Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе «В холодной тундре»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: Комбинированный урок
Тема |
" В холодной тундре". |
Цель |
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. |
Задачи |
Образовательные: Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа - определителя " От земли до неба" Воспитание заботливого отношения к товарищам, интереса к предмету, бережного отношения к природе. |
УУД |
ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Планируемые результаты |
Личностные: научатся принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи. Регулятивные УУД: определят и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: переработать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: научатся слушать и понимать речь других, работать в группе. Предметные: получат представление о природной зоне тундры, узнают об особенностях растительного и животного мира тундры. |
Основные понятия |
Полярный день, полярная ночь, "мёртвая земля", вечная мерзлота. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение. |
Ресурсы: основные дополнительные |
Учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь 1 часть, стр.47-48., карточки; интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Формы урока |
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
Проблемно-диалогическая технология, ИКТ, технология здоровьесбережения (тренажер для глаз Базарнова В. Ф., двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся) |
№ |
Этапы урока и вид деятельности |
Ресурсы |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Содержание учебного материала |
Формирование универсальных учебных действий |
1 |
I.Организационный момент Эмоциональный настрой |
Тетради, учебник, ручка |
Проверка готовности к уроку |
И |
1.Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. Вот звенит для нас звонок, Начинается урок. Ровно встали, подтянулись, И друг другу улыбнулись. |
К– планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2 3. |
II.Актуализация знаний Графический диктант III.Постановка проблемы. |
Тест на карточках Кроссворд на доске, задание на экране |
Проверка домашнего задания. Формулируют тему |
И Ф |
Задание 1 Тестовые задания по проверке пройденной темы Вспомните, о чём мы узнали на прошлом уроке? (ответы учащихся) За верное высказывание учащиеся ставят "+", за неверное высказывание ставят "-" . 1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. 2.Территория Арктики не имеет коренного населения. 3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. 4.В ледяной зоне растут кедры, берёзы, черёмуха. 5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. 6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. 7.Большое скопление птиц на скалах называют " птичьи базары". Вывод: В зоне Арктики очень суровые условия, растительный и животный мир не богатый Задание 2 Разгадка кроссворда Вывод: Отгадкой кроссворда является слово "Тундра" В переводе с финского языка " тундра" означает "бесплодная" |
П – осуществляют ческие средства; Р–контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К–обмениваются |
4 5. |
IV. Изучение нового материала V.Первичное закрепление изученного |
Карточки с заданиями, иллюстрации, атлас - определитель «От земли до неба»; Пре-зента-ция Учебник стр.82-85, |
Выполнение заданий по предложенному плану в группах. Учащиеся делятся на группы: " Географы", "Бота ники", Зооло ги" Чтение по учебнику |
Г Ф Ф И |
Задание 3 Ознакомление с планом изучения природной зоны -Сегодня на уроке будем исследователями. Вы разбились на группы. Ознакомьтесь с планом изучения природной зоны. 1.Географическое положение, климат. 2.Растительный мир. 3. Животный мир. - У вас на столах лежат задания, иллюстрации и дополнительный материал. Ваша задача прочитать задание, найти ответ и распределить обязанности каждого человека в группе. 1гр.-изучает географическое положение, климат. 2гр.- растительный мир тундры. Что растёт в тундре? -Как растения приспособились к жизни в таких условиях? 3 гр.- животный мир тундры. Какие животные обитают? Как они приспособились к жизни? Проводится эксперимент с землёй. Берётся 2 одинаковых горшочка, наполненные землёй. В одном горшке под небольшим слоем земли находится стекло. (работа в группах) Наливается в 2 горшка воды. -Что произошло в первом горшке? (земля впитала воду) -А почему вода осталась во 2 горшке? (ответы детей). Раскапывается земля, дети видят стекло Вывод: Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного. Мерзлота не пропускает воду. Растения низкорослые, с небольшими корнями и маленькими листьями. У птиц густое оперение , у зверей густой мех. Рассказ учителя сопровождается с показом презентации "Тундра". Задание 4 Чтение текста "В холодной тундре" - Прочитайте содержание параграфа "В холодной тундре" 1. Расположение зоны тундры. 2.Климатические условия зоны тундры(лето, полярная ночь, полярный день, многолетняя мерзлота, мёртвая земля) 3.Растительный мир тундры. 4.Животный мир тундры. 5. Охрана природной зоны тундры. Вывод: Растения и животные приспособлены к природным условиям тундры. По сравнению с зоной Арктики, природные условия тундры более благоприятные. |
Л – осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Р–учить выбирать из общего материала самое главное; П- извлекают необходимую информацию П поиск необходимой информации; К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р–ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; |