Технологическая карта урока русского языка для 4 класса по теме «Роль глагола в языке»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения 19 марта 2021г.
Предмет: русский язык
Класс: 4-а
УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык. 4 класс»
Учитель Козусева Надежда Степановна
Тема урока: «Роль глаголов в языке».
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы, передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Ресурсы урока | Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Ход урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||
1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности. | Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся. – Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «От умного научишься, от глупого разучишься». Как вы понимаете её значение? – Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения. | Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). | ||||||||||||
2.Актуализация знаний. | 1.Языковая разминка. На доске слова По, солнышко., ясн.му, лучист.е, небу, вес.л. -Используя слова составьте предложение. -Легко ли было составлять предложение? Почему? -Слова какой части речи не хватает в этом предложении? -Подберите глагол подходящий по смыслу. Запишите предложение. По ясному небу весело плывет лучистое солнышко. -Объясните орфограммы. -Подчеркните основу предложения -Подписать части речи. | Составляют из слов предложение Не хватает глагола (Задания к ВПР) В ВПР задание №3.1, 3.2 | ||||||||||||
2. Самоопределение к деятельности. | Предлагает прочитать стихотворение А. Югова: Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам … Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. -Какая тема урока? Какие цели и задачи поставим на урок? | Работа в парах. Читают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения. Рассказывают о глаголе, формулируют задачи урока. Оценивают свою работу. | ||||||||||||
Каллиграфическая минутка | Разминка: Записать слова. Поставить в словах ударения Брала, звонит, поняла, занята | (Задания по подготовке к ВПР. Задание №4 | ||||||||||||
«Да-нетка» | Если утверждение правильное, то пишите «+», а если неверное, то «-». 1. Глагол обозначает действие предмета. ( да ) 2.Глаголы изменяются по падежам. (нет) 3.Не с глаголами пишется раздельно. (да) 4. Глаголы имеют три спряжения. (нет) 5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да) 6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да) 8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет) | Отвечают письменно на вопросы Смысловое чтение (прием критического мышления)
Взаимопроверка, а потом проверка с доски | ||||||||||||
3. Работа по теме урока. | Упр 139 выписать глаголы
| О каком времени года говорится в стихотворении? Назовите приметы весны. Как определить глагол в предложении? (По вопросу) Выписывают глаголы, выполняют разборы (У доски и в тетрадях) Проверка | ||||||||||||
Динамическая пауза. | Называет слова, дети показывают движения (если слово – глагол, нет - стоят) Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол. | Выполняют движения, слушая внимательно. | ||||||||||||
| Предлагает выполнить задание в учебнике упр. 140. Прочитай глаголы, вставь каждый глагол в тематическую группу. Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.
| По цепочке выходят к доске и распределяют слова в тематические группы. Записывают в тетрадь глаголы, обозначающие движение. Оценивают свою работу. | ||||||||||||
4. Проверка домашнего задания. | Просит поделиться найденной информацией о значении глагола. Из словаря С.И. Ожегова: Глагол — 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, числам, лицам. 2. Речь, слово (старинное слово) Глаголать — говорить, высказывать. Глаголица — древнейшая славянская азбука. Глаголь — старинное название буквы «г». Из толкового словаря В. Даля: Глагол — слово, речь, выражение; словесная речь человека. Глаголать — говорить, сказывать. Из Википедии: Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголица — одна из первых славянских азбук. | Читают информацию в парах, обсуждают лексическое значение глагола, делают вывод. Оценивают свою работу. Подготовка к ВПР (задание 9) | ||||||||||||
5. Первичное закрепление. | Предлагает обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?» В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? | В парах отвечают на поставленный вопрос (Что же произошло?), подбирают глаголы к существительному машина (ездит, тормозит, перевозит, грузит, разгоняется, буксует). Делают вывод о роли глаголов в речи. Самооценка деятельности. Вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: …В предложении являются сказуемыми. Подчеркиваем двумя чертами. | ||||||||||||
Динамическая пауза. | Называет слова, дети показывают движения (если слово – глагол, нет - стоят) Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол. | Выполняют движения, слушая внимательно. | ||||||||||||
6. Работа по учебнику. | Упр. 143, стр. 69 Предлагает прочитать предложения и ответить на вопрос: «Что интересного заметили?» - По каким признакам можно различить части речи? - Выполните письменные задания к упражнению. - Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы. | В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи. По вопросам и лексическому значению. 1) от мыла – отмыла 2) к попугаю – попугаю 3) не зная правил – правил 4) свети, светило – светило 5) без белил – белил Самооценка деятельности. | ||||||||||||
Работа по учебнику (упражнение 144) | – Прочитайте. Озаглавьте текст. – Определите тип текста. Какова в нем роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки. – Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы | Списывают. Подчеркивают в словах изученные орфограммы. (См. РМ, Приложение 3.) Выполняют звуко-буквенный разбор слова | ||||||||||||
7 Подведение итогов урока.. | Предлагает выполнить задания на карточке. Прочитайте. Подчеркните глаголы. Вот и солнце встаёт, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. | Читают, подчёркивают глаголы. Заполняют памятку-подсказку. Памятка — подсказка
| ||||||||||||
8. Рефлексия. | - Что мы повторили сегодня на уроке? - Какое задание было интересно выполнять? - Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке? | Высказывают своё мнение, оценивают свою работу, записывают домашнее задание (упр. 142, стр. 69) | ||||||||||||
| Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
|
Спицына Любовь Ивановна