Урок технологии в 5 классе «Технологический узел. Понятие модели»

4
0
Материал опубликован 19 August 2020

Технологическая карта урока технологии

Технология,5 класс

Урок № 31 (2 четверть)

Урок по теме: «Технологический узел. Понятие модели».

Цель: знакомство с понятиями, как «узел» и технологическими узлами, модели.

Задачи урока:

Образовательная: формировать знания о технических узлах, о видах узлов в технике вязания морских узлов, и о модели.

Развивающая: развивать мышление, воображение, внимание, память при вязании узлов.

Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, культуры труда, ответственность, усидчивость, терпение.

Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, доска.

Материалы: веревка 25-30 см., карточки со схемами морских узлов.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.

Термины: «технологический узел», «модель», «морской узел».

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

-повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы,

-на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетическоговкусапривыполнении творческой работы;

-духовно-нравственное развитие детей посредством формирования уважительного отношения к своей работе.

Регулятивные УУД:

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- вырабатывать способность различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

-развивать способность смыслового восприятия узловых значений, не только в технике, но и в декоративно-прикладном искусстве;

-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

-задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

-адекватно оценивать свою творческую работу.


Ход урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Организационный момент.

- подготовка рабочего места (учебные принадлежности: тетради по технологии, ручка, веревка бельевая)

- повторение правил т/б на уроках технологии.

Обучающиеся готовы к уроку.


Рассказывают т.б.на уроках технологии.

Личностные - подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта

2. Введение в тему урока.

Мотивация.

Тема, постановка целей и задач урока.

Целеполагание и мотивация

Учитель организует совместное целеполагание и первичную мотивацию учащихся на основе прослушивания стихотворения современной молодей поэтессы Атаевой Е.

- Для того чтобы узнать тему урока.

УЗЕЛОК

(Читает 1 ученик)

Завяжу себе на память узелок,

Чтобы не забыть о самом главном.

Чтобы вспомнить мне потом помог,

Об обещанном и очень важном.

(Читает 2 ученик)

Ниточку на пальчик накручу...

Меня бабуля так всегда учила,

А когда на узелок я посмотрю,

Вспомню, что мне надо сделать было.


(Читает 3 ученик)

Вспомню я не только о делах,

О своей бабуле сразу вспомню.


Учитель: прослушав стихотворение, кто скажет, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об узелках).


Учитель: я вам задам такой вопрос, «Что такое узел?»

- Кто ответит? (ответы учащихся)

Учитель: и как вы понимаете, такое слово, как «модель»? Подумайте в паре и дайте по одному ответу с каждого ряда.


- Итак, и тема сегодняшнего урока будет звучать….предложите свои варианты (предположительные ответы учащихся).

Тема урока: «Технологический узел. Понятие модели».

Учитель: исходя из названия темы урока, что мы будем сегодня изучать?





- Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?

- Чтобы достичь цели урока, какую работу мы должны выполнить?

Будем учиться вязать узлы.

Рассказывают стихотворение.



























Учащиеся внимательно слушают учителя, определяют тему и цель урока.


Отвечают на поставленный вопрос.

Думают, высказывают свой вариант ответа.

Предположительные ответы учащихся: про узлы и модели.


Отвечают на поставленный вопрос:что такое узел и модель, какие они бывают;

затрудняются ответить

Узлы понадобятся в жизни, например в походе, да, просто завязать шнурки на кроссовках

Личностные - Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)

3.Изучение нового материала «Технологический узел. Понятие модели».


Учитель: для начала узнаем, что такое узел и какие они бывают.(Просмотр презентации).Бывают в…

Коммуникации

Железнодорожный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий.

Узел связи — пункт распределения почтовых отправлений, а также соединения и подключения линий связи.

Санузел — место для санитарных и гигиенических процедур.

Теплоузел

это индивидуальный тепловой пункт, такой есть обязательно  в каждом  здании.

Следующий раздел, где присутствует узел.

Наука и техника.

Узел (сборочная единица) — детали, собранные в одно целое.

Узел (сборочная единица) — изделие, составные части которого (детали) подверглись соединению между собой сборочными операциями на предприятии-изготовителе.

Узел, в зависимости от конструкции, может состоять из отдельных деталей или узлов и деталей.

Узел (ботаника) — участок стебля, на котором образуются боковые органы.

Узел цепи (электроника) — точка соединения нескольких проводников в электрической схеме.

Узел (теория электрических цепей) — место соединения трёх и более ветвей.

Узел сети — устройство, соединённое с другими устройствами как часть компьютерной сети.

В итоге, узел — метод для соединения и защиты линейного материала, например, верёвки, при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков верёвки, струнытесьмыбечёвкиремня и других деталей, сплетённых в цепь так, что они соединены между собой и/или с объектом-грузом. Узлы интересны своим древним происхождением, своими практическими применениями, например: письменность была на узелках.


И рассмотрим кратко о понятии «модель».

Моде́ль (фр. modèle от лат. modulus «мера, аналог, образец») – это понятие может иметь широкое значение и существует во многих областях деятельности человека.

Модель - это упрощенное подобие реального объекта.

Модели могут быть разделены на два больших класса:

материальные и информационные.

Нас сейчас интересует материальная или предметная модель, которая воспроизводит геометрические, физические, химические, биологические свойства объектов в материальной форме.

Примерами материальных моделей являются: глобус, макет застройки микрорайона, чучело животного, игрушки, изображение людей или машины.

Смотрят презентацию, внимательно слушают.

Познавательные - развивать способность смыслового восприятия информации;

-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

4.

Физминутка

- Выполняют физические упражнения;

- Выполняют физические упражнения;

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

5. История морских узлов. (Выход на практическую деятельность)

Сегодня мы с вами будем выполнять творческую работу, связанную с узлами. А узлы необычные, а морские!

Вязать морские узлы – целое искусство, без которого в дальние странствиях делать нечего. И сегодня мы вместе подготовиться к путешествию на все 5 узлов.

Но послушайте небольшую предысторию о морских узлах.

На флоте даже в век электроники и ядерных двигателей сохранилось уважительное отношение к морскому узлу.

Заметим сразу: для морской практики не годятся те испытанные соединения, которыми мы пользуемся в быту для завязывания шнурков и веревок. Морской узел — конструкция особая. В нем сочетаются простота и надежность. Они быстро вяжутся и легко — одним рывком — развязываются.

Знать узел и уметь быстро его вязать — две главные вещи. Вязка узлов — дело сугу­бо индивидуальное. Один и тот же узел раз­ные люди вяжут по-разному.

Хорошо подготовленный боцман (Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира,)на парусном корабле Российского флота мог вязать самые сложные узлы в считанные секунды. Не отставали от него и старослу­жащие матросы, работавшие с парусами и снастями бегучего такелажа. С закатом эры парусного флота некоторые слишком торопливые умы поспешили объявить боцманское ремесло безвозвратно уста­ревшим. Но вот уже прошло полтора сто­летия, как мы расстались со старым парус­ным флотом, а морской узел, как и преж­де, верой и правдой служит флотскому люду. И не только на надводных кораблях, но и на подводных лодках, где, как извест­но, нет, ни мачт, ни бегучего такелажа, да и само плавание проходит все время под водой. И тем не менее ни один командир атомохода без канатов и тросов в море не выйдет. Не с чем потом будет швартовать­ся. Да и в океане случись что — без линя, каната, троса не обойтись, а значит — и без узла.

Словом, узел — штука серьезная. И не только потому, что согласно нормам тех­ники безопасности он должен выдержи­вать четырнадцатикратную нагрузку. Здесь, как говорится, все понятно: требо­вания есть требования. Но вот некоторые патриоты морского дела, проведя научные исследования, пришли к выводу, что изоб­ретение узла значило для флота больше, чем изобретение колеса для всего прочего транспорта. И, наверное, они от истины недалеки. Ибо сегодня повсюду во флоте, куда ни кинь взгляд, используются морс­кие узлы.

Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится муд­рость многих предыдущих поколений мо­ряков всех стран. Эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.
Даже о крепкой дружбе моряки гово­рят как о связанной морским узлом.




Внимательно слушают.



































































Познавательные - развивать способность смыслового восприятия информации;


6. Самостоятельная работа учащихся

Учитель организует самостоятельную работу учащихся. Учитель: часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:
1)
коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2)
ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов. Учитель: я вам раздам схемы вязания основных морских узлов, рассмотрите их внимательно и повторите, как на этих карточках. Основные морские узлы

t1597838756aa.jpgБеседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку.
Как завязать беседочный узел:
1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
 

t1597838756ab.gifВосьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. 

Как завязать узел восьмёрка:
1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;

t1597838756ac.jpgt1597838756ad.jpgПрямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. 
Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны. 

Простой штык(здесь вместо палки, можно использовать карандаш или ручку) – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

t1597838756ae.jpgКоролевский узел (простой узел).

Применение простого узла весьма обширно. С зарождения цивилизации древние пещерные люди использовали простой узел для крепления и изготовления первых простейших инструментов земледелия, Позднее применялся в одежде, для закрепления на теле набедренных повязок.

Простой узел самый маленький из всех морских узлов и при сильном затягивании его довольно трудно развязать. Современные моряки отказались от использования на корабельных тросах простого узла в связи с тем, что его после сильной нагрузки не только трудно развязать, но и то, что простой узел из-за сильного перегиба троса, снижает его прочность.

В современном мире простой узел используется практически везде. Мы завязываем шнурки узлом на основе простого, в магазине продавец завязывает пакет со сладостями простым узлом, домохозяйка зашивая одежду применяет на нитке простой узел.

Позднее простой узел с развитием человечества стал применяться как основной элемент многих других морских узлов.

Старайтесь выполнять узлы внимательно. Кто выполнить эти 5 узлов, получать схему более сложного элемента морского узла.

Вовремя выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приемов вязания узлов;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

контроль объема и качества выполненной работы.

Учащимся, которые выполнили простые узлы, можно выдать схемы с усложненными видами узлов.

Выполняют творческую практическую работу по карточкам.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату;

Познавательные - развивать способность смыслового восприятия информации;

-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии

7. Подведение итогов урока.

Рефлексия.





Выставление оценок за работу на уроке.

- я познакомился (лась)с ...
- было непросто ...

- я добился (лась) ...
- у меня получилось ...
- хотелось бы ...
- мне запомнилось ...
- я попробую ...


Продолжают свою версию ответа

Регулятивные УУД:

- анализировать результат творческой деятельности

Коммуникативные УУД:

- осуществлять учебное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль


8.Домашнее задание.

Найти схему двух-трех морских узлов (которые не проходили на уроке).

Записывают домашнее здание.


9. Уборка рабочих мест.

Урок окончен. Убираем все со стола.

До свидания, дорогие ребята!

Убирают свои рабочие места.




Источники материала из интернета:


Стихи Атаева Еленаhttps://poembook.ru/poem/1603139

https://history.wikireading.ru/321069 - Откуда и что на флоте пошло Дыгало Виктор Ананьевич (ВикиЧтение)

http://proboating.ru/articles/howto/boating-knots/ основные морские узлы


12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.