Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные промыслы России» (1 класс)

5
1
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Народные промыслы России» (первый год обучения)

1. Пояснительная записка.

Данная программа внеурочной деятельности «Народные промыслы России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

Организация данной деятельности направлена на:

Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).

Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

Формирование интереса к народному творчеству.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Развитие эстетического вкуса.

2. Основное содержание программы.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. 

Задачи программы:

        Знакомство учащихся с промыслами народов России, историей их возникновения, современной жизнью этих промыслов;

        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т.д.;

        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

        Формирование чувства национального достоинства. 

 Место факультатива в учебном плане

Программа для 1 класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

3. Ценностные ориентиры содержания программы.

К концу первого класс учащиеся получат возможность узнать:

        представления о промыслах народов России;

        отличительные особенности народных промыслов;

        необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

      В результате освоения программы факультатива «Народные промыслы России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с предметами народных промыслов.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

проявлять познавательную инициативность;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

различать способ и результат действия;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать;

устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Обучающийся получит возможность научиться:

правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

задавать вопросы;

владеть диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурным наследием народов России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Обучающийся получит возможность научиться:

организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,

определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;

пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

различать характерные художественные особенности отдельных народных промыслов и ремесел;

знать наиболее известные центры народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула и др.)

создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;

используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к теме занятия;

реализовывать свой творческий потенциал;

воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества

передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона, области, района

готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

4. Календарно – тематическое планирование занятий.

Дата

Тема занятия

Примечание

план

факт

1 четверть

1

   

Вводное занятие. «Народные промыслы России». Инструктаж по ТБ.

 

2

   

Разнообразие форм декоративного творчества.

 

3

   

Рисование с натуры предметов декоративно-прик ладного искусства.

 

4

   

Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов ДПИ.

 

5

   

Значение природной символики. Природа – главный мастер.

 

6

   

Знакомство с формой и цветом. Тёплые и холодные цвета. Красочный контраст. Передача цвета, формы в узорах.

 

7

   

Составление узора из природного материала.

 

8

   

Коллективная композиция из природного материала.

 

9

   

Орнамент. Ритм. Симметрия.

 

2 четверть

1

   

Зарисовка и построение орнаментального узора на различных формах (полоса, круг, квадрат, овал)

 

2

   

Украшение орнаментом предметов сложной формы.

 

3

   

Изделия из дерева. Резьба по дереву. Украшение крестьянских изб.

 

4

   

Русская деревянная резьба ХIХ века. Узор из бумаги. Украшение дома из бумаги, сложенной вдвое.

 

5

   

«Золотая хохлома». Хохломской промысел. Хохломские узоры.

 

6

   

Хохломские узоры.

 

7

   

Роспись тарелки по элементам хохломской росписи.

 

8

   

Лоскутная техника. Пропорции, ритм, цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях.

 

3 четверть

1

   

Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани.

 

2

   

Аппликация «Радуга на поле»

 

3

   

«Весёлые лоскутки». Коллаж. Лоскутное одеяло.

 

4

   

Цветы России на Павлово-Посадских платках.

 

5

   

Глиняные и керамические изделия. Игрушечные промыслы России.

 

6

   

Знакомство с традиционными материалами для лепки.

 

7

   

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ)

 

8

   

Лепка предметов пластическим способом ( из целого куска). Знакомство с технологией сушки и обжига глины.

 

9

   

Лепка посуды путем вдавливания и выбирания глины стекой

 

4 четверть

1

   

Украшение посуды налепом. Роспись кувшинчика.

 

2

   

Игрушечные промыслы. Филимоновская игрушка. Зарисовка элементов филимоновской росписи.

 

3

   

Роспись глиняной свистульки по элементам филимоновской игрушки.

 

4

   

Русская матрёшка. История появления. Региональные виды.

 

5

   

Создание эскиза матрёшки. Роспись матрёшки.

 

6

7

   

Творческие работы учащихся. Выставка работ. Подведение итогов за год.

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Белякова О. В. Большая книга поделок/ О. В. Белякова. – М., 2009.
2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.

3. Ильин М. П. Школьный гербарий/ М. П. Ильин. – М., 1997.
4. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ М. И. Нагибина. – Ярославль, 1997.

5. Аксенова М, Ананьева Е., Евсеева Т Куклы мира. /ред. группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с: ил. – (Самые красивые и знаменитые)

6. Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М.: АСТ Астрель: CORPUS, 2009. – 30с.

7. Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.

8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2005.

9. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.

10.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

11. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Представленная Вами публикация поэтапно позволяет решит ь поставленные задачи проектной деятельности. Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал. Успехов Вам! Голос! Зоя.

8 January 2018