Технологическая карта урока истории «Древний мир – рождение первых цивилизаций» (5 класс)
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Технологическая карта урока истории
«Древний мир – рождение первых цивилизаций»
5 класс II отделения
Учитель Грызлова Т.Н.
Тема |
Древний мир – рождение первых цивилизаций. |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
5 класс |
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
Цель урока |
создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройство общества). Развитие умения выделять другое значение слова «цивилизация» – как большой общности людей (страны, отличающейся своей культурой). Воспитание морально-устойчивых граждан страны. |
Задачи урока для учителя |
1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира. 2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира. 3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. |
Ожидаемые результаты |
Предметные: знание основных отличий эпохи Древнего мира. Коммуникативные: формирование умения работать в группах. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность. Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности. |
Необходимое оборудование |
Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2, набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9, таблички с речевым материалом. |
Подробный конспект урока (В квадратных скобках – фразы, которые даются за экраном, на слух) |
||||||
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
1.Вводная часть |
||||||
I . Организация класса. Мотивация учебной деятельности. II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме. |
На уроке будьте внимательны. Помните, что звуки нужно говорить хорошо, слова и фразы произносить слитно. Не забывайте соблюдать правила орфоэпии. +[Вика, спроси у Вовы, какой сейчас урок?] +[…, спроси у …., который по счёту урок?] +[Какую большую тему мы начали изучать?] + Ребята, сейчас урок истории. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Давайте составим план урока. План урока ( на доске) Повторить то, что знаем. Отрыть новые знания. Закрепить новое. |
Установка на деятель-ность |
Включение в работу, составление плана урока |
|||
Посмотрите на план урока. Что нам нужно сделать сначала? (повторить то, что знаем). Откройте учебник, где изображена лента времени. Слушайте вопросы. [Что такое история?] [Назовите исторические эпохи.] […., спроси у ….., в какую эпоху он живёт?] […., спроси у ….., В каком веке ты живёшь? ] […., спроси у ….., с какой эпохи началась всемирная история?] (С эпохи первобытного мира) […., спроси у ….., когда началась эпоха первобытного мира?] (Более 2-х миллионов лет назад) [А когда она закончилась?] ( 5 тысяч лет назад) […., спроси у ….., где появились первые люди?] (В Африке, считают большинство ученых) [Назовите достижения эпохи Первобытного мира?] [Что мы делали?]. Какой следующий этап урока? |
Организа-ция работы по развитию слухового восприятия, контроль за звукопроиз-ношением |
С опорой на ленту времени слушают вопросы учителя, задают вопросы, Отвечают на вопросы |
||||
2.Основная часть |
||||||
III. Постановка проблемы. Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации. |
На слайде представлен набор предметов: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9. + [Назовите, что это?] + Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (Да. Постоянно.) + Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные? (Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.) + Какой вопрос возникает? - Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? + Каких знаний нам для этого не хватает? - Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира. + Таким образом, нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного мира? На магнитной доске рядом с табличкой «Сегодня на уроке мы узнаем…» вывешиваются таблички с проблемными вопросами: «Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?» и «Чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного мира?». |
Оказание необходимой помощи обучающимся в формулировке проблемных вопросов. |
Высказыва-ют предположения Совместно с учителем обнаруживают и формулируют проблемные вопросы |
|||
IV. «Открытие» детьми новых знаний. Цель: знакомство с новым материалом и систематизация |
+ [Прочитайте тему урока] - Тема урока «Древний мир – рождение первых цивилизаций» + Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны? (Не знаем, что такое цивилизация) Словарная работа (чтение нового слова по частям и слитно, соблюдая ударение). Табличка с новым словом вывешивается на магнитной доске. циви-лиза-ция цивилизация + Вы сможете дать определение слову " цивилизации"? Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации". Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ по плану. План. 1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации? 2. Кто управлял людьми? 3. Как передавались сообщения, знания? + Работать будете в группах. Работа в группах на карточках. Карточка № 1 Люди первобытного общества жили в ……………. . Людьми управлял старейшина ………….. . Сообщения, знания передавались в …………….. . Карточка № 2 Люди цивилизации жили в ………………. . Людьми управляло ………….. . Сообщения , знания передавались с помощью …………. . Выслушиваются ответы. + Прочитаем еще раз тему урока. + Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Появляются города, государство, письменность) На доске под вопросом помещается табличка «появляются города, государства, письменность» + Ребята, посмотрите, в форме чего изображена розовая линия? (В форме ступеньки) Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу. Цивилизация - это ……ступень развития человечества. + Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац. Найдите определение цивилизации. ( Новая, более высокая ступень развития человечества) + Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации. На доске под первым вопросом появляется табличка
+ Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. + Откройте учебник на с.54-55, обратимся к карте. + Рассмотрите условные обозначения на карте. + Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации) + Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим, Древняя Греция) +Назовите цивилизации Древнего Востока? (Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия) + Обратите внимание, где именно располагалась каждая древняя цивилизация? (по берегам рек, морей) + Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы. + Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите цивилизации и памятники архитектуры, которыми они прославились. + Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему? (Нет, у всех разные, т. к разные страны, разная культура) + Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде? Почему? (Нет, у всех разная, т. к разные страны, разная культура) + Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод? (В каждой стране своя письменность. Разные страны, разная культура ). + Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти. (У каждой цивилизации была своя особая культура) + Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу. Цивилизации - это разные ……..со своей особой ……. Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац. На доске под первым вопросом появляется табличка с вторым определением.
+ Ребята, на какой вопрос мы ответили? (Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?) + На какой вопрос нам ещё нужно ответить? ( Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?) +Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. «Изобретения цивилизаций Древнего мира». + Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57 рисунок «Изобретения цивилизаций Древнего мира». + Что изобрели люди в эпоху Древнего мира? (В Древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли) + Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? (Колесницы, парусно-гребные корабли) + Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Появление железного топора облегчило труд людей. Чтобы срубить дерево каменным топором, требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут. Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития. + На какой вопрос мы ответили? (Да) Под вопросом «Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?» появляется табличка
+ Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы сегодня ответили? |
Контроль за звукопроиз-ношением, словарная работа Организация групповой работы Оказание необходимой помощи обучающимся в формулировке ответов на вопросы |
«Открытие» детьми новых знаний. Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации Читают вслух и про себя текст учебника, ищут ответы на вопросы, отделяют новое от известного, выделяют главное Работают с картой , отвечают на вопросы Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации Проверяют свои выводы с выводом в учебнике Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в форме иллюстрации |
|||
3. Закрепление |
||||||
V. Первичное закрепление. Цель: умение применять полученные знания в практической работе. |
+ Какой этап урока был? Какой следующий этап урока? (Закрепить новое) + Дополните предложение «Древний мир – время возникновения первых …… и ……., которые передали нам достижения своей ……» |
Контролирующая, оказание необходимой помощи обучающимся |
||||
4.Рефлексия. |
||||||
VI. Итог урока: Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности |
+ Какую тему мы сегодня изучали? + Что такое эпоха Древнего мира? (Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения) + В чем главное отличие Древнего мира от эпохи первобытного мира? (появились города, государства, письменность) + Что такое цивилизация? + Какие предметы Древнего мира мы используем до сих пор. + Поднимите руку, кому сегодня на уроке было интересно? + А кому было скучно и не интересно? + Я рада, что таких ребят сегодня на уроке не было. Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. |
Регулирую-щая, организационная. |
Отвечают на вопросы, делают выводы, Оценивают свою работу на уроке |
|||
VII. Домашнее задание |
Стр. 52-59 прочитать, ответить на вопросы. |