Технологическая карта урока «Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика"» (5 класс)
Сведения об авторе: Азисова Рима Фяритовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кривозерьевская СОШ» Лямбирского муниципального района РМ
Предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы УМК: УМК под редакцией Е.А.Быстровой (Русский язык, 5 класс, М.: Дрофа, 2014)
Тема урока: Повторение и закрепление изученного по теме «Фонетика»
Цель деятельности учителя |
Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное |
|||||||||
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения ЗУН |
|||||||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора ; уметь производить фонетический разбор слов Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
|||||||||
Методы и формы обучения |
Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
|||||||||
Образовательные ресурсы |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info |
|||||||||
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор |
|||||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
|||||||||
Организационная структура (сценарий) урока |
||||||||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия
|
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
|
|||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2минуты) |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. Друзья мои! Я очень рада - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начнём наш урок с создания хорошего настроения. Пусть солнышко будет в душе у каждого человека, находящегося здесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите доброе слово. - Повернитесь к гостям, улыбнитесь, повернитесь ко мне, улыбнитесь мне, а я вам. Рада видеть вас всех сегодня на уроке.
|
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||
Актуализация и пробное учебное действие. (4минуты)
|
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. |
Проверка домашнего задания Я думаю, вы узнали текст, задания по которому выполняли дома. Из какой он сказки? - Кто автор сказки «Алиса в стране чудес»? - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки в написании слов? Молодцы! - Кто допустил 1-2 ошибки? Хорошо! - Надеюсь, остальные ребята будут более внимательны и сосредоточенны при выполнении заданий. - На какое правило были слова в домашнем упражнении? - Как не ошибиться в написании слов с этой орфограммой? - Проверим, как выполнена транскрипция Слайд |
Отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з по слайду, оценивают себя, 2 учащихся выполняют транскрипцию у доски |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
|||||
3.Мотивирующее введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке. (5минут) |
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
Решение лингвистической задачи Слайд Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение. Какое слово лишнее почему? (панно – не термин) Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы? По выделенным словам расскажите, что вы знаете «Фонетике». |
Решают лингвистическую задачу, определяют тему ФОНЕТИКА Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: 1. Осознавать мотив деятельности. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 3. Определять последовательность действий (составлять план). 4. Оценивать достигнутые результаты. Познавательные: Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). |
|||||
3.Практическая деятельность (10минут) |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. Письменная работа. |
- Ребята, мы пользуемся с вами словарями, различными справочниками. Быстро найти ту или иную информацию нам помогает хорошее знание алфавита. - Что такое алфавит? -Сколько букв в русском алфавите? -Сколько гласных букв? -Сколько согласных? - Какие гласные буквы могут обозначать два звука? - Что значит расположить по алфавиту? -А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит? Расположи название разделов Русского Языка в алфавитном порядке: Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография, Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит? Молодцы, вы правильно выполнили это задание. Итак, идем дальше. Выполним следующее задание: Ответьте мне: какие буквы не обозначают звуков? С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Ё, Ю, Я? Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему: Слайд
Распределительный диктант: распределить слова в две колонки: с ь разделительным знаком, с ъ разделительным знаком: Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём. |
Принимают участие в работе, выполняют упражнения. Отвечают на вопросы. Сценка -Не чересчур ли ты добряк? — Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак. -Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься. -Нет, в алфавит ты не годишься! -Кто б говорил, но ты б уж помолчал!— Знак Мягкий Твердому на это отвечал. -Ты тверд и груб, -Друзья! Наш разговор — никчемные слова, — Услышав этот спор, сказала буква А. -Вы оба хороши, достойны оба чести, Когда стоите в нужном месте. |
Индиви дуальная, групповая |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|||||
5 (2минуты) |
Физкультминутка |
Включает видео супер физкультминутка |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9минут) |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, взаимопроверка. Обучающая игра |
Ребята, следующее задание мы должны выполняем в группах. Выбираем капитанов групп. -Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе получить больше звезд-фонетиков Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? (фонетика) Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц) Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я) В каком слове находятся рядом два гласных звука: ОАЗИС, СТАТУЯ, СОЮЗ? (оазис) В каких словах по 100 согласных? (столетие, столичный, стометровый, столетник, столица, Столыпин, простокваша) Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты) Сколько гласных букв в русском языке? (10) Когда гласный звук стоит в слабой позиции?(без ударения) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь) 10.) Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными) Капитаны, получите задание. Учитель вручает конверты с заданиями: 1 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв; 2 группа – выписать из орфографического словаря 5 существительных с непроизносимой согласной; «Фонетические задачки» В решении задачи необходимо проявить смекалку и знания. Как только у экипажа готов ответ, капитан поднимает руку.(задачи на слайде и карточках) ЗАДАЧА 1 К количеству сонорных звуков в слове ЗЕМЛЯ прибавьте количество мягких согласных звуков в слове СИЛЬНЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове СПУТНИК. (2+3)-4=1 ЗАДАЧА 2 К количеству твёрдых согласных звуков в слове Слайд. ДВИГАТЬ прибавьте количество глухих согласных звуков в слове СМЕЛЫЙ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ЛЕТЕТЬ. (2+1)-2=1
|
Отвечают на вопросы; работают в группах. |
Фронтальная, индивидуальная Групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|||||
7.Включение в систему знаний и повторение (8 минут) |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. |
Составим кластер «Классификация звуков» »: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные. -Слова важно не только грамотно писать, но и произносить. - Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? - В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) дОсуг 2)звонИт 3)магАзин 4)свеклА Произнеси слова! Досуг, звонит, магазин, свёкла, фарфор, каталог, портфель, шофёр, статуя, партер. |
Составляют кластер звуков речи; На основе знаний и кластера выполняют фонетический разбор слов Упр.164 Отвечают на вопросы |
Индивидуальная. |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|||||
8.Этап саморефлексии учебной деятельности на уроке. (4 минуты) |
Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. |
Давайте подведем итоги Продолжите высказывание на слайде: Саморефлексия: Я вспомнил, что… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… -Хотелось бы отметить работу следующих ребят… |
Высказывают свое мнение об уроке, что понравилось на уроке, что было интересно, какие были затруднения |
Индивидуальная. |
Личностный: способность к самооценке. Регулятивные: Оценка деятельности; саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|||||
9. Домашнее задание (1 минута) |
Комплексная работа со словом фонетика: произвести его этимологический анализ; выполнить фонетический анализ; подобрать однокоренные слова.
|
Самостоятельная работа |
Индивидуальная. |
Познавательные: Самостоятельно вести поиск информации. |