Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе «Ухо не только орган слуха»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Ухо не только орган слуха»
УМК: « Перспективная начальная школа»
4 класс
2018г
Технологическая карта урока
Класс: 4 Дата: 21.03.2018г.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Ухо не только орган слуха.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
- расширить представление учащихся о строении и роли органов слуха; о связи органов слуха с нервной системой; о гигиене слуха и его профилактике; формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся со строением органа слуха;
-формировать представление о функциях органа слуха в организме человека;
- включение полученной информации в общую систему знаний об органах чувств в рамках программы по окружающему миру.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- обогащать словарный запас учащихся;
Регулятивные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию; используя учебник, научно-популярную литературу, словари (толковый словарь, словарь русского языка под редакцией Ожегова)
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;
- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- грамотно задавать вопросы;
- слушать и понимать речь других.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, компьютер, акустическая система, магнитная доска, презентация, задания для групп, рефлексивные листы (карта достижений, жетоны), наглядный материал, толковый словарь под редакцией Ожегова, учебник «Окружающий мир» 4 класс Часть 2 (авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов – М.: Академкнига/Учебник).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Создание содержательных и организационных условий для первичного восприятия, осмысления и закрепления знаний по теме «Ухо не только орган слуха»: Строение органа слуха. Функции органа слуха в организме человека. Как беречь свой слух.
Здоровье – сберегающие – предупреждать переутомлению детей путём смены деятельности.
Презентация к уроку "Ухо не только орган слуха"
PPTX / 6.7 Мб
Этап урока Цель: |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы на уроке |
Формирование универсальных учебных действий |
||||||
I. Организационный этап. Мотивация. (1 мин)
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
- Я рада видеть вас красивыми, готовыми к новым познаниям. - Повернитесь и улыбкой поприветствуйте наших гостей. - Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок. Физкульт-минутка для ушей. - Ребята, предлагаю выполнить массаж для ушей, чтобы настроиться на наш урок. -Оказывается, на нашем ухе находятся сто точек, массируя которые, можно активизировать мыслительную деятельность мозга память, внимание. Предлагаю выполнить массаж для ушей. -Помассируйте мочку уха. -Похлопайте ушами, как слоны (вперёд- назад) - А теперь упражнение «Глухая сова» (зажимаем уши ладонями и резко отпускаем) - Готовы!! Начинаем наш урок. |
Приветствуют учителя и гостей. Рассаживаются на места. Организуют своё рабочее место.
Выполняют физкульт-минутку для ушей. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные УУД - развиваем умения выражать свои эмоции. -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||||
II.Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин)
Определение темы урока Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; создание проблемной ситуации, суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока |
Организует деятельность по вводу темы урока. 1.Ребята, напомните, какой раздел мы сейчас изучаем? 2. Проверим вашу сообразительность. Подумайте, какое из этих слов лишнее: глаза, голова, нос, язык. -Что обозначают эти слова? -Давайте скажем, какие это органы чувств. (Таблички на магнитную доску) -О каком органе чувств мы будем говорить? - Что вы уже знаете об этом органе? ( Открыть тему на доске, но не всю). -Здесь есть ещё какое-то слово. - Как заявлена тема нашего урока в учебнике? (Открыть полностью тему) -Какое слово нас заставляет задуматься? -Какой смысл несёт в себе слово не только? -Значит, мы должны сделать какое-то открытие? |
Индивидуальные ответы учеников - Мы изучаем раздел «Органы чувств»
- Лишнее слово «голова». - Эти слова обозначают Органы чувств. глаза – орган зрения нос- орган обоняния язык – орган вкуса Ответы детей. Ухо – орган слуха. Тема урока: Ухо не только орган слуха. «не только» Кроме слуха, что-то ещё. |
Фронтальная, индивидуальная, проблемная ситуация. Слайд 3 Работа с наглядным пособием.
СЛАЙД 4 анализируют имеющиеся знания и вычленяют главное
Слайд 5
Слайд 6 |
Коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. РегулятивныеУУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные УУД - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. -выявлять сущность, особенности объектов. -на основе анализа объектов делать выводы. -ориентироваться по оглавлению учебника. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; |
||||||
III. Целепологание и постановка учебной задачи. (3 мин) Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. |
- Прочитайте ещё раз тему урока и поставьте цель. Что мы должны узнать, с чем познакомиться.
выяснить
научиться - Для чего нам нужно это знать? Учитель корректирует ответы, представляет тему, цель и задачи урока на доске. Чтобы достичь цели какие мы поставим задачи? Задачи. 1.Познакомиться со строением уха. 2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха. 3.Запомнить, как беречь слух. 4.Проверить и оценить свою работу на уроке. - Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач. У нас получился план работы по теме урока, который поможет добиться поставленной цели. План. 1.Ухо – это орган слуха. 2.Ухо – это орган равновесия. 2. Составление памятки по охране слуха. 3. Оценка своей работы. В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её. Отмечайте уровень знаком «+» |
Формулируют цель и задачи урока
строение органа слуха какую роль в организме человека ещё играет орган слуха беречь слух
Ответы детей.
Знакомство учащихся с картой достижений. |
Фронтальная, индивидуальная.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
Познавательные УУД: - -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД : - умение обобщать и делать выводы РегулятивныеУУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные УУД: умение работать со схемой и выделять нужную информацию; -знаково-символическое моделирование с целью выявления необходимой информации |
||||||
IV. Открытия новых знаний. (15 мин) Цель: решение задач и обсуждение её решения. |
Наши уши улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу. Обратимся к рисунку. (Повесить на центральную доску) ИНСТРУКТИРОВАНИЕ: -Каждая группа будет искать свою информацию, а потом поделится ею с остальными. -Командиры должны познакомить вас с заданием-инструкцией. Вместе вы распределите обязанности, затем отчитаетесь у доски и сами оцените работу своей группы. Задания с карточками помогут нам познакомиться со строением уха. Задания поисковым группам. Задание 1 группе. /data/files/e1522336011.doc (Задание для 1 группы) Из каких частей состоит ухо? Какие функции выполняет наружное ухо? Покажите части уха на рисунке. Мне хочется добавить, что в слуховом проходе вырабатывается ушная сера. Что вы об этом узнали? Задание 2 группе. Что представляет собой барабанная перепонка? Из чего состоит среднее ухо? Эти косточки очень маленькие, поэтому они показаны отдельно в увеличенном размере. Какое значение слова «наковальня» в толковом словаре ? Что вы знаете о стремечке? |
Ответ 1 группы: Ухо состоит из трёх частей. Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо. УШНАЯ РАКОВИНА – эта та часть наружного уха, которую люди часто прокалывают, чтобы носить серьги. Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Слушают сообщение учащегося. Сообщение ученика: Ушная сера - Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна. Ответ 2 группы: Барабанная перепонка представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. Барабанная перепонка начинает вибрировать, и через самые маленькие косточки в теле человека – МОЛОТОЧЕК, СТРЕМЕЧКО и НАКОВАЛЬНЮ – передаёт эти колебания из среднего уха во внутреннее ухо – улитке. Объясняют значение слова Слушают сообщение учащегося. Сообщение ученика: А знает ли вы, что стремечко – самая маленькая косточка. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма. |
Работа с наглядным пособием. Работа с рисунком.
Инструктирование учащихся
Исследовательская деятельность Работа в группе Работа с информацией. Получают информацию из книги и информационных источников. Работа в группе ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ПОМОЩЬ ГРУППАМ (Дети работают в группах. Учитель подходит к каждой группе, при необходимости даёт советы, помогает. Ребята садятся за парты.) Работа в группе Работа с рисунком. Работа с информацией. Получают информацию из книги и информационных источников. Работа с толковым словарём. |
Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, применение методов информационного поиска с помощью учебника Регулятивные УУД: - выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение четко и ясно излагать свои мысли; -умение обосновать свою точку зрения; -Умение работать в паре и в группах.
Познавательные УУД: - искать и выделять необходимую информацию; используя учебник, научно-популярную литературу, словари (толковый словарь, словарь русского языка под редакцией Ожегова) |
||||||
V.Физкультминутка. (1мин.30 с) Цель: предупреждать переутомлению детей путём смены деятельности. |
Звучит физкультминутка. |
Дети по музыкальное сопровождение выполняют движения. |
Личностные УУД -формирование установки на здоровый образ жизни |
|||||||
Задание 3 группы. Из чего состоит внутреннее ухо?
Зачитайте описание улитки. Оцените вашу работу в группе. Оценивание работы группы
Вернитесь за парты и оцените уровень усвоения темы 1 пункта плана, знаком + |
Ответ 3 группы: Внутреннее ухо состоит из УЛИТКИ и СЛУХОВОГО НЕРВА. УЛИТКА заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам. — Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова. В результате вы слышите то, о чём рассказывают. Командиры оценивают работу группы. Индивидуальная |
Работа в группе Работа с информацией. Получают информацию из книги и информационных источников. Работа с рисунком. Слайд 10 Работа с таблицей. |
Коммуникативные УУД - развиваем умение слушать и понимать других. -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. -Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
|||||||
Учитель комментирует создавшуюся ситуацию: стук упавшей книги привлек наше внимание. Мы услышали шум. Но уши помогают человеку не только слышать, почему Кристина с лёгкостью подняла книгу? Что помогло Кристине не упасть? Сами попробуйте!!! Встаньте и наклонитесь. Теперь постойте на одной ноге. Ухо называют ещё органом Равновесия. Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату. Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке. - Какой орган помогает вам сохранить равновесие? Оцените уровень усвоения темы 2 пункта плана, знаком + |
Помощник роняет «толстую» книгу, чем привлекает внимание всех. Затем он нагибается, не вставая со стула, и поднимает ее.
Ответы учащихся. Равновесие Выполняют упражнения. Орган слуха. |
Фронтальная Создание проблемной ситуации. Слайд 10 Индивидуальная Работа с таблицей. |
Личностные УУД 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД -Выявлять сущность, особенности объектов. -На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группах. |
|||||||
VI. Закрепление учебного материала. Цель: проговаривание нового знания, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
Прослушайте диалог
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? - Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как? Составим памятку по охране слуха. Каждое утро разминай ушную раковину. Что мы с вами и делали в начале урока? Думаю, мы убедились, что уши надо беречь. Продолжим работу в парах. Вам даны высказывания. Вы должны определить они истинные или ложные. Назовите истинные высказывания? Оцените свои умения в карте достижений темы 3 пункта плана, знаком + и работу в паре. |
—Здравствуй, тетя Катерина! —У меня яиц корзина. —Как поживают домашние? —Яйца свежие, вчерашние! —Ничего себе вышла беседа! —Авось распродам до обеда. Ответа учащихся. ПРАВИЛА ОХРАНЫ СЛУХА. 1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами. 2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках. 3.Защищай уши от ветра. 4.Не сморкайся сильно. 5.Не допускай попадания воды в уши. 6.Если уши заболели, обратиться к врачу. 7.Мой уши каждый день. 8.Каждое утро разминай ушную раковину. Ответы учащихся. Заполняют таблицу. |
Театрализация Фронтальная Слайд 16 Работа с таблицей. Выполняют работу в парах. |
|||||||
VII. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Подведём итог нашей работы. Как звучала тема? Какую цель урока мы с вами ставили? Перед нами стояли важные задачи. Что мы сегодня узнали об органе слуха? - Для чего же нам нужны уши? Послушайте шуточное стихотворение Света Щербакова. «Для чего нужны уши» Всем известно, наши ухи Предназначены для слуха. А ещё они нужны Для навешанья лапши. Маме – чтоб носить серёжки; Чтоб чесать что было – кошке; Папе – чтобы отморозить (Чтоб не так обидно носу); Чебурашке – просто так (Чтобы ими мог махать); Кролику нужны для шляпы (Их тащить оттуда надо); Всем слонам как тент от солнца Ухо каждое даётся. Но важнейшее значенье –У ушей на день рожденья. Оцените результаты вашей работы в карте достижений.
|
Ухо не только орган слуха. Ответы учащихся.
Слушают шуточное стихотворение.
Отмечают на карте достижений. Поднимают жетон нужного цвета. |
Индивидуальная |
Познавательные УУД: - -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД : - умение обобщать и делать выводы |
||||||
VIII.Домашнее задание (по выбору) |
1.Учебник с. 57 -59 прочить. по выбору: 2.Подобрать интересные сведения об органе слуха. 3.Найти фразеологизмы по теме нашего урока. Например 1. Влюбиться по уши 2. Держать ухо востро 3. Пропустить мимо ушей 4. За ушами трещит 5. Хлопать ушами 6. Его слушать – уши вянут 7. Не верить своим ушам (очень удивляться) |
Записывают домашнее задание. |
По выбору. |
Регулятивные УУД -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы. -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. -прогнозировать предстоящую работу осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||||||
IX.Рефлексия в личностно-эмоциональном плане
|
Продолжите… Сегодня я узнал…. Я научился… Меня удивило… Над чем заставился задуматься урок? Покажите какое у вас настроение. Вот и закончился наш урок. Вы - большие молодцы, умники и умницы. Отлично поработали! Спасибо за урок! |
Ответы учащихся. Осуществляют самооценку результатов деятельности и своего эмоционального состояния. |
Фронтальная Слайд 18 |