Технологическая карта урока ИЗО «Древние образы в современных народных игрушках» (5 класс)
МОУ «СОШ с.Елшанка Воскресенского района Саратовской области»
Технологическая карта учебного занятия
по изобразительному искусству в 5 классе
Автор: Захарова И.Ю., учитель высшей категории.
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель деятельности педагога |
- Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. - Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. - Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость. - Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. |
Тип урока |
комбинированный. |
Методы обучения |
Информационно-коммуникативный Деятельностный Проблемный |
Оборудование |
компьютер, экспозиционный экран, диск с фильмом «Народные художественные промыслы», презентация «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, таблицы по народным промыслам. |
Изделие |
игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные умения: узнают об элементах дымковской, коргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу. Метопредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек; регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности. |
Организационная структура урока
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1. Организация класса |
1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. |
1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. |
1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. |
Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний учащихся |
1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. |
1. Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности. 2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? 3. Показываю презентацию (повторяем образы в вышивке, прялке и др.) 4. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба). Предлагаю открыть учебники. |
1. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах. |
Познавательные УУД: - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; - дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек. |
3. Изучение нового материала |
1. Сформулировать тему и учебную задачу урока. 2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. |
1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?». 2.Демонстрирую слайды в презентации и сообщаю тему урока. 3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. 4. Постановка художественной задачи. 5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки (показываю фрагмент фильма «Народные художественные промыслы»). |
1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок. 2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов. |
Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль. |
4. Закрепление новых знаний и способов действий. |
1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. |
1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов. 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. |
1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. |
Личностные УУД: осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки). Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль, оценивание. Метапредметные связи: межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой. |
5. Этап контроля |
Контроль за правильностью выполнения способа действия. |
1. Дать инструкцию по выполнению диагностической работы. 2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования. 3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда в рабочей тетради. |
1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. 2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради. |
Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль по результату. |
6. Информация о домашнем задании |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. |
Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ. |
Делают выбор ДЗ, задают вопросы. |
Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществляют выбор в выполнении ДЗ. |
6. Итог урока. Рефлексия. |
1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. |
Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? |
1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место. |
Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. |