Технологическая карта урока «Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика"» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 8 November 2016

Сведения об авторе: Азисова Рима Фяритовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кривозерьевская СОШ» Лямбирского муниципального района РМ

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: УМК под редакцией Е.А.Быстровой (Русский язык, 5 класс, М.: Дрофа, 2014)

Тема урока: Повторение и закрепление изученного по теме «Фонетика»

Цель деятельности учителя

Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное

Тип урока

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок фонетического раз­бора ;

уметь производить фонетический разбор слов

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлек­сивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо­действия

 

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

 

1.Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

(2минуты)

Эмоциональная, психологиче­ская и мотива­ционная подго­товка учащихся к усвоению изу­чаемого мате­риала

Вступительное слово.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начнём наш урок с создания хорошего настроения. Пусть солнышко будет в душе у каждого человека, находящегося здесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите доброе слово.

- Повернитесь к гостям, улыбнитесь, повернитесь ко мне, улыбнитесь мне, а я вам. Рада видеть вас всех сегодня на уроке.

 

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуа­лизация

и пробное

учебное

действие.

(4минуты)

 

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых си­туациях. Эври­стическая бесе­да.

Проверка домашнего задания

Я думаю, вы узнали текст, задания по которому выполняли дома. Из какой он сказки?

- Кто автор сказки «Алиса в стране чудес»?

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки в написании слов? Молодцы!

- Кто допустил 1-2 ошибки? Хорошо!

- Надеюсь, остальные ребята будут более внимательны и сосредоточенны при выполнении заданий.

- На какое правило были слова в домашнем упражнении?

- Как не ошибиться в написании слов с этой орфограммой?

- Проверим, как выполнена транскрипция

Слайд

Отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з по слайду, оценивают себя, 2 учащихся выполняют транскрипцию у доски

Фрон­тальная,

индиви­дуальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

3.Мотивирующее введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.

(5минут)

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Решение лингвистической задачи

Слайд

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)

Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?

По выделенным словам расскажите, что вы знаете «Фонетике».

Решают лингвистическую задачу, определяют тему

ФОНЕТИКА

Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.

Фрон­тальная,

индиви­дуальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные:

1. Осознавать мотив деятельности.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Определять последовательность действий (составлять план).

4. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

3.Практи­ческая деятель­ность

(10минут)

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов приме­нения их на практике. Беседа по во­просам.

Письменная

ра­бота.

- Ребята, мы пользуемся с вами словарями, различными справочниками. Быстро найти ту или иную информацию нам помогает хорошее знание алфавита.

- Что такое алфавит?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных букв?

-Сколько согласных?

- Какие гласные буквы могут обозначать два звука?

- Что значит расположить по алфавиту?

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Расположи название разделов Русского Языка в алфавитном порядке:

Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,

Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика

Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?

Молодцы, вы правильно выполнили это задание. Итак, идем дальше. Выполним следующее задание:

Ответьте мне: какие буквы не обозначают звуков?

С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Ё, Ю, Я?

Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:

Слайд

 

Распределительный диктант: распределить слова в две колонки: с ь разделительным знаком, с ъ разделительным знаком:

Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.

Принимают уча­стие в работе, вы­полняют упраж­нения. Отвечают на вопросы.

Сценка

-Не чересчур ли ты добряк? —

Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.

-Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

-Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!—

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

-Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...

-Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —

Услышав этот спор, сказала буква А.

-Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Индиви­

дуальная,

групповая

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5

(2минуты)

Физкультминутка

Включает видео супер физкультминутка

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упражне­ния

Фрон­тальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой

по эталону

(9минут)

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике. Выполнение творческих за­даний на повы­шение орфогра­фической зорко­сти, развитие логического мышления, са­мостоятельно­сти и самокон­троля, взаимо­проверка. Обучающая игра

Ребята, следующее задание мы должны выполняем в группах. Выбираем капитанов групп.

-Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе получить больше звезд-фонетиков

Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? (фонетика)

Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)

В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис)

В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша)

Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Когда гласный звук стоит в слабой позиции?(без ударения)

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)

10.) Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)

Капитаны, получите задание.

Учитель вручает конверты с заданиями:

1 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;

2 группа – выписать из орфографического словаря 5 существительных с непроизносимой согласной;

«Фонетические задачки»

В решении задачи необходимо проявить смекалку и знания. Как только у экипажа готов ответ, капитан поднимает руку.(задачи на слайде и карточках)

ЗАДАЧА 1

К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК.

(2+3)-4=1

ЗАДАЧА 2

К количеству твёрдых согласных звуков в слове

Слайд.

ДВИГАТЬ прибавьте количество глухих согласных звуков в слове СМЕЛЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ЛЕТЕТЬ. (2+1)-2=1

 

Отвечают на во­просы;

работают в группах.

Фрон­тальная,

индиви­дуальная Групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе. Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7.Включе­ние в сис­тему зна­ний и повто­рение

(8 минут)

Обобщение и систематиза­ция знаний и формирование рациональных способов при­менения их на практике.

Составим кластер «Классификация звуков» »: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.

-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.

- Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их?

- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дОсуг      2)звонИт        3)магАзин       4)свеклА

Произнеси слова!

Досуг, звонит, магазин, свёкла,    фарфор,    каталог, портфель, шофёр, статуя, партер.

Составляют кластер звуков речи;

На основе знаний и кластера выполняют фонетический разбор слов Упр.164

Отвечают на вопросы

Индиви­дуальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической деятель­ности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8.Этап саморефлексии учебной деятельности на уроке.

(4 минуты)

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Давайте подведем итоги

Продолжите высказывание на слайде:

Саморефлексия:

Я вспомнил, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

-Хотелось бы отметить работу следующих ребят…

Высказывают свое мнение об уроке, что понравилось на уроке, что было интересно, какие были затруднения

Индиви­дуальная.

Личностный: способность к самооценке.

Регулятивные: Оценка деятельности; саморегуляция

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9. Домашнее задание

(1 минута)

 

Комплексная работа со словом фонетика:

произвести его этимологический анализ;

выполнить фонетический анализ;

подобрать однокоренные слова.

 

Самостоятельная работа

Индиви­дуальная.

Познавательные:

Самостоятельно вести поиск информации.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации