Урок на тему «Речь устная и письменная. Предложение»

2
0
Материал опубликован 9 June 2020 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок русского языка в _1__ классе (УМК Школа России В.Г. Горецкий, Азбука, 1 класс, М. Просвещение)

Учитель: начальных классов, I квалификационной категории Клименко Валентина Викторовна, МКОУ СОШ № 14 ст. Незамаевской, Павловского района, Краснодарского края

 

Тема

Речь устная и письменная. Предложение.  

Педагогическая

Цель

 

Цель:  научить высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как о средстве общения между людьми.
 

Тип урока

 

урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Основные понятия

слушание, говорение, чтение, письмо, устная речь, письменная речь, язык, русский язык, речь про себя, пантомима.

Образовательные ресурсы

Презентация «Язык и речь»

 

 

 

Ход урока

1. Организация начала урока

-Прозвенел и смолк звонок,

Он позвал вас на урок.

Здравствуйте, ребята.

Тихо садитесь.

2. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начнём его с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме.

(просмотр 1 серии мультфильма «Осторожно, обезьянки!»)

-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают)

-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?

-Как вы думаете, почему они не разговаривают?

- Что же отличает людей от животных? (речь)

- Догадались, чему будет посвящен наш урок? (речи людей)

- Всегда ли вам удаётся правильно и полно выразить свои мысли и чувства с помощью слов? (нет)

-Как вы думаете, почему? (не хватало нужных слов, не мог подобрать слова…)

-Кто из вас может на бумаге изложить свои мысли? Каким образом?

- Чему бы вы хотели научиться? (говорить красиво…)

Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.

3. Актуализация знаний.

А сейчас мы вернемся к нашим обезьянкам из мультика и переселим их из зоопарка в собственный домик под названием «Речь».

(данный домик строится в течение нижеследующего диалога)

- Что же такое устная речь?

- Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.

Все, что мы слышим и говорим – это форма устной речи.

 - Что вы можете сказать о письменной речи?

Для письма используют буквы и другие письменные знаки.

Все буквы и знаки, которые мы видим и можем прочитать, а так же написать – это формы письменной речи.

Вся наша речь состоит из предложений.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Создание ситуации поиска.

Посмотрите на иллюстрацию на стр.4.

- Куда пришли дети? Как вы об этом узнали? Зачем дети пришли в школу?

Как вы понимаете пословицу «Учиться - всегда пригодится»?

- Хорошо это или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

Давайте попробуем отказаться на несколько минут от речи. Представим, что мы не можем разговаривать. Попробуйте друг другу рассказать о том, что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали учеником. Делайте это по очереди в парах.

Работа в парах.

- Спасибо всем. Все ли поняли своего соседа?

Почему это оказалось сложным делом?

- Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.

- Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга.  Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).

История развития речи

- Ребята, посмотрите на экран. Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения . Да - да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.

- В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.

5.Физминутка

6. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Наблюдение над языковым материалом.

- Теперь, ребята, мы вновь в гостях у обезьянок в их новом домике. Посмотрите, обезьянки привезли много вещей. Давайте расскажем, что же это за вещи. Работа по слайду презентации.

-Как одним словом назвать предметы из коробочки? Скажите, с какой из этих игрушек вы хотели бы поиграть?

-Как называются предметы из ранца? Почему их называют учебными?

- Наши обезьянки очень утомились и уже хотят спать. Мама им перед сном читает их любимые сказки. Давайте и мы их вспомним. Внимание на экран..

- Кто вспомнил, как называется эта сказка?

- Что делает девочка?

- Что делают гуси?

- Мы сейчас с вами составляли предложения, ведь наша речь состоит из предложений. Предложение мы будем обозначать прямоугольником, а за ним ставить точку. Точка показывает, что мысль закончена.

- Посмотрите на экран? К какой сказке эта иллюстрация?

- О чем беседуют щука и Емеля?

- О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?

- Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?

- Сколько предложений вы составили?

7.Итог урока

- Наши обезьянки уже спят. Наш урок подходит к концу, и мы скоро отправимся на переменку отдыхать. А пока вспоминаем, что нового узнали на уроке.

- Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?

- Из чего состоит письменная и устная речь?

- Как составить схему предложения?

8. Рефлексия.
- Поднимите, пожалуйста, руки вверх те, кому всё на уроке было понятно. Опустите голову вниз , если что – то осталось неясным, закройте лицо руками те, кто ничего не запомнил.

- Как вы сумели без слов объяснить мне о своих знаниях?

- Правильно, с помощью жестов.

- Посмотрите на рисунок обезьянки. Она немая, потому что у неё нет ….

-Если ваша обезьянка весёлая, потому что урок был понятным и интересным, то нарисуйте ей рот с поднятыми уголками. Вот так… (показывает мелом на доске).Ну, а если ей грустно, то уголки рта опустите. На доске есть ниточка – лиана. Прикрепите свою обезьянку на лиану выходя из класса.

 

 

t1591695846aa.jpgt1591695846ab.gif


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации