Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 класса по теме: "Лесные сладкоежки"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Далматовская школа-интернат»
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
с использованием рабочей тетради пособия «Функциональная грамотность», 2 класс
издательства «Планета»
Учитель начальных классов:
Мальцева Галина Анатольевна
Далматово, 2024 г.
Тема: Лесные сладкоежки
Цель: формирование у обучающихся способности использовать естестественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Задачи:
найти объяснение отчего зависит цвет меда;
определить название мёдоносов, с которых был собран пчёлами нектар для каждого из трёх видов мёда.
научиться определять настоящий и поддельный мед;
познакомиться с целебными свойствами меда.
Планируемые результаты:
Личностные:
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных реальных игровых ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
ориентировать в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
совместно договариваться о правилах работы в группах;
учиться выполнять различные роли в группах.
Предметные:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для освоения новых знаний;
способность понимать основные особенности естествознания, как формы человеческого познания.
Оборудование: тренажёр для школьников М. В. Буряк, С. А. Шейкина «Функциональная грамотность» 2 класс (издательство «Планета»), для работы в группах – карточки с загадками, карточки с таблицей «Да/нет», карточки для рефлексии, прозрачные стаканы, вода, мед (разного цвета), йод, крахмал, мука, пипетка, чайная ложка, тарелки. Для учителя – два прозрачных стакана с медом, деревянная ложка.
Содержание взаимодействия учителя и обучающихся.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональный настрой | Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку | Обучающиеся выполняют действия | Личностные УУД: - выражение положительного отношения к процессу познания; - проявление желания узнавать новое. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, готовность к преодолению трудностей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание мотивационно-проблемной ситуации | -Ребята, прочитайте и отгадайте загадку. -Что может объединять медведя и мед? -Я предлагаю вам в игру «Да, нет-ка»
-Если вы согласны с высказыванием, то в первом пустом столбце поставьте «плюс», а если не согласны – «минус». -Кто хочет поделиться своими предположениями. -Кто может назвать тему нашего занятия? -Проверим. Откройте тетрадь «Функциональная грамотность» занятие № 8.. Прочитайте тему занятия. (Лесные сладкоежки) -Прочитайте текст в рамке. -О чем вы узнали из этого текста? -Сегодня на занятии вы станете исследователями, которым предстоит изучить некоторые свойства меда. -Открываем лаборатории по исследованию меда. Работать будем в группах. Перечислите правила работы в группе. Правила работы в группе Работайте дружно – вы одна команда. Принимайте активное участие в работе своей группы. Не бойтесь высказывать своё мнение. Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы. Думайте сами, а не рассчитывайте на других. В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку. Ознакомьтесь с планом проведения опыта. | Ученики читают отгадывают. Отвечают на вопросы. Работают с таблицей «Да, нет-ка» Делятся своими предположениями. Называю тему занятия. Проверяют по тетради тему. Читают текст в рамочке, отвечают на вопросы. Читают «правила работы в группах». | Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: -прогнозирование предстоящей работы; -нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей; -определение учебных задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап. Проведение исследования. | Опыт 1. -Ребята, на слайде представлен ребус, который необходимо разгадать. (медонос) -А как вы думаете, что такое медонос? Справка Медонос — растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов. -Прочитаем текст в Задании 1. -Ответьте на вопрос: «А почему мёд такой разный по цвету?» Вывод: Цвет мёда зависит от медоноса, с которого пчёлы собирали нектар. Тёмный - гречишный, самый светлый - акациевый мёд, темнее акациевого -липовый. Опыт 2. -Прочитайте, что произошло дальше. Определи по таблице в чем схожи образцы меда? Опыт 3. Настоящий мёд отличается душистым ароматом. Мёд с примесью сахара не имеют аромата. Но ароматические вещества мёда летучи, поэтому со временем мёд теряет свой аромат. То есть настоящий, но старый мёд не будет иметь чётко выраженного медового аромата. Поэтому нужно провести ещё несколько испытаний для этих образцов. - Определи последовательность действий, которые произвела медведица для определения растворимости мёда в воде. Пронумеруй только те действия, которые медведица выполняла в этом опыте. - Что, кроме растворимости, могла определить медведица с помощью этого опыта? - Какой вывод сделала медведица? Подчеркни нужные слова. - Нечестные пчеловоды для увеличения густоты и веса мёда добавляют в него крахмал и муку, которые могут появиться в растворе воды и мёда в виде осадка. - Медведица добавила в каждый из стаканов по пять капель йода. Что она могла увидеть? А теперь проверим, у нас есть в меде крахмал или нет, а вы наблюдаете. | Ученики читают текст задания 1 и выполняют коллективно. Читают задание 2. Выполняют в группах, делятся своими наблюдениями. Закрашивают ячейки в таблице. Отвечают на вопрос, делают вывод. Читают задание 3. Выполняют в группах, делятся своими наблюдениями. Определяют последовательность опыта | Личностные УУД: -оценивание степени самостоятельности и инициативности. Познавательные УУД: -умения добывать новые знания, находить ответы на вопросы, -умение перерабатывать полученную информацию и ориентироваться в учебнике; -структурирование полученных знаний. Регулятивные УУД: -умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; -контроль и оценка учебных действий. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь других; -сопоставление своей точки зрения с другими участниками учебной деятельности; -сохранение дружеских отношений и соблюдение правила поведения и работы в группах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | - Давайте отдохнем с медведем! Мишка По лесу медведь идёт, | Выполняют движения под музыку вместе с медведем. | Регулятивные УУД: -способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап. Проведение опытов (продолжение) | Опыт 4. (проводит учитель) Угадай слово: Шифр:
(консистенция) Что означает слово? Учитель вызывает к доске одного ученика – помощника. — Натуральный мёд вязкий, тягучий. Слегка свисая и вытягиваясь, он будет наматываться на ложку. Если её не вращать, тягучая струя будет стекать, образуя на поверхности башенку. Разбавленный сахарным сиропом мёд быстро стекает с ложки. После стекания его поверхность быстро выравнивается. -Подпиши, какой из образцов мёда изображён на фотографии. Объясни свой ответ(№1) Опыт 5. -Прочитайте текст в задании 5. Мёд — это не только вкусное лакомство, но и отличное лечебное средство. Однажды медвежата заболели. Медведица стала их лечить. Для этого она вскипятила молоко, немного его остудила, добавила в него мёда и немного сливочного масла. Как ты думаешь, от чего медведица использовала приготовленное средство? Медведица руководствовалась одним из важных правил при приготовлении этого лечебного напитка. Найди это правило. Если в горячее коровье молоко добавить мёд и оно свернется, то это так называемый «сахарный мёд». То есть полученный путем подкармливания пчёл сахарной водичкой. | Высказывают предположения. Наблюдают за опытом, делают вывод, отмечают в тетради правильный вывод. Ученик читает текст вслух. Отвечают на вопрос. Делятся своими наблюдениями, дополняют вывод. | Познавательные УУД: -умения добывать новые знания, находить ответы на вопросы, -умение перерабатывать полученную информацию и ориентироваться в учебнике; -структурирование полученных знаний. Регулятивные УУД: -умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь других; -сопоставление своей точки зрения с другими участниками учебной деятельности; -сохранение дружеских отношений и соблюдение правила поведения и работы в группах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | -Вернёмся к таблице «Да, нет-ка». Заполните последний столбик.
Какие ваши предположения оказались верными. -Что интересного вы узнали о меде? | Заполняют таблицу, делают вывод о свойствах меда. | Личностные УУД: -оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, степень самостоятельности, инициативности. Регулятивные УУД: -умение контролировать и оценивать учебные действия; -формирование конечного результата своей работы. Познавательные УУД: -умение перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные УУД: -сохранение дружеского отношения и соблюдение правил поведения на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | -Возьмите картинку с бочонком меда. Раскрасьте бочонок около медведя желтым, если вам понравилось быть исследователем, оранжевым – не очень, коричневым – мне было неинтересно на занятии. -Что было интересным на занятии? Какие вопросы у вас остались? - Ребята, но человек использует не только мед, но и другие продукты пчеловодства: воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу. | Раскрашивают бочонок. Делятся впечатлениями о занятии. | Регулятивные УУД: -умение контролировать и оценивать учебные действия; -формирование конечного результата своей работы. |