Статья «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

3
0
Материал опубликован 20 May 2019 в группе

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» называют базовую модель обучения (вызов - осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов. Разработана технология американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что студент сам конструирует процессе обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития и определяет конечный результат. Самостоятельная постановка цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого обучающегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические умения. Таким образом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков;
  • ответственности за знание.

Основу технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов – осмысление – рефлексия (размышление)», которая позволяет студентам помочь в определении цели обучения, осуществить активный поиск информации и сделать вывод о том, что узнали.

На стадии вызова в сознании обучающихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. При этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучающихся в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.

На стадии вызова используются приемы: «мозговой штурм», «составление списка известной информации», «составление рассказа по ключевым словам», «графическая систематизация материала: кластеры, таблицы».

На стадии осмысления (realization) обучающийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений.

На стадии рефлексии обучающийся закрепляет новые знания и активно перестраивает собственные представления, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте.

В рамках базовой модели «Вызов-Осмысление-Размышление» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного обучения, стратегии проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.

 

Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы

Стадия

Деятельность преподавателя. Задачи данной стадии.

Действия  обучаемых

Возможные приемы

и методы

1.    Вызов

Информация, полученная на этой стадии от студентов, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально,  в парах, в группах, на аудиторию.

·      овладение навыками общения

·      активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;

·      активизация каждого обучаемого;

·      вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения

 

·      анализируют собственные знания по заданной теме

·      систематизируют информацию до ее изучения

·      демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи

·      задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ

 

·      составление списка «известной информации»

·      рассказ-предположение по ключевым словам

·      графическая систематизация материала: кластеры, таблицы

·      верные и неверные утверждения

·      перепутанные логические цепочки и т.д.

II.Осмысление (Реализация смысла)

Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал учебника), работа ведется индивидуально

·      поддержание интереса, активности и инерции движения, созданного во время стадии «Вызов»;

·      поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания;

·      создание условий для активного восприятия новой информации.

·      вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты),

·      используя предлагаемые учителем активные методы чтения;

·      делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

 

·      маркировка с использованием значков: “Ú” “+”, “-“, и “?”

·      ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы и т.д.

·      поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Ш. Размышление

(Рефлексия)

Происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации, работа ведется на аудиторию - в группах - в парах - индивидуально.

·      возвращение к предыдущим представлениям

·      активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений);

·      закрепление полученных знаний   и формирование долговременного знания;

·      создание нового смысла (присвоение знаний), «который соотносится с моими представлениями» через творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

·      соотносят “старую” информацию с “новой”;

·      стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию);

·      свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями);

·      анализируют собственные мыслительные операции

·      заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

·      возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

·      ответы на поставленные вопросы;

·      организация устных и письменных круглых столов и дискуссий;

·      написание творческих работ: синквейнов, эссе;

·      исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации