12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грызлова Татьяна Николаевна68
Россия, Вологодская обл., Грязовец

БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»

Технологическая карта урока истории

«Древний мир – рождение первых цивилизаций»

5 класс II отделения

Учитель Грызлова Т.Н.

Тема

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Предмет

Окружающий мир

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройство общества).

Развитие умения выделять другое значение слова «цивилизация» – как большой общности людей (страны, отличающейся своей культурой).

Воспитание морально-устойчивых граждан страны.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

Ожидаемые результаты

Предметные: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2, набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9, таблички с речевым материалом.

 

Подробный конспект урока

(В квадратных скобках – фразы, которые даются за экраном, на слух)

Этапы урока

 

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I . Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

На уроке будьте внимательны. Помните, что звуки нужно говорить хорошо, слова и фразы произносить слитно. Не забывайте соблюдать правила орфоэпии.

+[Вика, спроси у Вовы, какой сейчас урок?]

+[…, спроси у …., который по счёту урок?]

+[Какую большую тему мы начали изучать?]

+ Ребята, сейчас урок истории. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Давайте составим план урока.

План урока ( на доске)

Повторить то, что знаем.

Отрыть новые знания.

Закрепить новое.

Установка на деятель-ность

Включение в работу, составление плана урока

Посмотрите на план урока. Что нам нужно сделать сначала? (повторить то, что знаем).

Откройте учебник, где изображена лента времени. Слушайте вопросы.

[Что такое история?]

[Назовите исторические эпохи.]

[…., спроси у ….., в какую эпоху он живёт?]

[…., спроси у ….., В каком веке ты живёшь? ]

[…., спроси у ….., с какой эпохи началась всемирная история?] (С эпохи первобытного мира)

[…., спроси у ….., когда началась эпоха первобытного мира?] (Более 2-х миллионов лет назад)

[А когда она закончилась?] ( 5 тысяч лет назад)

[…., спроси у ….., где появились первые люди?] (В Африке, считают большинство ученых)

[Назовите достижения эпохи Первобытного мира?]

[Что мы делали?].

Какой следующий этап урока?

Организа-ция работы по развитию слухового восприятия, контроль за звукопроиз-ношением

С опорой на ленту времени слушают вопросы учителя, задают вопросы,

Отвечают на вопросы

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

На слайде представлен набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

+ [Назовите, что это?]

+ Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (Да. Постоянно.)

+ Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные? (Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.)

+ Какой вопрос возникает?

- Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

+ Каких знаний нам для этого не хватает?

- Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

+ Таким образом, нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного мира?

На магнитной доске рядом с табличкой «Сегодня на уроке мы узнаем…» вывешиваются таблички с проблемными вопросами: «Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?» и «Чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного мира?».

Оказание необходимой помощи обучающимся в формулировке проблемных вопросов.

Высказыва-ют предположения

Совместно с учителем обнаруживают и формулируют проблемные вопросы

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация

+ [Прочитайте тему урока]

- Тема урока «Древний мир – рождение первых цивилизаций»

+ Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны? (Не знаем, что такое цивилизация)

Словарная работа (чтение нового слова по частям и слитно, соблюдая ударение). Табличка с новым словом вывешивается на магнитной доске.

циви-лиза-ция цивилизация

+ Вы сможете дать определение слову " цивилизации"? Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации". Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ по плану.

План.

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

+ Работать будете в группах.

Работа в группах на карточках.

Карточка № 1

Люди первобытного общества жили в ……………. .

Людьми управлял старейшина ………….. .

Сообщения, знания передавались в …………….. .

Карточка № 2

Люди цивилизации жили в ………………. .

Людьми управляло ………….. .

Сообщения , знания передавались с помощью …………. .

Выслушиваются ответы.

+ Прочитаем еще раз тему урока.

+ Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Появляются города, государство, письменность)

На доске под вопросом помещается табличка «появляются города, государства, письменность»

+ Ребята, посмотрите, в форме чего изображена розовая линия? (В форме ступеньки) Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это ……ступень развития человечества.

+ Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац. Найдите определение цивилизации. ( Новая, более высокая ступень развития человечества)

+ Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

На доске под первым вопросом появляется табличка

Цивилизация – новая ступень развития человечества.


 

+ Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение.

+ Откройте учебник на с.54-55, обратимся к карте.

+ Рассмотрите условные обозначения на карте.

+ Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

+ Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим, Древняя Греция) +Назовите цивилизации Древнего Востока? (Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия)

+ Обратите внимание, где именно располагалась каждая древняя цивилизация? (по берегам рек, морей)

+ Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

+ Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите цивилизации и памятники архитектуры, которыми они прославились.

+ Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему? (Нет, у всех разные, т. к разные страны, разная культура)

+ Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде? Почему? (Нет, у всех разная, т. к разные страны, разная культура) + Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод? (В каждой стране своя письменность. Разные страны, разная культура ).

+ Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти. (У каждой цивилизации была своя особая культура) + Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу. Цивилизации - это разные ……..со своей особой …….

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

На доске под первым вопросом появляется табличка с вторым определением.

Цивилизации - разные страны со своей особой культурой.

+ Ребята, на какой вопрос мы ответили? (Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?)

+ На какой вопрос нам ещё нужно ответить? ( Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?) +Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

+ Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57 рисунок «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

+ Что изобрели люди в эпоху Древнего мира? (В Древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли) + Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? (Колесницы, парусно-гребные корабли) + Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Появление железного топора облегчило труд людей. Чтобы срубить дерево каменным топором, требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут. Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития. + На какой вопрос мы ответили? (Да) Под вопросом «Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?» появляется табличка

Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи

Древнего мира.

+ Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы сегодня ответили?

Контроль за звукопроиз-ношением, словарная работа

Организация групповой работы

Оказание необходимой помощи обучающимся в формулировке ответов на вопросы

«Открытие» детьми новых знаний.

Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации

Читают вслух и про себя текст учебника,

ищут ответы на вопросы,

отделяют новое от известного,

выделяют главное

Работают с картой , отвечают на вопросы

Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации

Проверяют свои выводы с выводом в учебнике

Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации

3. Закрепление

V. Первичное закрепление.

Цель: умение применять полученные знания в практической работе.

+ Какой этап урока был? Какой следующий этап урока?

(Закрепить новое)

+ Дополните предложение

«Древний мир – время возникновения первых …… и ……., которые передали нам достижения своей ……»

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся

 

4.Рефлексия.

VI. Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

+ Какую тему мы сегодня изучали?

+ Что такое эпоха Древнего мира? (Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения)

+ В чем главное отличие Древнего мира от эпохи первобытного мира? (появились города, государства, письменность)

+ Что такое цивилизация?

+ Какие предметы Древнего мира мы используем до сих пор.

+ Поднимите руку, кому сегодня на уроке было интересно?

+ А кому было скучно и не интересно?

+ Я рада, что таких ребят сегодня на уроке не было. Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

Регулирую-щая, организационная.

Отвечают на вопросы, делают выводы,

Оценивают свою работу на уроке

VII. Домашнее задание

Стр. 52-59 прочитать, ответить на вопросы.

   
 

 


 


 


 


 


 


 

 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.