12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косьяненко Н.Г.145
1

Технологическая карта урока русского языка на тему «От значения – к правильному написанию. Фразеологизмы»

Технологическая карта урока русский язык

 4 класс

УМК «Гармония», автор учебника  Соловейчик М.С.

Учитель: Косьяненко Наталья Геннадьевна

 Тема урока: «От значения – к правильному написанию. Фразеологизмы.»

 Цель: Познакомить детей с фразеологизмами, их значениями, учить употреблять их в речи.

Задачи:

предметныеучить объяснять значения фразеологизмов; дать научное определение понятию «фразеологизм».

метапредметные – формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи, осуществлять логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, строить простые суждения, работать со словарём; воспринимать мнение сверстников; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

личностные – формирование положительного отношения к предмету, первоначальное представление о фразеологизмах, учить употреблять их в речи.
 Методы обучения: эвристическая беседа; учебное целеполагание, учебная дискуссия, работа с книгой; дидактическая игра; рефлексия.

 Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, магнитная доска


 Ход урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

- Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.

- В русском языке таких выражений много.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели поставим себе на урок?

 

 

Проявление интереса к уроку, представление собственного опыта.

 

 

 

Объяснения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

О фразеологизмах

 

С помощью учителя ставят цель урока.

1. Узнать, что такое фразеологизмы.

2. Что они обозначают?

3. Зачем они нам нужны?

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

2

Актуализация опорных зна­ний и фиксация затруднений.

 

- Откройте тетради, запишите «число, классная работа»

- Ребята, оглянитесь назад. Что (кого) вы видите?

- А теперь внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету...

- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?

- Подумайте, что означает выражение - оглянуться не успеешь? Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Запиши в тетрадь

 

 

Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

 

 

Слушают внимательно текст

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

Оформление записи в тетрадях

Регулятивные УУД: целеполагание, самооценивание, сравнение с заданным эталоном, коррекция.

 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

3

Постановка учебной задачи.

- Ребята, а почему мы так говорим?

Труслив, как заяц.

Голоден, как волк.

Здоров, как бык.

- А так говорят?

Ползёт, как рыба.

Трещат, как черепаха.

Молчит, как сороки. 

- Что же произошло?

- Попробуем исправить

- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим?

- Значит, эти слова дружат друг с другом и поменять местами их нельзя!

- В русском языке такие сочетания не создаются в момент говорения, а употребляются готовыми. Они называются устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов. Это фразеологизмы.

- Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём?

Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос– «слово, понятие».

- А где можно найти значение фразеологизмов?

- Чему мы будем сегодня учиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся со словарем

 

 

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

4

Построение проекта выхода из затруднения

 - Прочитайте фразеологизмы

зарубить себе на носу

пятки сверкают

упал как снег на голову

рукой подать

кожа да кости

Известны ли вам значения приведённых устойчивых сочетаний слов?

- Но какое значение имеют эти сочетания?

- Как же понять, что означают эти выражения?

если вместо зарубить себе на носу можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? 

- Какое из предложений – с фразеологизмами зарубить себе на носу, или со словом «запомни» - более яркое, выразительное?

- Нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Для чего?

ПОМОГАЮТ РЕЧИ БЫТЬ ЯРКОЙ,

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ.

- Внутри фразеологизма, если каждое слово взять отдельно, то значение слов теряется.

СМЫСЛ ИМЕЕТ ТОЛЬКО ВСЁ

ВЫРАЖЕНИЕ В ЦЕЛОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

 

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

- А вы знаете, как образовалось это слово?

 Работа с упражнением по учебнику

 

 

 

Работа по учебнику стр. 128-129

Ответы учащихся

 

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

6

Самостоятельная работа с проверкой

 

Включение в систему знаний

- Давайте вспомним, какие слова называются синонимами, а какие – антонимами.

I ряд: Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям     синонимы      из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

II вряд: Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика.

1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «быстро», 2-ой – «бездельничать».

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

Коммуникативные УУД

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД

Формирование самостоятельности, ответственности,уверенности в своих силах, положительного отношения к себе.

Регулятивные УУД

Умение систематизировать, обобщать изученное.Соединять части в целое.

Познавательные УУД

Развитие общеучебных универсальных действий  умение формулировать и решать проблему.

7

Итог урока, рефлексия.

- Чему был посвящен наш урок?

- Что такое фразеологизмы?

- Что вы о них узнали?

- Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?

- Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку.

Д/З

1. ТПО. №583.

2. Подобрать фразеологизмы (по группам)

1 группа – со словом рука

2 группа – со словом язык

3 группа – со словом нос

4 группа – со словом глаза

3. Изобразить фразеологизм в рисунке (по желанию)

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами записаны в кружках..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают д/з в дневник

 

 

 

Регулятивные УУД

Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, осознание качества и уровня усвоения нового знания. Умение анализировать выполненную работу.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.