Технологическая карта урока химии по теме «Вода и её свойства» (8 класс)
РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Технологическая карта урока химии
Предмет |
химия |
Класс |
8 |
Тема урока |
Вода, ее строение и свойства |
Тип урока |
Урок ознакомления с новым материалом. |
Цель |
Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды |
Задачи |
Образовательные: ознакомить учащихся с основными физическими и химическими свойствами воды; закрепить знания о классах неорганических веществ, классификации оксидов и гидроксидов; научить определять свойства вещества (на примере воды при помощи химического эксперимента); находить объяснение аномальным свойствам воды, исходя из строения молекулы. Воспитательные: формировать умение работать в парах и; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать: определения понятиям «химические реакции», «признак химической реакции», « вещество молекулярного строения» на примере воды. Уметь: проводить опыты по определению свойства воды и описывать наблюдаемые явления; объяснять причины аномальных физических свойств воды и их значение для жизни на Земле. Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Осн. понятия |
Вещество молекулярного строения, химическая реакция, признак химической реакции. |
Межпредметные связи |
Физика, литература, биология, искусство. |
Ресурсы: |
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, Таблица растворимости, Мультимедийная установка, Документ-камера (для фиксации изображения на экран), маршрутные листы урока для учащихся, листы с тестовыми заданиями. Для химического эксперимента: 1.на столе учителя для демонстрации – установка для растворения натрия в воде, 2.на столах учащихся: лабораторный штатив для получения CO2 и растворения его в воде, штатив с пробирками, набор реактивов - металлы Zn,Cu, оксиды – BaO, CuO, SiO2, безводный CuSO4,спиртовка, спички, CaCO3 и HCl для получения CO2 , вода в стакане, индикатор. |
Форма урока |
Урок-исследование |
Технология |
Проблемное обучение |
Форма контроля |
Тестирование |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный этап (1 мин.) Личностные УУД: самооценка и готовность к уроку. Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места. |
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Озвучивает эпиграф урока – слова М.Фарадея «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». |
Приветствуют учителя, настраиваются на учебу. |
2.Этап актуализации знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5мин.) Личностные УУД: умение осознавать значимость своих знаний. Регулятивные УУД: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать. |
|
Вызов. Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии. Предлагает беседу по вопросам. -Что же такое вода? - Что отличает одно вещество от другого? -Какие бывают свойства? -Что же мы сегодня будем изучать? Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? Какие задачи вы поставите перед собой? (если ученики затрудняются, предлагает связать эпиграф и тему). |
Слушают учителя. Предлагают ответы на вопрос. Предполагаемые ответы: -Вещество -Свойства - Физические и химические - Вода, ее свойства Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. Предлагают и формулируют цели и задачи урока. |
3.Этап изучения нового материала (25 мин.) Со звонком проводится физкультминутка (1 мин) Личностные УУД: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки. Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения. Регулятивные: видеть конечный результат. Коммуникативные: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие группах. Предметные: умение проводить химические опыты, соблюдать технику безопасности при работе с химическими реактивами; составлять уравнения химических реакций, называть признаки химических реакций. |
|
Осмысление. Предлагает вспомнить свои знания о воде, полученные при изучении физики. Для этого предлагает составить «Портрет воды». Включает в беседу всех учащихся, моделирует ситуацию с неким объектом, который ничего не знает о воде («гуманоид»). Примерные вопросы: Физические свойства воды. Тип химической связи в молекуле. Тип кристаллической решетки. Предлагает выполнить Задание 1. (Приложение 1) Проблемный вопрос. -Какие химические свойства воды вы знаете? -Что нужно, чтобы ответить на вопрос? -Как можно изучить химические свойства воды. Предлагает выполнить Задание2.(10 минут на работу). Наблюдает за ходом работы, при необходимости помогает наводящими вопросами. Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой». Демонстрирует сам, просит учеников записать уравнение химической реакции. Ожидает вопроса учащихся о том, как провести реакцию разложения воды?( опыт5). Демонстрирует видеоопыт «Электролиз воды». После окончания проведенного эксперимента предлагает проверить выполненную работу: описать эксперимент, составленные уравнения выводит на экран при помощи документ-камеры. Оценивает ответы учащихся. Первичное закрепление Предлагает полученные знания представить в виде схемы-кластера (Задание3). Если ученики затрудняются выполнить задание, учитель помогает, раскрывая основной смысл нового для учеников приема (использует документ-камеру). На работу – 5 минут, проверка – 3 минуты. |
Рассказывают о воде, затем записывают физические свойства в тетрадь (выполняют Задание1) Затрудняются ответить, осознают, что не хватает знаний. -Нужно изучить химические свойства воды. -Проделать опыты и записать уравнения химических реакций Выполняют Задание 2. (работа в парах). Смотрят видеоопыт «Электролиз воды» и Опыт №3а «Взаимодействие натрия с водой» Ученики объясняют, что они делали. Что наблюдали и какие выводы сделали после проделанной работы. Слушают отвечающих. Дополняют. Сверяют правильность написания уравнений, исправляют ошибки. Составляют схему-кластер. Работают в парах. Сверяют, дополняют. |
4 . Этап рефлексии (5 мин.) Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки. Метапредметные УУД: умение делать выводы. |
|
Давайте подведем итоги урока. -Что же вы узнали нового на уроке? Давайте вернемся к началу урока и вспомним, о чем вы не смогла рассказать нашему гостю, что же такое вода? Как бы вы сейчас ответили на его вопросы? Достигли ли мы цели урока? Поставленные задачи выполнили? |
Осмысливают ответы, озвучивают их. |
5 этап. Домашнее задание (1 мин.) Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; умение оценить себя. Метапредметные УУД: умение делать выводы. Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях. |
|
Предлагает разобрать домашнее задание, но сначала послушать видео. Демонстрирует видеофрагмент «Песенки водовоза» из к/ф « Волга-Волга» (Приложение3) |
Смотрят видео. Слушают содержание домашнего задания. |
6.Этап закрепления (7мин.) Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе. Предметные УУД: соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи. Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовать работу в группе. |
|
Предлагает выполнить тест по теме урока. Применяет прием «Билетик на выход». При сдаче теста на проверку просит учеников оценить свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайл. |
Выполняют задание теста, оценивают свою работу на уроке.(Приложение 4) |
Приложения к уроку.
Приложение1.
Маршрутный лист урока (для учащихся)
Задание 1. Опишите физические свойства и строение воды, используя следующие данные:
1.агрегатное состояние; 2. цвет; 3. запах; 4. вкус; 5. плотность; 6. температуры кипения и плавления; 7. тип химической связи в молекуле; 8. тип кристаллической решетки.
Задание 2. (Работа парами)
Проделайте химические реакции согласно схемам, запишите уравнения
1.a) H2O + ВaO→ б) H2O + CuO→
2. a ) H2O + CO2→ б) H2O + SiO2→
3.а ) H2O + Na→ б) H2O + Zn→ в) H2O + Cu→
4. H2O + CuSO4 = CuSO4∙5Н2О
5. H2O→
Задание 3.Составление схемы-кластера.
Задание 4. Запишите домашнее задание. Творческое задание*: Написать эссе о значении воды в природе и жизни человека.
Задание 5. Выполните задания теста «Билетик на выход». Оцените свою работу на уроке. Выберите подходящий смайл и зарисуйте его в тетради.
У меня все получилось, я доволен уроком
У меня почти все получилось, но я делал ошибки
У меня было много ошибок, мне нужна помощь
Приложение 2.
«Зловредные» стишки в стиле Г.Остера для повторения правил по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
Указаний учителя не ожидай,
Хватай реактивы и работать начинай.
Вдруг пожар, или потоп, иль пролилось что-то,
Ты учителю – молчок! Не его забота.
Что в пробирке – неизвестно,
Зато очень интересно:
Сладкий, горький иль соленый
Получили реактив?
Вот попробуем и скажем,
Вкусно это или нет!
Приложение 3.
Приложение 4.
Тест для учащихся по теме урока