Технологическая карта урока русского языка на тему «От значения — к правильному написанию. Фразеологизмы» (4 класс)
Технологическая карта урока русский язык
4 класс
УМК «Гармония», автор учебника Соловейчик М.С.
Учитель: Косьяненко Наталья Геннадьевна
Тема урока: «От значения – к правильному написанию. Фразеологизмы.»
Цель: Познакомить детей с фразеологизмами, их значениями, учить употреблять их в речи.
Задачи:
предметные – учить объяснять значения фразеологизмов; дать научное определение понятию «фразеологизм».
метапредметные – формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи, осуществлять логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, строить простые суждения, работать со словарём; воспринимать мнение сверстников; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
личностные – формирование положительного отношения к предмету, первоначальное представление о фразеологизмах, учить употреблять их в речи.
Методы обучения: эвристическая беседа; учебное целеполагание, учебная дискуссия, работа с книгой; дидактическая игра; рефлексия.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, компьютер, магнитная доска
Ход урока
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. - Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова. - Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните. - В русском языке таких выражений много. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели поставим себе на урок?
|
Проявление интереса к уроку, представление собственного опыта.
Объяснения детей
Ответы детей
О фразеологизмах
С помощью учителя ставят цель урока. 1. Узнать, что такое фразеологизмы. 2. Что они обозначают? 3. Зачем они нам нужны? |
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. |
2 |
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений. |
- Откройте тетради, запишите «число, классная работа» - Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите? - А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского. Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. — Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. — Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету... - Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? - Подумайте, что означает выражение - оглянуться не успеешь? Можно ли его заменить одним словом? Каким? Запиши в тетрадь |
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
Слушают внимательно текст
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Оформление записи в тетрадях |
Регулятивные УУД: целеполагание, самооценивание, сравнение с заданным эталоном, коррекция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
3 |
Постановка учебной задачи. |
- Ребята, а почему мы так говорим? Труслив, как заяц. Голоден, как волк. Здоров, как бык. - А так говорят? Ползёт, как рыба. Трещат, как черепаха. Молчит, как сороки. - Что же произошло? - Попробуем исправить - Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? - Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя! - В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы. - Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём? Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос– «слово, понятие». - А где можно найти значение фразеологизмов? - Чему мы будем сегодня учиться? |
Ответы детей
Знакомятся со словарем
|
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Прочитайте фразеологизмы зарубить себе на носу пятки сверкают упал как снег на голову рукой подать кожа да кости - Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов? - Но какое значение имеют эти сочетания? - Как же понять, что означают эти выражения? если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? - Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? - Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего? ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. - Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется. СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ
|
|
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
|
5 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- А вы знаете, как образовалось это слово? Работа с упражнением по учебнику
|
Работа по учебнику стр. 128-129 Ответы учащихся
|
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция. |
6 |
Самостоятельная работа с проверкой
Включение в систему знаний |
- Давайте вспомним, какие слова называются синонимами, а какие – антонимами. I ряд: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. II вряд: Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «быстро», 2-ой – «бездельничать». Сломя голову Сидеть сложа руки Во все лопатки Водить за нос Втирать очки Бить баклуши Во весь дух Вводить в заблуждение Со всех ног Высунув язык
|
Работа с текстом
Работа в парах.
|
Коммуникативные УУД Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли. Личностные УУД Формирование самостоятельности, ответственности,уверенности в своих силах, положительного отношения к себе. Регулятивные УУД Умение систематизировать, обобщать изученное.Соединять части в целое. Познавательные УУД Развитие общеучебных универсальных действий умение формулировать и решать проблему. |
7 |
Итог урока, рефлексия. |
- Чему был посвящен наш урок? - Что такое фразеологизмы? - Что вы о них узнали? - Почему мы используем фразеологизмы в своей речи? - Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку. Д/З 1. ТПО. №583. 2. Подобрать фразеологизмы (по группам) 1 группа – со словом рука 2 группа – со словом язык 3 группа – со словом нос 4 группа – со словом глаза 3. Изобразить фразеологизм в рисунке (по желанию) - Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами записаны в кружках..
|
Записывают д/з в дневник
|
Регулятивные УУД Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, осознание качества и уровня усвоения нового знания. Умение анализировать выполненную работу.
|