Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Упражнение в написании слов с парными согласными в корне и на конце слова»
Интернет - ресурсы
DOCX / 14.55 Кб
/data/files/e1641634554.docx (Интернет - ресурсы)
Дополнительные материалы
DOCX / 1.81 Мб
/data/files/p1641634585.docx (Дополнительные материалы)
Разноуровневые карточки
DOCX / 15.83 Кб
/data/files/j1641634614.docx (Разноуровневые карточки)
Презентация Словарная работа
PPT / 4.74 Мб
/data/files/i1641634646.ppt (Презентация Словарная работа)Туева Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ " СОШ № 117", г. Барнаул, Алтайский край
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Упражнение в написании слов с парными согласными в корне и на конце слова»
Тема | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне и на конце слова | ||
Цель деятельности учителя | Создать условия для развития умений находить слова с парным по звонкости-глухости согласным звуком, требующим проверки, подбирать проверочные слова, используя разные способы. | ||
Задачи | Обеспечение усвоения знаний и способов на уровне применения в измененной ситуации. Продолжать работу над развитием орфографической зоркости; развивать навыки проверки слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком, способы проверки. Формировать умение работать в паре, группе. Развивать интерес к предмету через произведения устного народного творчества. Воспитывать культуру поведения на уроке. | ||
Тип урока | Урок закрепления знаний и способов действий | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные овладевать основами грамотного письма; применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренного слова, использование словаря. | Метапредметные понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность под руководством учителя; работать в группе, оценивать себя и товарищей под руководством учителя; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования; включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем. | Личностные осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний способов деятельности. | |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый. | ||
Основные понятия и термины | Парный согласный по глухости – звонкости, проверочное слово, сильная и слабая позиция согласного звука, орфограмма. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 3 кл., 1ч., Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков:3 класс. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 2012. | ||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор. |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит народная музыка. Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную работу. | Входят в класс под народную музыку. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Л- проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. | ||||||||||||||||||||
Чистописание | Работа в тетради ( дата, классная работа) | Прочитайте предложение, определите малый жанр устного народного творчества. На доске: Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Найдите слово с проверяемой парной согласной в корне слова (дружка). Объясните написание. | Записывают в тетрадь дату, классная работа. Записывают пословицу, объясняют смысл, находят слово с парным согласным, требующим проверки. Объясняют написание. Оцените себя в листе достижений (аккуратность и правильность) | Фронтальная, индивидуальная | Р- принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К – умеют слушать друг друга, признают возможность существования различных точек зрения. Л –проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Наблюдение учителя, устные ответы. | ||||||||||||||||||||
Целеполагание | Работа с табличкой | Давайте определим тему урока и поставим цели. Тема: Упражнение в написании слов с парными согласными в корне и на конце слова Цели: учиться находить слова с парным согласным, требующим проверки, учиться проверять парный согласный разными способами. Помогу в нашей работе малые жанры устного народного творчества. Назовите малые жанры устного народного творчества. Работают с карточкой. | Определяют тему и цель урока Т – Упражнение в написании слов с парными согласными в корне и на конце слова Ц – учиться находить слова с парным согласным, требующим проверки, учиться проверять парный согласный разными способами. Называют малые жанры устного народного творчества. | Фронтальная | Р- принимают и сохраняют учебные задачи. | Наблюдение учителя | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Работа в группах | Организует работу в группе Составление алгоритма проверки парного согласного Задания для работы в группе 1.Прочитайте предложение. Зуб на зуб не попадает. 2.Определите жанр устного народного творчества_________________________ 3.Найдите слова с парным согласным, требующим проверки _______ 4.Почему вы решили, что этот парный согласный нужно проверить? - на конце слова? _______ - слабая позиция? _______ 5.Что происходит со звонким согласным в слабой позиции? _______ 6. Какие способы проверки парного согласного вы знаете? 7.Запишите алгоритм проверки парного согласного: 1. Слышу звук _____ 2. Есть выбор букв ______ 3. Проверяю___________ 4. Пишу букву__________ | Выполняют задание Работают в группах. Распределяют обязанности, читают инструкцию, выполняют задание. Проверка выполнения Оцените (свою работу) в группе в листе достижений | Групповая | П- проводят анализ, синтез, осуществляют поиск необходимой информации, владеют способами выполнения задания исследовательского характера. Р- принимают и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и контролируют учебные действия. К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в группе, осуществляют учет разных мнений. Л - осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Выполнение действий согласно инструкции. | ||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Комментированное письмо | Запишем поговорку с комментированием Зуб на зуб не попадает. Когда так говорят? | Записывают поговорку. Работают над орфограммами. Объясняют способ употребления в речи. Оцените себя в листе достижений (правильность) | Фронтальная, индивидуальная | П- создают алгоритм деятельности; структурируют знания. К-слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса. Л- понимают важность приобретаемых знаний и умений. | Выполнение задания на доске | ||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Словарная работа Знакомство с новым словом из словаря Работа над составом слова | Читает загадку, записывают отгадку, работают над орфограммами. Работа с презентацией То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь) Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (варежка) В нём живут, Но не сеют, не жнут, Населённым пунктом является, Подскажи, как называется? (город) Я про белочку сейчас, Сочиню тебе (рассказ)
В поле серёжки На тоненьких ножках. (овёс) Это новое слово. Что такое овёс? Овёс вышел из сорняков. Дикий овёс был бедствием для пшеницы. Это было раньше, сейчас овёс высевают специально на отдельное поле. Во многих странах каша из овса является традиционной утренней пищей, здоровой и полезной. В России из овса готовили кисель. Именно о нём слова о «молочных реках и кисельных берегах» из сказок. Кисель из овса очень плотный, его можно резать ножом и он действительно кислый. От него и пошло название кисель. Говори правильно Овёс – овсы Овсяное печенье Овсяная каша Овсянка (птица) Овсянка (крупа, каша – разговорное) Многозначное слово На какие две группы можно разделить слова с парными согласными? Изменятся ли способы проверки парного согласного? Измените, слова так, чтобы они стали «маленькими» и «ласковыми». Какие слова получились? Почему? С помощью, какой части слова образовались новые слова? Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Найдите слово с приставкой, разберите по составу. рассказик | Слушают загадку, записывают отгадку, работают над орфограммами. Словарь: тетрадь, варежка, салют, рассказ, овёс. Оцените себя в листе достижений Критерий (самостоятельность, правильность записи слов) Знакомятся с новым словом. Читают памятку «Говори правильно» Записывают слова. Тетрадочка, варежечка, городок, рассказик, овсец. Объясняют, почему эти слова являются проверочными. Выделяют суффикс. Находят слово с приставкой, разбирают по составу. | Фронтальная, индивидуальная | П- проводят анализ, синтез, строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждения, доказательство. Р- осуществляют контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают свою точку зрения. | Устные ответы, записи в тетради | ||||||||||||||||||||
| Физминутка | Игра «Как у дяди Трифона» (дети встают в круг, берутся за руки, в центре «дядя Трифон», дети идут по кругу, повторяя слова) Как у дяди Трифона было Семь сыновей, было семь дочерей. Они не пили, не ели, Друг на друга всё смотрели, Разом делали вот так: Как? (водящий показывает движения, все выполняют) | Играют в игру, выполняя упражнения. | Фронтальная | Р- принимают и сохраняют учебную задачу. К- проявляют готовность слушать. Л- имеют установку на здоровый образ жизни. | Наблюдение | ||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Письмо по памяти | Сегодня мы работаем с текстами устного народного творчества (фольклора) Почему их так называют? Предлагаю потренировать память. Прочитайте. Определите жанр произведения. Возле грядки – две лопатки. Возле кадки – два ведра. Почему решили, что это скороговорка? Памятка Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Поработай над орфограммами. Выучи наизусть. Напиши текст. Проверь. | Объясняют понятие «фольклор». Читают. Определяют жанр произведения. Скороговорка. Работают по памятке. Выделяют орфограммы. Взаимопроверка | Фронтальная, индивидуальная | П – строят речевое высказывание в соответствии с задачей. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют, контролируют, оценивают. | Устные ответы, записи в тетради | ||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Работа в парах | Предлагает учащимся поработать в парах. Выполнить задание (работа с таблицей), которое способствует развитию умения находить слова с парным по звонкости-глухости согласным звуком, требующим проверки, подбирать проверочное слово.
| Работают в парах, с заданиями из таблицы. Делают вывод о правилах проверки слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком. Осуществляют самоконтроль.
Оцените себя в листе достижений (свою работу в паре) | Парная | Р-прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя. П-строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. К- слушают сверстников и взрослого, излагают свою точку зрения. | Наблюдение, устные ответы | ||||||||||||||||||||
Закрепление знаний и способов (практическая деятельность) | Работа с разноуровневыми карточками | Предлагает учащимся работать с карточкой по выбору. 3 уровень Прочитай, подбери проверочные слова, запиши, вставляя пропущенные буквы. Бере…, сторо…, гри…, моро…, сне…, сугро…, фира… 2 уровень Прочитай, подбери проверочные слова, запиши, вставляя пропущенные буквы. Була…ка, ска…ка, бесе…ка, сторо…ка, сала…ки, сли…ки,сне…ки. 1 уровень Прочитай, подбери проверочные слова, запиши, вставляя пропущенные буквы. У…кий, сла…кий, ги…кий, кре…кий, мя…кий, вя…кий, зя…кий. | Работают с карточкой по выбору. Развитие орфографической зоркости | Индивидуальная | П- создают алгоритм деятельности; структурируют знания. Р-контролируют свои действия. | Контроль выполнения, оценка работы | ||||||||||||||||||||
Итог урока Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание | Предлагает вернуться к целям урока. - Удалось ли нам выполнить, поставленные на урок цели? – С каким настроением заканчиваем урок? - У вас на столе карточка, закрасьте тот сектор, который соответствует вашей работе на уроке.
| Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная, индивидуальная | П- ориентируются в своей системе знаний. Р- оценивают собственную деятельность на уроке. К –уважительно ведут диалог с товарищами, принимают любое мнение. | Устные ответы |