Статья «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках физики и во внеурочное время»
Реализация технологии развития критического мышления
через чтение и письмо на уроках физики и во внеурочное время
Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию обучающихся, более устойчивую, чем внешнюю.
Современного ученика необходимо мотивировать к познавательной деятельности. Именно технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию информационной культуры учеников, культуры работы с текстом, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы.
Кроме того, на уроках физики учитель должен научить ученика решать задачи. Успех поиска способа решения задач во многом зависит от наличия информации по физике и математике. Чтобы решать задачи по физике, нужно знать теоретические основы, владеть математическими знаниями и умственным поиском решения, знать, с чего начать и что делать в случае затруднений. Для этого необходимо «переработать» информацию.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Приёмы технологии развития критического мышления
Приемы образовательной технологии развития критического мышления российские педагоги и исследователи С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили в виде трех этапов (трёх стадий): вызова, осмысления содержания и рефлексии (таблица 1)
Таблица 1. Структура технологии развития критического мышления
(по: Стил Дж. , Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., 1997)
Технологические этапы | ||
I стадия | II стадия | III стадия |
Вызов: | Осмысление содержания: | Рефлексия: |
- актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка обучающимся собственных целей обучения. | - получение новой информации; - корректировка обучающимся поставленных целей обучения. | - размышление, рождение нового знания; - постановка обучающимся новых целей обучения. |
Данная структура подкреплена методическими приемами, связанными с технологией развития критического мышления (таблица 2).
Таблица 2. Структура урока по технологии РКМЧП
Задачи этапа (стадии) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Возможные приемы и методы |
Этап (стадия) вызова | |||
1. Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме 2. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников 3.Побудить обучающихся к активной работе на уроке и дома | - задает вопросы с целью актуализации имеющихся у школьников знаний - использует приемы технологии для создания мотивации изучения темы | - вспоминают, анализируют и систематизируют имеющиеся знания по данной теме - задают вопросы, на которые хотят получить ответы - строят предположения | Табличный Мозговой штурм «Толстый» и «Тонкий» вопросы Терминологический Мини-сочинение Перепутанные логические цепочки Верные и неверные утверждения |
Этап (стадия) осмысления | |||
1.Способствовать в получении и осмыслении новой информации 2.Помочь соотнести новую информацию с собственными знаниями 3.Поддержать активность, интерес к инерции движения, созданных во время фазы вызова. | - организует работу обучающихся по освоению новой информации - использует возможные приемы технологии | - осваивают информацию, используя предложенные учителем активные методы работы | «ИНСЕРТ» - активное чтение (чтение с маркировкой, пометки на полях при чтении текста: «V» – уже знаю, «+» - новая информация, « - » - противоречит взглядам, «?» - хочу узнать подробнее) «фишбоун» (метод активного чтения) Чтение с остановками Рассказ учителя, обучающихся Использование ЦОР Взаимоопрос Взаимообучение Табличный Плюс-минус-вопрос Концептуальная таблица |
Этап (стадия) рефлексии | |||
1.Побудить обучающихся к целостному осмыслению полученной информации 2.Способствовать формированию у каждого обучаюшегося собственного отношения к изучаемому материалу. | - организует аналитическую деятельность обучающихся на основе возможных приемов технологии | - соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления - классифицируют и систематизируют полученную информацию - обмениваются мнениями - анализируют собственные мыслительные операции и чувства - дают самооценку | Составление кластера Заполнение таблиц Денотантый граф Составление синквейна Написание эссе Выполнение творческих, практических, исследовательских заданий |
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо
в процессе преподавания физики в 7-9 классах
Уроки, построенные по технологии РКМЧП, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Это позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения его личностное начало. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.
На уроках физики в 7 классах при изучении темы «Трение в быту и технике» применяю прием «Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания определяю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника обучающиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.
Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе, «Тепловые явления» в 8 классе, «Звуковые явления» в 9 классе на стадии рефлексии.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Существует ли диффузия в твердых телах? | Почему запахи пахучих веществ быстрее распространяются в спокойном воздухе, а краситель (например, синька) в спокойной воде распространяется медленнее? |
Зависит ли скорость диффузии от температуры? | Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? |
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? | Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? |
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? | Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? |
Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна изготовлена из алюминия, другая – из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в нее жидкость? | Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги? |
От какой физической величины зависит : а) высота тона; б) громкость звука? | С какой целью композиторы убирают ковры, мягкую мебель из дома? |
После ответа на «тонкие» вопросы переходим к обсуждению «толстых» вопросов.
Прием «Верные и неверные утверждения» («Веришь - не веришь») часто применяю на уроках физики, при проведении внеклассных мероприятий по физике при соревновании команд, которым требуется ответить на вопрос быстро (на стадии рефлексии обучающиеся должны дать ответ: «да» или «нет»). Например, (тема «Взаимодействие молекул»)
1. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).
2.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, так как промежутки между молекулами становятся больше (да).
3.Молекула – мельчайшая частица вещества (да).
4.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
В 8 классе при изучении темы «Тепловые явления» использую рассказы с ошибками, где нужно найти неверные утверждения. Например, «Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло…». После прочтения текста ищем ошибки, объясняем неверные утверждения.
Приведу пример использования приема «Синквейн» на уроках физики на стадии рефлексии учебного материала при изучении темы «Электричество»:
Примеры ответов детей:
1. Электричество
2. освещающее, мощное
3. освещает, согревает, бежит
4. электричество бежит по проводам
5. электроэнергия
1. Электричество
2. невидимое, греющее
3. светит, греет, помогает
4. электричество – причина комфорта и уюта
5. жизнь
Результаты работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса.
Использование технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции обучающихся. Повышается мотивация школьников к учению, а самое главное - качество образования.
Список использованных источников и литературы:
1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003