12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яковлева Калиса Николаевна133
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Тема: « Эпир – Улăп йăхĕнчен»

 

Класс: 1 класс

Цель: Формирование у ребенка ценностного отношения к родному краю, к чувашскому народу, культуре.

Тĕллевĕсем:

1) чăваш культурине ăнланма вĕрентесси; патриотла туйăма вăйлатасси;

2) ачасен шухӑшлавӗпе пуплевне аталантарасси;

3) ĕçчен пулас туртӑма вӑйлатасси, тирпейлӗхе хӑнӑхтарасси.

Планируемые результаты

Предметные:

поддерживать диалог;

описывать предметы, события;

передавать основную мысль услышанного;

выражать свое отношение к услышанному;

давать на вопросы краткий и развернутый ответы;

анализ, группировка слов.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, перерабатывать полученную информацию и работать с ней в соответствии с поставленными задачами; строить речевое высказывание в устной форме; находить ответы на поставленные вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт;

находить пути решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решение данной проблемы; учитывать и сопоставлять разные мнения и интересы;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

Регулятивные: ставить задачи и составлять план и последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия;

Личностные:

понимать ценность культуры чувашского народа;

уважительно и с любовью относиться к чувашскому народу, его языку и культуре, традициям;

Ресурсы внеклассного занятия:

Мультимедия и презентация «Чӑваш Ен», видеоролик (учитель), видеоролик (ученик)

Ход занятия

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация к деятельности

1.Приветствие учителя

Çĕр-шывсем нумай тĕнчен,

Пĕринчен тепри илемлĕ.

Эпир – Улăп йăхĕнчен ,

Чи ирĕклине иленнĕ.

1.Приветствие учащихся

Туслă чăваш тупăнчĕ,

Ырă ĕçе тытăнчĕ.

Чăн чăвашла сăмахпа

Калаçатăн эс манпа.

Дети переглядываются друг на друга, улыбаются, приветствуют.

Создание проблемной ситуации

В мире много стран. Но каждому дорога та, где он родился, живёт, где у него семья, родственники. Что в названии твоём, Чӑваш Ен?

Ребята пытаются ответить на вопрос.

Актуализация необходимых знаний

Что вы знаете о земле чуваш?

Что объединяет эти картинки?

Предметные картинки: серп, коса, плуг, глиняные горшки, чугунки, соха

Отвечают на поставленный вопрос.

Работа в парах по обсуждению: как эти предметы связаны между собой

Пытаются сформулировать тему занятия.

Организация познавательной деятельности

1.Конструирование «Собери мозаику»

Какой формы получилась наша республика?

Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши.

Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного.

2. Легенда

Чувашская земля – земля Улыпа. Так чуваши называли свой древний край. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Он повелел своим детям поселиться среди простого народа, и жить в мире и согласии. И завещал:

« Пусть ваши потомки почитают её во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена». Так и сделали братья: один поселился на левом берегу, другой на правом берегу Волги. Так стали они здесь пахать землю, сеять на ней хлеб, разводить скот, растить детей. Образовалась чувашская народность.

Какой был Улып?

Что он повелел своим сыновьям?

Мы на волжском берегу крутом,

Как семья единая живём.

Край чувашский устремлён всегда вперёд,

Славен доблестным трудом своим народ.

3. Физминутка

4. «На все руки мастера!»

Расскажите, что делал чувашский народ?

4.Работа с пословицей «Маленький чуваш одной ногой в колыбели, другой на пахоте»

5. Игра.

В крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Одни приходились на лето, другие -на зиму; одни были заботой мужской, другие — женской. А теперь вам, ребята, тоже придется потрудиться. Вы будете отделять виды работ на мужские и женские,

пользуясь карточками: огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор ягод и грибов, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитьё, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и др. Витье верёвок, изготовление лаптей, деревообработка, охота, рыболовство.

Наблюдение и корректировка действий ребят

6.Физминутка

Тăрăр, тăрăр – шăппăн тăрăр.

Чупăр, васкамасăр утăр.

Капăрланăп та якалăп –

Çынсене эп савантарăп!

7. «Чудеса в узорах»

Обратите внимание на узоры, какие они красивые (показ узоров). Чувашский народ любит украшать узорами платья, платки, полотенца, рубашки. У чувашей свой национальный костюм, а вот головной убор - хушпу, народное украшение - саппун. (показ костюма).

Прослушивание песни «Илемлĕ» куплет, рассказывающий о вышивке)

8. Отгадывание загадок.

Наблюдение и корректировка действий ребят

Сама территория Чувашии напоминает на карте резной дубовый лист.

Перерабатывают полученную информацию и работают с ней в соответствии с поставленными задачами;

Используют и перерабатывают полученную информацию, и работают с ней в соответствии с поставленными задачами;

Передают основную мысль услышанного.

Находят пути решения проблем творческого и поискового характера;

Отвечают на вопросы

 

Учащиеся встают по периметру

По диагонали встают дети со словом Волга, с одной стороны –дети, и с другой стороны – дети

Дети читают стихи

Я о солнышке пою, о земле родной –

О земле, что пахнет льном, медом и дымком,

О земле, где никогда не быть одной,

Где с друзьями хорошо бегать босиком!

Где коль праздник – от души ликуют,

Коль работа — гору дай любую!

В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень.

Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей.

Занимались пчеловодством.

В избе производились разные работы. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили.

Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.

Шили одежду. Для шитья одежды чуваши использовали холст, домотканое сукно, войлок, кожу. Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные. Раньше носили лапти, которые плелись из узких полосок лыка.

(Видеоролик (девочка)

Объясняют смысл пословицы

Построение плана из выхода из сложившейся ситуации;

работают в группе над поставленной задачей и вместе находят решение данной проблемы; учитывают и сопоставляют разные мнения и интересы;

высказывают и поясняют свою точку зрения;

Используют и перерабатывают полученную информацию, и работают с ней в соответствии с поставленными задачами;

Делают движения

Уважительно и с любовью относиться к чувашскому народу, его культуре, одежде

Отгадывают загадки.

Рефлексия деятельности

Теперь обведём свои ладошки, напишем на бумаге пожелания нашей любимой стране и прикрепим на древе жизни.

Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните: «Земля талантами богата, земля талантами сильна!»

И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться.

Выполняют

Ученики обмениваются впечатлениями, рассказывают, что запомнилось на занятии, Теперь я знаю …

Эпир – Улăп йăхĕнчен,

«Атăлçи – тăван кил!» - тетпĕр,

Туссене мĕн пур енчен

Çăкăр-тăварпа кĕтетпĕр,

Сиплĕ симпылпа сăйлатпăр,

Çул çине телей сунатпăр.

(Приветствуют гостей хлебом солью).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.