Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Владимиро-Суздальское княжество»
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Предмет |
История |
Класс |
6 |
||
Тема урока Тип урока |
Владимиро-Суздальское княжество «открытие нового знания» |
||||
Цели урока |
Расширение понятийной базы за счет включения новых знаний об особенностях развития русских княжеств в период политической раздробленности Руси. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий по составлению таблиц, схем, анализа исторических источников. |
||||
Задачи урока |
Обучающая: обеспечить условия для усвоения учащимися понятий «ополье», «дворяне», «архитектурный ансамбль», «аскетизм» , подвести к пониманию того, что появление данного явления знаменовало собой новый этап в истории государства и каждый регион России имел свои особенности в изучаемый период Развивающая: формировать умение анализировать причинно-следственные связи, продолжить совершенствование умения составлять таблицы, схемы, выбирать и структурировать учебный материал, работая с различными источниками информации, объяснять исторические факты, формулировать выводы. Воспитательная: Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе, учить объективному оцениванию результатов своей работы, давать оценочные суждения (нравственно или безнравственно, справедливо или несправедливо), развивать способности оценивать деятельность исторических личностей, оценивать прекрасное |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Научатся определять термины: ополье, дворяне, архитектурный ансамбль, аскетизм Получат возможность объяснять роль личности в истории и ее влияние на особенности политики и культуры страны, анализировать различные исторические источники. |
Регулятивные: – научатся ставить цель, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать пути достижения целей, Познавательные: – учатся работать с источниками информации, отбирать материал в заданном формате, самостоятельно делать выводы, выделять главное и кратко записывать в таблицу. Коммуникативные: – учатся слушать, понимать и уважать мнение других, работая в группах. |
Формирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к мнению других, корректно высказывая свое, давать оценочные суждения и оценивать результаты своей работы. |
|||
Условия реализации урока |
|||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) |
Учебная литература |
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии |
Оборудование |
||
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.История России. Часть1 под ред. А.В.Торкунова М.:Просвещение, 2016 |
1.Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. — М.: ВАКО, 2014.
. |
1 Видеопроектор. 2. Персональный компьютер. 3. Аудиоколонки 4. Принтер. 5. Экран. 6. Карта. |
||
Основные понятия |
политическая раздробленность, власть,ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), аскетизм. |
||||
Форма проведения урока Технологии: |
Урок — практикум Организации учебной деятельности,ИКТ, уровневой дифференциации, «фишбоун» («рыбий скелет») |
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности.
Каждый ученик получает в начале урока белое и голубое облачко для рефлексии на последнем этапе. (Голубое-наполнен знаниями в конце урока, белое-урок прошел безрезультатно).
Продолжительность: 5мин. Создает условия для возникновения внутренней потребности включенияв деятельность (хочу узнать) , ситуация-загадка.
Самая отдаленная область государства Киевская Русь-Залесская Русь, Суздальщина или «Чудское захолустье», как назвал эти земли историк В.О.Ключевский, была первоначально одной из самых глухих окраин Древнерусского государства. Здесь было много лесов, поэтому эти земли в междуречье Оки и Верхней Волги часто называли Залесским краем. Это территория активно начала заселяться только в XI веке. Как же получилось, что именно эта территория станет центром России и сыграет ключевую роль в последующих этапах истории нашей страны?
-Используя метод мозгового штурма, предположите, какие вопросы мы должны включить в наш план урока, чтобы наиболее полно раскрыть тему нашего урока.
Деятельность учащихся:Слушают, осмысливают и высказывают свои предположения.
Формулируют тему и записывают в тетрадь.
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цель:подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Продолжительность:10 мин.
-Результатом совместной деятельности учащихся и учителя является план урока:
1.Географическое положение: природа и люди.
2.Характер княжеской власти.
3.Правители Владимиро-Суздальской земли.
4.Культура Владимиро-Суздальского княжества.
1.Работа с текстом учебника с.108-110, п.1-2.
2.Работа с настенной картой «Раздробленность Руси в XII- первой четверти XIII вв.»
3. Начало работы по технологии «фишбоун» по первому и второму пунтам плана. На доске или листе ватмата нарисован рыбий скелет. Ученики самостоятельно определяют проблему урока, которая записывается на голове «рыбы».
Голова: Место (роль) Владимиро-Суздальского княжества в Древней Руси (в данный период)
Хвост(вывод): делается в конце урока. Верхние кости скелета: географическое положение, климатические условия, особенности системы управления, развитие культуры можно заполнить сразу.
Нижние кости заполняются постепенно, они могут иметь дополнительные ответвления, если ученики заметят и захотят выделить эти особенности.
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: подвести учащихся к пониманию особенностей управления страной в период политической раздробленности
Продолжительность: 15 мин.
Деятельность учителя: Организует работу в группах, предлагает совместно сформулировать тему и задачи по ее изучению. «Итак, мы с вами исследовали природные условия Владимиро-Суздальского княжества, познакомились с главными городами, узнали об основных занятиях жителей этого княжества. Большу роль в истории играет личность правителя. Сейчас мы с вами познакомимся с деятельностью трех князей, сделаем выводы об их роли в истории княжества. Сейчас класс разделится на три группы». (дается задание)
Деятельность учащихся:Работа в малых группах: учатся самостоятельно работать с текстом и дополнительными источниками, слушать, обсуждать услышанное, понимать и уважать мнение других.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
1 группа-Юрий Долгорукий (с.110, документ)
2 группа-Андрей Боголюбский (с.111-113, документ, с.116, документ в учебнике)
3 группа-Всеволод Большое Гнездо (с.113, документ)
Затем от каждой группы 1-2 человека рассказывают об особенностях правленпия князей. Идет дальнейшее заполнение «рыбьего скелета» на доске. (Эту работу может выполнять учитель).
Работа с презентацией.
Продолжительность:10 минут
Деятельность учителя: Нельзя дать полную характеристику государства или, как в нашем случае, княжества, если мы не дадим характеристику достижений культуры региона.(Работа с той частью презентации урока, где рассказывается о культуре Владимиро-Суздальского княжества.
Деятельность учащихся:Заполняют последние «косточки» «рыбьего скелета».
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
3мин.
Деятельность учителя: Организация осмысления приобретённых знаний. Осуществление проверки соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. «Итак, мы с вами обозначили проблему урока: определить место Владимиро-Суздальского княжества в Древнерусском государстве в период политической раздробленности. Что же мы запишем в качестве вывода («хвоста») нашего скелета?
Деятельность учащихся: Формулируют вывод, который учитель записывает на «хвосте»: Владимиро-Суздальское княжество было самым могущественным в период политической раздробленности Руси.
Рефлексия: Каждый ученик сдает учителю подписанное облачко: голубое, если все было понятно (может написать, что понравилось, а что-нет). Или белое, на котором он может написать,, какие трудности он испытывал в течение урока, что не понятно, какие возникли проблемы и т.д.
V. Домашнее задание.
2 мин.
Учитель комментирует домашнее задание.
Параграф 13. 1 группа: Какое отношение к теме нашего урока имеет выражение «Золотое кольцо»? Выписать в тетрадь
2 группа: «Возникновение Москвы и происхождение ее названия». Выписать в тетрадь.
Таблица объясняет, что может быть записано на больших «костях» и маленьких «косточках» «рыбьего скелета»
Георафическое положение |
Климатические условия |
Особенности системы управления |
Достижения культуры |
Приток населения Недоступность для кочевников |
Ополья (земледелие,скотоводство) Реки (рыбная ловля) Города |
Сильная власть князя (Юрий Долгорукий Андрей Боголюбский Всеволод Большое Гнездо) |
Храмы Соборы Архитектурные ансамбли Литература Живопись |