

Ф

Запишите домашнее задание: Составить и записать сочинение- описание о весне.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: проявлять интерес к содержанию.

Познавательные: слушать, извлекая важную и значимую информацию.

 

 

Тест.

1.Определи группу слов, которые обозначают действие предмета.

А ) цветной, малиновый, известный в) праздник, жаворонок, урожай Г) предлагает, заливает, кормит

2.Выбери имя прилагательное.

А ) ненастный В) объявить Г) работа

3.Выбери глагол.

А ) интересный В) варенье Г) подъехал
4. Выбери имя существительное.

А) вкусный В ) яблоко Г ) читаем

5. Слова, которые называют признак предмета, называются:

А) существительными В ) глаголами Г) прилагательными
6. Выбери правильный ответ: "Имя существительное – это…"

А) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
В) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Г) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

7. Отметь слово, которое не является существительным:

А) свет В ) освещение Г ) засветиться

8. Что обозначают имена прилагательные?

А) предмет В) признак предмета Г0 действие предмета

9. В каком ряду слова отвечают на вопрос что делал?

А) петь, танцевать, играть В) пел, танцевал, играл г0 поёт, танцует, играет

10.Выбери прилагательное в единственном числе мужском роде?

А) молодая В) тёплое Г) весёлый

Предварительный просмотр презентации

ЗАСУЧИВ РУКАВА В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, закрывающие кисти рук. Чтобы рукава не мешали работать их заворачивали- засучивали. Засучив рукава Можно сделать всё быстро и лучше.

10 апреля. Классная работа.

весна

Л С О Р Н А В Я А Т О Б А Р А

ветер апрельский работать погода хорошая шёл облака жёлтое морозит одежда березовый прощаться Сущ. Прилаг. Глаг

ВСЁ ПО ПЛЕЧУ доступно  для выполнения,  по силам

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЧАСТЯХ РЕЧИ. Имя существительное Имя прилагательное Глагол

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ- запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки- нос, на них зарубками делали заметки.

Образование слов.

Используя корень, образуй новые слова разных частей речи, запиши , выдели корень, подчеркни слово, которое будет для остальных проверочным.

Работа с текстом по распознаванию частей речи.

Наступила ранняя весна. Тает рыхлый снег. Текут быстрые ручейки. Греет яркое солнце. Из- под земли пробился нежный подснежник. Прилетают перелётные птицы. На деревьях появляются маленькие листочки.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Стройные косяки гусей потянулись с юга. . Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Радостное чувство наполняет душу.

ЗНАТЬ НА ЗУБОК - знать досконально, отменно выучить. На Руси подлинность золотых монет проверяли зубами. У настоящей монеты после прикуса не должно остаться вмятины.

СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН 1 существительное 2 прилагательных, которые охарактеризуют весну. 3 глагола, которые, на ваш взгляд, расскажут о весне. Предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года.

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях; «?» знак – материал не доучил, помогали товарищи; Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия.

1.На уроке я узнал … 2.Теперь я умею… 3. Больше всего понравилось… 4. Было трудно… 5. За что можете себя похвалить?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.