Урок на тему «Речь устная и письменная. Предложение»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок русского языка в _1__ классе (УМК Школа России В.Г. Горецкий, Азбука, 1 класс, М. Просвещение) Учитель: начальных классов, I квалификационной категории Клименко Валентина Викторовна, МКОУ СОШ № 14 ст. Незамаевской, Павловского района, Краснодарского края
|
|
Тема |
Речь устная и письменная. Предложение. |
Педагогическая Цель
|
Цель: научить высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как о средстве общения между людьми. |
Тип урока
|
урок усвоения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) |
Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации |
Личностные результаты |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций. Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. |
Основные понятия |
слушание, говорение, чтение, письмо, устная речь, письменная речь, язык, русский язык, речь про себя, пантомима. |
Образовательные ресурсы |
Презентация «Язык и речь»
|
Ход урока
1. Организация начала урока
-Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал вас на урок.
Здравствуйте, ребята.
Тихо садитесь.
2. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начнём его с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме.
(просмотр 1 серии мультфильма «Осторожно, обезьянки!»)
-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают)
-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?
-Как вы думаете, почему они не разговаривают?
- Что же отличает людей от животных? (речь)
- Догадались, чему будет посвящен наш урок? (речи людей)
- Всегда ли вам удаётся правильно и полно выразить свои мысли и чувства с помощью слов? (нет)
-Как вы думаете, почему? (не хватало нужных слов, не мог подобрать слова…)
-Кто из вас может на бумаге изложить свои мысли? Каким образом?
- Чему бы вы хотели научиться? (говорить красиво…)
Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.
3. Актуализация знаний.
А сейчас мы вернемся к нашим обезьянкам из мультика и переселим их из зоопарка в собственный домик под названием «Речь».
(данный домик строится в течение нижеследующего диалога)
- Что же такое устная речь?
- Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.
Все, что мы слышим и говорим – это форма устной речи.
- Что вы можете сказать о письменной речи?
Для письма используют буквы и другие письменные знаки.
Все буквы и знаки, которые мы видим и можем прочитать, а так же написать – это формы письменной речи.
Вся наша речь состоит из предложений.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Создание ситуации поиска.
Посмотрите на иллюстрацию на стр.4.
- Куда пришли дети? Как вы об этом узнали? Зачем дети пришли в школу?
Как вы понимаете пословицу «Учиться - всегда пригодится»?
- Хорошо это или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?
Давайте попробуем отказаться на несколько минут от речи. Представим, что мы не можем разговаривать. Попробуйте друг другу рассказать о том, что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали учеником. Делайте это по очереди в парах.
Работа в парах.
- Спасибо всем. Все ли поняли своего соседа?
Почему это оказалось сложным делом?
- Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.
- Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).
История развития речи
- Ребята, посмотрите на экран. Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения . Да - да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.
- В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.
5.Физминутка
6. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Наблюдение над языковым материалом.
- Теперь, ребята, мы вновь в гостях у обезьянок в их новом домике. Посмотрите, обезьянки привезли много вещей. Давайте расскажем, что же это за вещи. Работа по слайду презентации.
-Как одним словом назвать предметы из коробочки? Скажите, с какой из этих игрушек вы хотели бы поиграть?
-Как называются предметы из ранца? Почему их называют учебными?
- Наши обезьянки очень утомились и уже хотят спать. Мама им перед сном читает их любимые сказки. Давайте и мы их вспомним. Внимание на экран..
- Кто вспомнил, как называется эта сказка?
- Что делает девочка?
- Что делают гуси?
- Мы сейчас с вами составляли предложения, ведь наша речь состоит из предложений. Предложение мы будем обозначать прямоугольником, а за ним ставить точку. Точка показывает, что мысль закончена.
- Посмотрите на экран? К какой сказке эта иллюстрация?
- О чем беседуют щука и Емеля?
- О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?
- Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?
- Сколько предложений вы составили?
7.Итог урока
- Наши обезьянки уже спят. Наш урок подходит к концу, и мы скоро отправимся на переменку отдыхать. А пока вспоминаем, что нового узнали на уроке.
- Какую речь мы называем письменной?
-А какую речь называем устной?
- Из чего состоит письменная и устная речь?
- Как составить схему предложения?
8. Рефлексия.
- Поднимите, пожалуйста, руки вверх те, кому всё на уроке было понятно. Опустите голову вниз , если что – то осталось неясным, закройте лицо руками те, кто ничего не запомнил.
- Как вы сумели без слов объяснить мне о своих знаниях?
- Правильно, с помощью жестов.
- Посмотрите на рисунок обезьянки. Она немая, потому что у неё нет ….
-Если ваша обезьянка весёлая, потому что урок был понятным и интересным, то нарисуйте ей рот с поднятыми уголками. Вот так… (показывает мелом на доске).Ну, а если ей грустно, то уголки рта опустите. На доске есть ниточка – лиана. Прикрепите свою обезьянку на лиану выходя из класса.