Статья «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» называют базовую модель обучения (вызов - осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов. Разработана технология американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что студент сам конструирует процессе обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития и определяет конечный результат. Самостоятельная постановка цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические умения. Таким образом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков;
- ответственности за знание.
Основу технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия (размышление)», которая позволяет студентам помочь в определении цели обучения, осуществить активный поиск информации и сделать вывод о том, что узнали.
На стадии вызова в сознании обучающихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. При этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучающихся в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.
На стадии вызова используются приемы: «мозговой штурм», «составление списка известной информации», «составление рассказа по ключевым словам», «графическая систематизация материала: кластеры, таблицы».
На стадии осмысления (realization) обучающийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений.
На стадии рефлексии обучающийся закрепляет новые знания и активно перестраивает собственные представления, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте.
В рамках базовой модели «Вызов-Осмысление-Размышление» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного обучения, стратегии проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.
|
Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы
|