Технологическая карта занятия по художественному творчеству на тему «Зимний пейзаж»
Технологическая карта занятия по художественному творчеству и декоративно-прикладному искусству.
ФИО педагога/ Возраст детей |
Савинова Татьяна Васильевна/ Начальная школа. |
Предмет |
Художественное творчество и декоративно-прикладное искусство. |
Тема занятия |
«Выполнение композиции на тему: «Зимний пейзаж» (техника выполнения ладошками). |
Цели деятельности педагога |
Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними. |
Задачи |
Образовательные: Учить детей рисовать, используя нетрадиционную технику рисования ладошкой. Вызвать у детей интерес и желание участвовать в коллективном труде. Показать красоту русской зимы на примере произведений художников и поэтов. Учить наблюдать окружающий мир. Обогащать словарный запас школьников. Развивающие: Развивать общую и мелкую моторику рук, цветовосприятие, формообразование, словесное и образное мышление, речь детей. Воспитательные: Воспитывать умение работать в группе детей, выполняя коллективную работу, получать удовлетворение от собственного участия. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость. Воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства, к родной природе. |
Место и роль занятия в изучаемой теме |
Первое занятие по теме. |
Планируемые результаты |
Личностные: - иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте в природе. - стремление самоконтролю и анализу своих действий. Регулятивные: - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем . - работать индивидуально; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. |
Оборудование |
гуашь, листы бумаги, ватманы, миски с водой, салфетки, проектор, презентация к уроку, музыка. |
Методы |
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение. 2.Наглядный метод 3. Применение ИКТ (презентация). |
Характеристика этапов занятия |
||||||
Этап занятия |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Форма контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Организационный |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы занятия |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы и хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок рисования. Почему он необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте вместе с вами определи тему нашего урока, послушайте стихотворение замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит». О каком времени года идет речь? Молодцы, что же мы будем с вами сегодня рисовать? Рисовать сегодня мы будем зиму. Хорошо, а стихотворение называется «Зимнее утро». |
Приветствуют педагога, проверяют свою готовность к занятию. Слушают педагога. Выполняют задание. |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
2.Постановка темы и цели занятия |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Признаки зимы». |
А скажите, какие слова в стихотворении вам сделали подсказку? Какие еще признаки зимы вы можете назвать? Зима холодное время года. Скажите. А зимой может быть весело на улице? Какие зимние игры вам знакомы? |
Слушают педагога, отгадывают загадку. Делятся впечатлениями, анализируют услышанное. |
Фронтальная |
Личностные: сориентированы на эстетическое и эмоциональное восприятие стихотворения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения педагога, анализируют информацию, осуществляют поиск необходимой информации из разных источников, сравнивают произведения изобразительного искусства, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). Коммуникативные: умеют слушать педагога задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, в сотрудничестве с педагогом ставят новые творческие и учебные задачи. |
Устные ответы |
Просмотр презентации с репродукциями картин о зиме. Прослушивание музыки. |
Хороша наша русская зима. Много прекрасных стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме! Но писали о зиме и любовались ею не только поэты, но и художники. Сейчас вы увидите удивительные картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Он очень любил природу, особенно русскую зиму. В своих картинах он изображал дремучие леса, опушки, поля, укрытые снегом. Русские деревни в зимнее время года, городские крыши домов. Сейчас будет звучать музыка композитора П.И. Чайковского “Времена года, а вы в это время полюбуйтесь этими картинами, порадуйтесь красотой русской зимы. Иван Шишкин очень любил рисовать природу. Ребята, а как называется картина, на которой изображена природа? Да, пейзаж – это изображение природы. Картины Ивана Шишкина можно назвать пейзажем? Рисовать сегодня мы будем зимний пейзаж. |
Слушают музыку. |
Фронтальная |
Устный ответ |
||
3.Пальчиковая гимнастика. |
Организация рабочего места. |
Совершим увлекательное путешествие в мир творчества и фантазии. Узнаем много нового и интересного. - Но что такое, на столах нет ни кисточек, ни карандашей. Что же делать? - Выход есть! Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию ладошками и пальцами. - Вы когда-нибудь так рисовали? Посмотрите на слайде, как рисовали другие дети. Я уверена что и у вас все замечально получится. У каждого из вас на столе есть листочки бумаги, разведенные краски в тарелочках, тарелочки с водой, салфетки для рук. Но, для того чтобы начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки) Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки) Но где же снежинки? В ладошке вода? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать) Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (перевернуть ладошки вверх вниз) Как видно ладошки мои горячи. (потряхивания расслабленными ладонями). - Молодцы, а теперь разотрем ладошки. Как будто они замерзли. - Вот теперь наши руки готовы к рисованию |
Выполняют упражнения |
Индивидуальная |
Познавательные: организовывают творческое пространство. |
Устный ответ |
Освоение нового материала. Практическая работа |
Беседа «Что мы будем рисовать?» |
Ребята, а какие цвета краски нам понадобиться для рисования «Зимнего пейзажа»? Ребята, давайте с вами потренируемся и постараемся нарисовать ладошками и пальчиками все, что нужно для «Зимнего пейзажа». Существует несколько техник пальчикового рисования: Рисуем пальчиками: кончики пальцев используем вместо кисточки, можно рисовать точками (снежинки), пятнышками (сугробы, небо) проводить линии (стволы деревьев, кусты и тд). Прикладываем 1-2 пальчика вместе, получаются кустики, деревья. - Рисуем ладошкой. Прикладываем к бумаге разукрашенную ладошку, получаются деревья, солнышко. Если разукрашенную ладошку приложить два раза, накладывая рисунок друг на друга, получится ёлка. Только у второй ладошки пальцы должны быть чуть пошире. Переворачиваем лист бумаги и получается ёлка. Когда елка подсохнет, её можно будет украсить новогодними игрушками. Молодцы, а теперь давайте отдохнём, проведём весёлую физ. минутку. Я буду читать вам стихотворение, а вы если ответ будет «да» - хлопаете в ладоши, а если «нет» - топаете ногами. Приготовились. Слушаем внимательно. Что дела зимой, Дай, дружок, мне ответ. Слушай внимательно, Отвечай «да» иль «нет»! (да –хлопаем 2 раза, нет – топаем 2 раза) В снежки играли вы с друзьями? (хлопают) Грибы в лесу собирали сами? (топают) Сгорки на санках катались? (хлопают) В деревне в речке купались? (топают) По лесу на лыжах бродили? (хлопают) А много цветов находили? (топают) В саду своём грядки копали? (топают) И с Дедом Морозом плясали? (хлопают) Друзья, не устали ещё отвечать? (топают) А через год зиму ждёте опять? (хлопают) |
Выполняют практическую работу |
Индивидуальная |
Личностные: сориентированы на ответственное выполнение задания. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют средства устной речи для решения коммуникативных задач. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации о приемах рисования ладошкой с опорой на помощь педагога. Регулятивные: управляют своими движениями; понимают, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения. |
Практическая работа |
Рефлексия. |
Выставка работ. Обобщение полученных знаний. Оценивание результатов. |
Придумайте название картины. Выберите 1 представителя из команды. Пусть он расскажет нам о том, что вы нарисовали, как выразили свое настроение в картине. Понравилось ли вам рисовать без кисточки? - Что мы рисовали? Что такое пейзаж? - С картинами какого художника мы познакомились? Ребята, сегодня вы научились рисовать ладошками и пальцами замечательные картины. В ни вы смогли передать свое настроение и любовь к красавице – белоснежной зиме. Но ладошками можно рисовать не только зимние пейзажи но и многое другое. Посмотрите на экран. Закончить урок мне хочется стихотворением: И в 10 лет, и в 7, и в 5 – - Благодарю за урок. Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали: Добрее сердцем и теплее душой. |
Слушают педагога, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на занятии, умеют адекватно воспринимать информацию педагога или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на занятии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Устный ответ |
Тихомирова Екатерина Витальевна