Технологическая карта урока «Великая колонизация» (История, 5 класс)
Методическая разработка урока истории.
Бабич М. А. МКОУ СОШ №2им И. С. Унковского п. Воротынск Бабынинский район
Тема урока: «Великая колонизация».
Место и роль данного учебного занятия в изучении истории.
Данный урок способствует ознакомлению с важнейшим явлением истории- колонизацией. Помогает объяснять процессы греческой колонизации и взаимодействия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия в целостную картину мира. Формирует мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Педагогические цели: Способствовать ознакомлению с греческой колонизацией 8-6 вв. до н. э; создать условия для выявления причин колонизации, определения направлений колонизации, установления причинно-следственных связей греческой колонизации, важных для самих греков и их соседей, раскрытию последствий Великой греческой колонизации, содействовать формированию навыков работы в группе; работы с картой, с текстом учебника, историческим документом.
Тип и вид урока : Комплексное применение знаний, способов действий; исследовательская лабораторная работа.
Предметные результаты :Способствовать развитию умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
Личностные результаты: Научиться давать собственную оценку действиям греческих колонизаторов по отношению к местным жителям, на землях которых были образованы колонии
Метапредметные результаты: Научиться адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия так и по ходу его реализации, подготавливая ответ на проблемный вопрос, устанавливать причинно- следственные связи, научиться организовывать и выполнять работу в группах.
Основное содержание темы: Причины, направления Великой греческой колонизации Взаимоотношения эллинов и варваров. Значение Великой греческой колонизации. Колонизация, колония, скифы, эллины, Эллада, хитон, гиматий.
Образовательные ресурсы: Учебник, карты «Древняя Греция», «Образование греческих колоний» атлас по истории Древнего мира с контурными картами, электронное приложение к учебнику .
Этапы урока | Формы, методы, метод. приемы | Деятельность учителя | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формируемые УУД | Форма контроля |
1.Организационный | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, Организуют рабочее место | Включение в деловой ритм. | |
2.Актуализация знаний | Парная. Словесный. Работа с хронологией, картой. | Объясняет порядок выполнения задания в парах: один ученик называет дату, другой говорит какое это событие и отмечает его на линии времени. -Предлагает по карте описать местоположение Греции. - Сравнить природные условия и занятия населения Древнего Востока и Греции. | Называют дату, событие, работают с лентой времени. Устанавливают логическую связь местоположения, природных условий и занятий населения. | Предметные: указывают даты важнейших событий всеобщей истории, соотносят год с веком, устанавливают последовательность и длительность событий, читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни людей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, используют знаково- символические средства, сравнивают. Регулятивные: оценивают степень успешности своей работы. Коммуникативные: работают в паре. | Работа с лентой времени. |
3.Постановка учебной задачи | Групповая. Словесный, наглядный, практически - исследовательский | Предлагает осуществить путешествие в Грецию. Нам надо приготовиться к путешествию. За каждый правильный ответ группа получает балл. -Определите ,что нам понадобиться, чтобы осуществить путешествие в Грецию и чтобы не сбиться с курса? -Определите по карте, куда нам направить свои корабли? -Что такое колония, колонизация? -В каких странах основывали греки свои колонии, какие народы там проживали? -Какой вопрос у вас возникает? -Предложите свои версии, почему греки покидали свою родину? | Называют предметы необходимые для путешествия, прокладывают путь по карте, определяют территорию расселения греков, дают определение колонии, колонизации, находят страны, в которых основывались колонии и называют народы ,проживавшие там. Определяют проблему: «Почему греки покидали свою родину?» противоречия между аристократами и демосом… | Предметные: проводят поиск информации в изобразительных источниках, сравнивают различные данные, выявляют сходства и различия, раскрывают смысл важнейших исторических понятий. Познавательные: решают проблемы поискового характера. Регулятивные: формулируют учебную задачу. Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение высказывают предположения. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание желание больше узнать. | Беседа по вопросам, работа с картой |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. | Групповая. Словесный, практически-исследовательский Работа с текстом, картой, контурной картой. | Организует работу с текстом, картой, контурной картой (п.32) Формулирует задания по группам. 1-й группе ( п.32 п.1): -Какие группы населения и почему покидали родину? 1-й группе ( п.32 п.1) -Составить рассказ от 1-го лица. 2-ой группе (п.32.п.2) Задание на локализацию исторических фактов на карте: -Обозначить на контурной карте греческие колонии. -Определить три основных направления греческой колонизации. -Определите каким условиям должны были соответствовать территории, выбранные греками в качестве своих колоний.
3-ей группе (п.32 п. 3) -Дайте оценку взаимоотношений эллинов с местными жителями. -Почему скифские племена убили своего царя Скила ? -Представьте результаты в виде таблицы: « Положительные и отрицательные последствия греческой колонизации для греков и местных жителей». | Находят в тексте причины, по которым греки покидали родину, составляют рассказ от первого лица (земледельца, ремесленника, торговца, аристократии) Находят на карте греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей, обозначают их на контурной карте. Определяют три направления колонизации: Западное, Северо-Восточное, Южное. Описывают географические и природные условия территорий, на которых греки основывали колонии. Характеризуют отношения эллинов с местными жителями, устанавливают взаимные последствия этих контактов. Определяют причины восстания скифских племен против Скила? Заполняют таблицу. | Предметные: изучают и систематизируют информацию, соотносят исторические факты и общие явления. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, устанавливают причинно-следственные связи, характеризуют условия и образ жизни людей, оформляют свои мысли в устной форме. Регулятивные: составляют план, определяют последовательность действий ,выполняют учебную задачу в устной форме. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, работают в группе, высказывают свое мнение. Предметные: проводят необходимый поиск информации в нескольких источниках, читают историческую карту Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в тексте, строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: работают в группе Личностные: проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. Предметные: излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, составляют сравнительно- обобщающую таблицу, делают вывод. Регулятивные: составляют план и определяют последовательность действий Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению. Личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов | Рассказ Контурная карта Сравнительно-обобщающая таблица |
5.Закрепление знаний и способов действий | | -Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока, проверить подтвердились ли версии. -Предлагает выбрать и пронумеровать в порядке значимости причины, по которым греки покидали свою родину и основывали колонии. -Назвать колонии, которые основывались на территории, принадлежащей сегодня России. -Высказать свое мнение: Колонизаторов чужих земель часто называли захватчиками, несущими зло и рабство местным жителям. Относится ли это на ваш взгляд к греческим колониям? -Предлагает подвести итоги урока. | Объясняют, почему греки покидали родину, проверяют выдвинутые версии. Индивидуально выполняют задание на заготовленных заранее рабочих листах. Работают с картой. Называют последствия Великой греческой колонизации. Оценивают свою деятельность уроке. | Предметные: расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории своей страны и человечества в целом. Познавательные: осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают свое мнение прислушиваются к мнению других. Личностные: оценивают собственную учебною деятельность, свои достижения, инициативу, самостоятельность ответственность , причины неудач. | |
6.Домашнее задание | Фронтальный, словесный. Сообщение учителя. | Найти дополнительный материал о современных олимпийских играх. | Воспринимают задание, уточняют. | Регулятивные: принимают учебную задачу. | Вопросы. |