Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе

1
0
Материал опубликован 25 February 2022 в группе

Презентация технологии развития критического мышления
PPTX / 959.87 Кб

/data/files/v1645771080.pptx (Презентация технологии развития критического мышления)Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

на уроках в начальной школе

« Мысли роятся в голове только когда у них есть выход на простор»

Аврелий Марков


«Что же такое критическое мышление?» Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Критическое мышление формируется в том случае, если на уроках дети перестают быть пассивными слушателями, а превращаются в настоящих исследователей. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности.

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы. Базовая модель технологии критического мышления состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии («введение – основная часть – заключение»).

Остановимся подробнее на этапах ЧПКМ и их функциях. Итак:

Первый этап – вызов – задачи (функции) которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

создать структуру последующего процесса изучения материала.

Второй этап – осмысление – поиск путей решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

получение новой информации;

ее осмысление (необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят связи между старыми и новыми знаниями, для создания нового понимания;

поддержание активности, интереса, созданного во время фазы вызова.

Третий этап-размышление: (рефлексия)

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе существенно повышается эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.

Приём «Кластер»

 Кластер является наиболее популярным из современных методов, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при работе с текстом. Последовательность действий при построении кластера:

1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является основой текста.

2.      Вокруг вписывать слова или предложения, факты, образы, подходящие к данной теме. (Модель «планета и ее спутники»).

Разбивка на кластеры может быть использована до изучения темы  с целью мотивации мыслительной деятельности или по итогам прохождения материала для систематизации информации. Пример.(Слайд )

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. Читаю вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока остается пустой.

1

2

3

4

5

6

7















В течение урока дети обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

Приём «Корзина идей»

t1645770854aa.gift1645770854aa.gifГрупповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. На доске фиксируются все высказывания. Затем идёт подведение итогов работы групп. На уроке предстоит найти научный ответ.

 Приёмы «Таблица» использую на стадии «Осмысление»

       Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации. Это заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста; построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

 Упражнение «Двойной дневник» особенно полезно, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома. При оформлении «Двойного дневника» лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, цитаты, которые произвели наибольшее впечатление. С правой стороны предлагается дать комментарий: почему учащийся выписал именно эту цитату, на какие мысли она навела?

Выписки из текста

Вопросы и комментарии




         

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Такой прием заставляет быть более внимательным при чтении, вдумчиво вчитываться в содержание.

Заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». 

До знакомства с текстом самостоятельно или в группе учащиеся заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), заполняется графа «Узнал».

Подводятся итоги, сопоставляется содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал





Такие сравнительные таблицы могут стать основанием будущей дискуссии,

в результате которой учащиеся приходят к общему выводу.

Интересный прием — «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Прием охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия и часто используется мной на уроках литературного чтения.  На стадии вызова обсуждается заглавие произведения, иллюстрация к тексту или эпиграф к уроку. Заранее разбиваю текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным и давал простор для воображения. "Что же будет дальше?"

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос — "Что будет дальше?" следующим.

На стадии рефлексии  следует проанализировать предположения учащихся.

Учащиеся должны логически обосновать свои предположения.

Заключительная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подборки пословиц. Класс делю на группы и для каждой подбираю свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — выполняют иллюстрации к тексту, третьим можно предложить переписать концовку рассказа или придумать продолжение и т.д.

Использую таблицу толстых и тонких вопросов. Тонкие вопросы – это вопросы, ответ на который не требует рассуждения, ответ лежит на ладони. Толстые вопросы – это вопросы, ответ на который требует доказательства. Ученик должен рассуждать, отвечая на него. На слайде вы видите примеры вопросов, которые употребляются чаще всего. На следующем слайде вы видите примеры толстых и тонких вопросов, которые используются на уроке литературного чтения, разбирая сказку братьев Гримм «Маленькие человечки»

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого мышления. Для проведения «Учебного мозгового штурма» обычно класс делится на три группы.

Первый этап - создание банка идей. Принимаются и фиксируются на доске любые  предложения

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить идеи.

Третий этап - выбор наиболее рациональных решений.

Учитель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит задания для обсуждения в группах, консультирует, контролирует время и порядок выполнения плана.

Приём «Синквейн» использую на стадии «Рефлексия»

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним существительным.

Вторая строка состоит из двух прилагательных, раскрывающих основную тему, описывающих ее.

В третьей строчке три глагола или деепричастия, посредством которых описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.

Четвертая строка — это целая фраза, при помощи которой высказывается отношение к теме. Это может быть предложение, крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, синоним к теме стихотворения.


Зоопарк

Живой, разнообразный

Знакомит, показывает, удивляет

Зверей планеты всей объединяет

Зверинец.

Заключение

Креативная педагогика помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учеников, поощрять их активность и самостоятельность, развивать стремление к обучению и самообучению, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Хочется закончить словами Конфуция, китайского философа.

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю


Гарипова Л.В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории. МКОУ «Юлдусская СОШ им.Х.Г.Гизатуллина»

Список используемой литературы

С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004г.

Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации