Технологическая карта урока русского языка для 4 класса по теме «Роль глагола в языке»

0
1
Материал опубликован 15 February 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата проведения 19 марта 2021г.

Предмет: русский язык

Класс: 4-а

УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Русский язык. 4 класс»

Учитель Козусева Надежда Степановна

Тема урока: «Роль глаголов в языке».


Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы, передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Ресурсы урока

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Ход урока


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

Проверим готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «От умного научишься, от глупого разучишься». Как вы понимаете её значение?

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения.


Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).


2.Актуализация знаний.


1.Языковая разминка.

На доске слова

По, солнышко., ясн.му, лучист.е, небу, вес.л.

-Используя слова составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол подходящий по смыслу.

Запишите предложение.

По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

-Объясните орфограммы.

-Подчеркните основу предложения

-Подписать части речи.


Составляют из слов предложение



Не хватает глагола





(Задания к ВПР)


В ВПР задание №3.1, 3.2

2. Самоопределение к деятельности.

Предлагает прочитать стихотворение А. Югова:

Интересная часть речи,

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам …

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

-Какая тема урока? Какие цели и задачи поставим на урок?

Работа в парах. Читают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения. Рассказывают о глаголе, формулируют задачи урока.

Оценивают свою работу.

Каллиграфическая минутка

Разминка: Записать слова. Поставить в словах ударения

Брала, звонит, поняла, занята

(Задания по подготовке к ВПР. Задание №4

«Да-нетка»

Если утверждение правильное, то пишите «+», а если неверное, то «-».

1. Глагол обозначает действие предмета. ( да )

2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

4. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)

8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)

Отвечают письменно на вопросы


Смысловое чтение (прием критического мышления)











Взаимопроверка, а потом проверка с доски

3. Работа по теме урока.

Упр 139 выписать глаголы


t1644948119aa.png

О каком времени года говорится в стихотворении? Назовите приметы весны.

Как определить глагол в предложении? (По вопросу)

Выписывают глаголы, выполняют разборы (У доски и в тетрадях) Проверка

Динамическая пауза.

Называет слова, дети показывают движения (если слово – глагол, нет - стоят)

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол.

Выполняют движения, слушая внимательно.


Предлагает выполнить задание в учебнике упр. 140.

Прочитай глаголы, вставь каждый глагол в тематическую группу.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.


движение

речь

труд

Бежать

Идти

Ехать

лететь

Мяукать

Говорить

Рассказывать

Жужжать

Работать

Строить

Рисовать


По цепочке выходят к доске и распределяют слова в тематические группы. Записывают в тетрадь глаголы, обозначающие движение. Оценивают свою работу.

4. Проверка домашнего задания.

Просит поделиться найденной информацией о значении глагола.

Из словаря С.И. Ожегова:

Глагол — 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, числам, лицам.

2. Речь, слово (старинное слово)

Глаголать — говорить, высказывать.

Глаголица — древнейшая славянская азбука.

Глаголь — старинное название буквы «г».


Из толкового словаря В. Даля:

Глагол — слово, речь, выражение; словесная речь человека.

Глаголать — говорить, сказывать.


Из Википедии:

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголица — одна из первых славянских азбук.


Читают информацию в парах, обсуждают лексическое значение глагола, делают вывод. Оценивают свою работу.

Подготовка к ВПР (задание 9)

5. Первичное закрепление.

Предлагает обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?»

В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло?

В парах отвечают на поставленный вопрос (Что же произошло?), подбирают глаголы к существительному машина (ездит, тормозит, перевозит, грузит, разгоняется, буксует). Делают вывод о роли глаголов в речи.

Самооценка деятельности.


Вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: …В предложении являются сказуемыми. Подчеркиваем двумя чертами.

Динамическая пауза.

Называет слова, дети показывают движения (если слово – глагол, нет - стоят)

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, повредил, крокодил, флажок, дружок, рисовал, читал, играл, осёл, укол.

Выполняют движения, слушая внимательно.

6. Работа по учебнику.

Упр. 143, стр. 69

Предлагает прочитать предложения и ответить на вопрос: «Что интересного заметили?»

- По каким признакам можно различить части речи?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули. Докажите, что это глаголы.


В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.

По вопросам и лексическому значению.

1) от мыла – отмыла

2) к попугаю – попугаю

3) не зная правил – правил

4) свети, светило – светило

5) без белил – белил

Самооценка деятельности.

Работа по учебнику (упражнение 144)

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Определите тип текста. Какова в нем роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.

– Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы

Списывают. Подчеркивают в словах изученные орфограммы. (См. РМ, Приложение 3.)

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«ручей».

7 Подведение итогов урока..

Предлагает выполнить задания на карточке.


Прочитайте. Подчеркните глаголы.

Вот и солнце встаёт,

Из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.



Читают, подчёркивают глаголы. Заполняют памятку-подсказку.

Памятка — подсказка


Часть речи


Обозначает


Вопросы


Изменяется


В предложении



8. Рефлексия.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Расскажите при помощи глаголов, чем вы занимались на уроке?



Высказывают своё мнение, оценивают свою работу, записывают домашнее задание (упр. 142, стр. 69)



Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

уроке я работал


Своей работой на уроке я


Урок для меня показался


За урок я


Мое настроение


Материал урока мне был
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

"Интересная" ссылка на сайт: перехожу по ней - попадаю на страницу с приглашением участия в конкурсе!??? Уважаемый автор, просьба указать адрес сайта с публикацией Вашей работы.

16 February 2022

Похожие публикации