Технологическая карта занятия «Вода и ее свойства»

1
0
Материал опубликован 20 February 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

по дополнительной общеразвивающей программе « Мир вокруг нас»,

педагога дополнительного образования МБУДО « СЮН»

Чаловой Инны Леонидовны

По теме: «Вода и ее свойства».

Раздел программы: «Золотая осень – «рыжая хозяйка».

Возраст детей: 8-9 лет

Кол-во детей: 12 чел.

Форма занятия: лаборатория

Тип занятия: открытия нового знания.

Цель занятия: Опытным путем дать определение свойствам воды, создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, делать выводы.

Задачи:

Обучающие:

Углубить и расширить знания детей о свойствах воды, а именно: прозрачность, капиллярность, плотность.

Уточнить знания о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

Развить познавательную активность в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

Воспитательные:

Прививать бережное отношение к воде. Побудить обучающихся к активности и умению работать в группе.

Основные понятия: прозрачность, капиллярность, плотность

Метод организации занятия: Исследовательский: проведение опытов, эксперименты.

Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская.

Материалы и оборудование: Лабораторные приборы, материалы для опытов, средства индивидуальной защиты( перчатки и шапочки)

Задачи этапов занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

Организационный момент

Создание эмоционального настроя.

-Добрый день, ребята!

- Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! - Давайте подарим друг другу улыбку!

Дарят улыбку друг другу. Садятся по местам.

Настрой на познавательную деятельность.

Мотивация

Актуализация имеющихся знаний

Сегодня наше занятие будет особенным, поэтому и начнем мы его по особенному, необычно:-Черный ящик в студию!

В этом черном сундучке

Прячется загадка,

Вы загадку отгадайте

Что там прячется, узнайте.

Внимание! В ящике находится самое распространенное в природе вещество, находящееся в трех состояниях.

- Что лежит в черном ящике?

Молодцы!

Выдвигают различные предположения.









Приходят к единому мнению и делают вывод: В черном ящике находится - вода.

Построение речевого высказывания.

Учет чужого мнения, формирование собственного.

Целеполагание


Постановка целей направленных на изучение нового.


Сегодня, наше занятие будет посвящено Волшебнице воде.

-Почему волшебнице?

- А, что же такое вода?

- Ответить на мой вопрос вы сможете, посмотрев видео презентацию о воде

-Внимание на экран!

Можно сказать: Вода –это жизнь!


Выдвигают различные предположения.

-Самая загадочная жидкость.

- Может иметь несколько состояний.


Дают обоснование правильного ответа:

- Вода- это жидкость без вкуса ,запаха, цвета ,которая входит в состав всех существ, Вода – это часть неживой природы, Без воды все живое на земле погибнет.



4. Изучение нового материала

Включение в экспериментальную деятельность.

-А много ли мы знаем о воде, которую пьем каждый день?

Оказывается, вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше и больше интересных данных о ней.

Сейчас, я, хочу пригласить вас в наши волшебные лаборатории.

-Что такое лаборатория и чем в них занимаются?

- Правильно!

- Мы будем сегодня проводить опыты,

Потому что вода- это удивительное вещество и в этом вы сейчас сами убедитесь.

Но прежде чем занять места в наших лабораториях, давайте вспомним правила поведения в них.

Правила поведения в лаборатории.

1.Не толкаться и не мешать другому.
2.Нельзя ничего пить, не пробовать.

3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно.

При входе в класс, вы выбрали себе капельку, на которой есть цифра. Это номер лаборатории, в которой вы будите работать.

- Итак, сегодня мы с вами будем младшими научными сотрудниками, прошу занять свои места.

Надеваем форму( шапочку и перчатки)

Нацеливает на выполнение эксперимента.









Высказываются: проводят опыты, экспериментируют.











Слушают объяснения педагога.


Опыт № 1

«Прозрачность воды»

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко 1 фишку, которая лежит на столе. Что произошло? Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опускаем 2 фишку в воду. Видна там фишка? Какой можно сделать вывод на основе этого опыта?

Вывод: Вода прозрачна, а молоко нет.









Озвучивают результаты эксперимента и делают вывод: вода прозрачная.


Умение проводить аналогии и сравнения.

Знакомство с новыми понятиями.

Опыт № 2

«Капиллярность воды»

Нам потребуется вот такой цветок из бумаги и емкость с водой. Лепестки загибаем к центру. Положим цветок в воду и наблюдаем за тем, как лепестки постепенно раскрываются. Вроде бы простое движение, но так забавно, что раскрытие происходит без нашего участия.

Почему же раскрылись лепестки?

Это объясняется тем, что вода, обладающая капиллярностью, способна проникнуть в совсем небольшое пространство между волокнами бумаги, постепенно заполняя его. Получается, что бумага намокает, набухает и сгибы начинают распрямляться. В итоге мы может наблюдать за раскрытием цветка.

Капиллярность — Cappilary action Капиллярность. (1) Явление проникновения жидкости во взаимосвязанные мелкие поры и каналы в твердом материале за счет поверхностного натяжения.







Формулируют выводы наблюдений

Затрудняются ответить.

Умение слушать; умение при ответе концентрироваться на вопросе.

Проведение наблюдения.

Опыт № 3

«Яйцо и вода»

Этот опыт мы делаем коллективно.

У вас на столах стоят 2 стакана с водой.

Мы берем сырое яйцо и опускаю его в емкость с водой. Что мы наблюдаем? (Яйцо тонет).

- А теперь в другую емкость с водой мы добавим несколько ложек соли, размешаем и, в полученный насыщенный соленой раствор, опустим все тоже яйцо.

- Что мы с вами видим? (Яйцо плавает).

-  Какой мы можем сделать вывод? (Соль повышает плотность воды). Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

А где мы можем в жизни использовать свойство соленой воды удерживать тела на плаву? (Во время плавания в море).  Поэтому легче учиться плавать в морской воде, чем в пресной.

В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.



Выдвигают различные предположения:

-Тяжелое яйцо.

- Поменялась структура воды с добавлением соли.

Умение объединяться с другими детьми для достижения результата.

5.Физминутка

Снятие физического напряжения.

- Вы заметили, что наши опыты становятся все сложнее и сложнее. Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться с капелькой.

Интерактивная физ. минутка.

Выполняют танцевальные упражнения под музыку.


Формирование умения наблюдать, делать выводы.

Опыт № 5

«Течет-течет-не вытечет»

Вам понадобится:

- заточенные карандаши

- плотный полиэтиленовый пакет (желательно с застежкой)

- вода.

Демонстрация опыта.

1. Налейте в пакет воды и закройте его.

2. Держа пакет с водой, начните протыкать его карандашами, и вы заметите, что из пакета не выливается вода.

Пакет удерживает воду, хотя его несколько раз проткнули.

Почему?

Вывод:

Полиэтилен, из которого сделан пакет, эластичен. Когда мы протыкаем пакет острым карандашом, образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше диаметра грифеля, а полиэтилен легко растягивается и плотно облегает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстие.


Наблюдают за ходом эксперимента. Слушают объяснения педагога.


Выдвигают различные предположения.

Повторяют движения за педагогом.



Опыт № 6

«Лавовая лампа»

Для этого нам потребуется: - пластиковая бутылка (или прозрачная ваза или колба, пустая банка тоже подойдет) - растительное масло
- вода
- пищевой краситель
- таблетки Алка Зельтцер


В самом начале заполняем нашу бутылку (банку или вазу) на 2/3 растительным масло.


Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого красителя. А теперь самое интересное, чтобы «оживить» нашу лавовую лампу, мы кидаем четвертинку (лучше всего именно четвертинку) алка зельцера и………
Наслаждаемся чудом!

Объяснение опыта:

Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда мы бросили шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.

Ученые доказали, если смотреть на лавовую лампу 10 минут, то можно снять стресс, успокоиться.

Слушают объяснения педагога, размышляют.










Работают по группам. Проводят эксперимент. Делятся предположениями.













Проявляют интерес к исследовательской деятельности, интерес к информации, которую получает из общения.

6. Итог

Обобщение пройденного материала.

Формирование умения формулировать ответ

Выводы.

С какими новыми свойствами воды вы сегодня познакомились? О, Вода!

Жизнь без тебя на Земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота –

Незаменимая наша вода.

Просмотр видео презентации « Берегите воду»

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы, дополняют ответы.

(Прозрачность, капиллярность, плотность)

Умение выражать свои мысли в соответствии с заданием. Самооценка знаний полученных на занятии.

7.Рефлексия

Формирование способности оценивать свою деятельность.

-Я беру капельку воды (капелька сделана из гипса). Я хочу пожелать, чтобы каждый из вас имел возможность пить только чистую воду (передаю капельку ученику).

Анализируют свою деятельность.

Проговаривают свое пожелание, и передают капельку воды дальше, следующему и тд.


Самоанализ своей деятельности


Оформляют свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.