12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хорошева Елена Владимировна880
Педагогический стаж - 28 лет, первая квалификационная категория
Россия, Ярославская обл., Ярославль

  Реализация технологии развития критического мышления
через чтение и письмо на уроках физики и во внеурочное время


Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию обучающихся, более устойчивую, чем внешнюю.

Современного ученика необходимо мотивировать к познавательной деятельности. Именно технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию информационной культуры учеников, культуры работы с текстом, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы.

Кроме того, на уроках физики учитель должен научить ученика решать задачи. Успех поиска способа решения задач во многом зависит от наличия информации по физике и математике. Чтобы решать задачи по физике, нужно знать теоретические основы, владеть математическими знаниями и умственным поиском решения, знать, с чего начать и что делать в случае затруднений. Для этого необходимо «переработать» информацию.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Приёмы технологии развития критического мышления

Приемы образовательной технологии развития критического мышления российские педагоги и исследователи С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили в виде трех этапов (трёх стадий): вызова, осмысления содержания и рефлексии (таблица 1)

Таблица 1. Структура технологии развития критического мышления

(по: Стил Дж. , Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., 1997)

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление содержания:

Рефлексия:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка обучающимся собственных целей обучения.

- получение новой информации;

- корректировка обучающимся поставленных целей обучения.

- размышление, рождение нового знания;

- постановка обучающимся новых целей обучения.

Данная структура подкреплена методическими приемами, связанными с технологией развития критического мышления (таблица 2).

Таблица 2. Структура урока по технологии РКМЧП


Задачи этапа (стадии)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Возможные приемы и методы

Этап (стадия) вызова

1. Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме

2. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников

3.Побудить обучающихся к активной работе на уроке и дома

- задает вопросы с целью актуализации имеющихся у школьников знаний

- использует приемы технологии для создания мотивации изучения темы


- вспоминают, анализируют и систематизируют имеющиеся знания по данной теме

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы

- строят предположения

Табличный

Мозговой штурм

«Толстый» и «Тонкий» вопросы

Терминологический

Мини-сочинение

Перепутанные логические цепочки

Верные и неверные утверждения

Этап (стадия) осмысления

1.Способствовать в получении и осмыслении новой информации

2.Помочь соотнести новую информацию с собственными знаниями

3.Поддержать активность, интерес к инерции движения, созданных во время фазы вызова.

- организует работу обучающихся по освоению новой информации

- использует возможные приемы технологии


- осваивают информацию, используя предложенные учителем активные методы работы


«ИНСЕРТ» - активное чтение (чтение с маркировкой, пометки на полях при чтении текста: «V» – уже знаю, «+» - новая информация, « - » - противоречит взглядам, «?» - хочу узнать подробнее)

«фишбоун» (метод активного чтения)

Чтение с остановками

Рассказ учителя, обучающихся

Использование ЦОР

Взаимоопрос

Взаимообучение

Табличный

Плюс-минус-вопрос

Концептуальная таблица

Этап (стадия) рефлексии

1.Побудить обучающихся к целостному осмыслению полученной информации

2.Способствовать формированию у каждого обучаюшегося собственного отношения к изучаемому материалу.


- организует аналитическую деятельность обучающихся на основе возможных приемов технологии


- соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

- классифицируют и систематизируют полученную информацию

- обмениваются мнениями

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства

- дают самооценку

Составление кластера

Заполнение таблиц

Денотантый граф

Составление синквейна

Написание эссе

Выполнение творческих, практических, исследовательских заданий



Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо
в процессе преподавания физики в 7-9 классах

Уроки, построенные по технологии РКМЧП, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Это позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения его личностное начало. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.

На уроках физики в 7 классах при изучении темы «Трение в быту и технике» применяю прием «Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания определяю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника обучающиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе, «Тепловые явления» в 8 классе, «Звуковые явления» в 9 классе на стадии рефлексии.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Существует ли диффузия в твердых телах?

Почему запахи пахучих веществ быстрее распространяются в спокойном воздухе, а краситель (например, синька) в спокойной воде распространяется медленнее?

Зависит ли скорость диффузии от температуры?

Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше?

Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества?

Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна изготовлена из алюминия, другая – из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в нее жидкость?

Почему в холодной комнате прежде всего мерзнут ноги?

От какой физической величины зависит : а) высота тона; б) громкость звука?

С какой целью композиторы убирают ковры, мягкую мебель из дома?


После ответа на «тонкие» вопросы переходим к обсуждению «толстых» вопросов.

Прием «Верные и неверные утверждения» («Веришь - не веришь») часто применяю на уроках физики, при проведении внеклассных мероприятий по физике при соревновании команд, которым требуется ответить на вопрос быстро (на стадии рефлексии обучающиеся должны дать ответ: «да» или «нет»). Например, (тема «Взаимодействие молекул»)

1. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).

2.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, так как промежутки между молекулами становятся больше (да).

3.Молекула – мельчайшая частица вещества (да).

4.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

В 8 классе при изучении темы «Тепловые явления» использую рассказы с ошибками, где нужно найти неверные утверждения. Например, «Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло…». После прочтения текста ищем ошибки, объясняем неверные утверждения.

Приведу пример использования приема «Синквейн» на уроках физики на стадии рефлексии учебного материала при изучении темы «Электричество»:

Примеры ответов детей:

1. Электричество
2. освещающее, мощное
3. освещает, согревает, бежит
4. электричество бежит по проводам
5. электроэнергия

1. Электричество
2. невидимое, греющее
3. светит, греет, помогает
4. электричество – причина комфорта и уюта
5
. жизнь


Результаты работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса.

Использование технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции обучающихся. Повышается мотивация школьников к учению, а самое главное - качество образования.


Список использованных источников и литературы:

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.