Технологическая карта занятия кружка «Народные промыслы России» на тему «Филимоновская игрушка» (1–2 классы)
Технологическая карта внеурочного занятия кружка «Народные промыслы России»
Тема занятия: Филимоновская игрушка. Зарисовка элементов филимоновской росписи. Роспись фигурки по элементам филимоновской игрушки.
Класс: 1
Цель занятия: Познакомить детей с особенностями филимоновской игрушки. Выполнить практическую работу: роспись фигурки по элементам филимоновской игрушки.
Познавательные задачи:
1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.
2. Дать представление о технологии создания филимоновской игрушки и её эстетических особенностях.
Учебные задачи:
1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи.
2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.
Воспитательные задачи:
1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: - учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
-развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;
Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
Предметные: представление о филимоновской игрушке, об элементах филимоновской росписи. Формирование основ художественной культуры; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Зрительный ряд: демонстрационный материал: иллюстрации и оригинал филимоновской игрушки, пооперационные карты. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Образец готовой поделки.
Оборудование и материалы: гуашь и кисти, альбомы, простой карандаш, салфетка, банка с водой,шаблоны. Полоски бумаги для выполнения упражнений.
План занятия.
Вступление.
Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях. Показ образцов игрушки и иллюстраций.
Основная часть.
Объяснение задания и последовательности выполнения работы.
2. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.
3. Роспись фигурки «Барашек».
Заключение.
Импровизированная выставка-ярмарка под музыку и стихи, обсуждение результатов работы.
Структура занятия
№ |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Этап мотивации. |
Приветствует детей, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. |
Улыбаясь, приветствуют друг друга, учителя. |
2. |
Актуализация. Выход на тему занятия в сотворчестве с ребятами. |
Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов. В начале занятия учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме занятия. - Какая у тебя любимая игрушка? - Какое настроение создаёт твоя игрушка? - Из каких материалов сделаны современные игрушки? Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда. -Что бы вы хотели узнать о филимоновской игрушке? 1)Что такое филимоновская игрушка? 2)Где она родилась? 3) Из чего ее делают? 4) Основные цвета филимоновской игрушки? 5) Чем филимоновская игрушка отличается от других игрушек? -Откуда вы можете почерпнуть эту информацию об этом загадочном слове? (из интернета, из книг, из справочной литературы, из учебников и т.д.) |
Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения |
3. |
Работа с информацией |
Учитель рассказывает об истории возникновения филимоновской игрушки, ее особенностях. |
Дети слушают и отвечают на вопросы. |
4. |
Определение цели и задач практической работы |
Учитель ориентирует детей на практическую работу с опорой на пооперационные карты |
1)Составление плана работы 2)Выбор средств и методов выполнения задания |
5. |
Реализация практической работы |
1)Физминутка Вверх рука и вниз рука, Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка! Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки! Крутим –вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись. Вверх и в сторону, вперед. И за парты все вернулись- Вновь урок у нас ведет. 2)Контроль за работой детей |
Выполнение творческой работы (роспись фигурки по мотивам филимоновской игрушки) |
5. |
Защита |
Организует самопроверку детьми своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. |
Докладывают о результатах своей работы, Приклеивают свою поделку на доску («Ярмарка») и представляют результаты своей работы |
6. |
Рефлексия учебной деятельности. |
Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. - Оставьте, пожалуйста, на память о занятии свое впечатление в виде цветка на этом подносе: красный- у меня восторженное настроение, желтый – светлое, приятное, зеленый – своей работой я не совсем доволен. |
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности на занятии; учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия; |
Сценарий занятия.
1. Орг. момент. Этап мотивации.
Вступление.
В начале занятия учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.
- Какая у тебя любимая игрушка?
- Какое настроение создаёт твоя игрушка?
- Из каких материалов сделаны современные игрушки?
Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.
Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны (2 тысячелетие до н.э.) все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки наряду с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.
Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в.в.)
Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет).
Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животных. Фигурки петушка и курочки, простые выразительные и яркие.
Основная часть.
Перед тем, как дети приступят к работе, учитель объясняет задание и последовательность выполнения работы.
2. Необходимо раздать ребятам шаблоны фигурок для обрисовки. Нужно предложить детям возможность сделать любую традиционную для филимоновского промысла фигурку.
3. Чтобы удачно расписать игрушку, детям предлагается сначала выполнить мини- упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку.
Приступаем к росписи фигурки. Так же начинаем с жёлтой краски, потом наносятся красные и зелёные элементы. Перед тем как расписывать барашка, можно легко карандашом наметить форму головы, узор на ногах фигурки и груди. В той же последовательности приступать к работе с красками. Необходимо напомнить детям, что нужно попытаться скопировать образец росписи, так как сегодня мы учимся у филимоновских мастеров.
Заключение.
Делаем выставку-ярмарку, выставляем поделки, рядом раскладываем расписные полоски. Можно включить музыку и прочитать слова песенок, прибауток из старинного русского фольклора.
Кукареку! Петушок
Подает голосок
На боярский дворок.
Кукареку! Петушок,
Золотой гребешок
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
На воротах сидел,
Пером лапти сплёл!
Все игрушки очень веселые, и когда их много — это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение!
Литература:
1.«Филимоновские свистульки», рабочая тетрадь по основам народного искусства, автор Ю.Г.Дорожин.
2.«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского.
3.«Русская народная игрушка», автор Г.Л.Дайн.
9
Сидорова Зоя Григорьевна