12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
maria14
0

Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах

Шихова Мария Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы»

Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

на уроках литературного чтения в начальных классах


Аннотация.

В статье раскрывается современный подход к развитию мыслительных операций на уроках литературного чтения в начальных классах через методику «Шесть шляп мышления» из технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Материал статьи нацелен на выявление эффективных приемов развития анализа и синтеза информации, получаемой из различных источников. В работе представлен фрагмент урока по литературному чтению с использованием данной методики на практике.

Ключевые слова: развитие мыслительных операций, технология развития критического мышления, анализ и синтез информации, мышление.


Личность человека характеризуется его культурой. Для каждого определенного века свойственен свой тип личности, который отражает не только культуру и мировоззрение народа того времени, но и индивидуальные особенности. Что представляет из себя личность XXI века?

XXI век зарекомендовал себя, как время новых технологий и возможностей. Наука достигла небывалых высот в медицине, технике и многих других сферах. Общество стремительно раскручивает спираль развития человечества. Возможности человека становятся практически неограниченными при минимальных трудозатратах. Использование информационных ресурсов в различных сферах жизни значительно повлияло на наше представление об идеале личности.

XXI век оставил неизгладимый отпечаток на личности этого времени. Исчезли многие морально-этические рамки в сознании человека - он стал более раскрепощенным и открытым. Поменялись ценности и точка мировоззрения, исчезли простые ограничения «Что такое хорошо и что такое плохо…». Появилась многогранность мышления и интегративность логических связей, что связано с большим объемом окружающей нас информации.

Основным показателем личности человека навсегда останется мыслительные операции. Долгое время считалось, что школа учит читать, писать и считать. По мере развития общества ученые все чаще стали задаваться вопросом, а чему же мы все-таки учим наше молодое поколение. Вот и мы задались этим вопросом. Проведя небольшое анкетирование в нашем классе, на тему «Нужна ли нам учеба в школе?», выяснилось, что большинство детей не понимает, для чего нужна школа. По - мнению одной из учениц нашего класса, «… сейчас любую информацию можно найти в интернете, включая видео на различные темы. На уроках иногда мы знаем больше, чем учитель. Вообще не понимаем, зачем нужно учить что-то, если нам это в жизни не пригодится. А для общего развития можно и с интернета списать…».

Обдумав, это мнение, мы пришли к выводу, что, в первую очередь, сегодня школа учит не просто слышать и видеть информацию, а оперировать различными приемами владения ей. Обратимся к теории: что из себя представляет мышление?

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Говоря обобщенно, мышление – это высший этап обработки информации, включающий в себя такие этапы как анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

На данный момент существует много различных технологий развития мыслительных процессов. Одной из прогрессивных образовательных технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология возникла в США в 80-е годы XX столетия, в России же стала известна с конца 90-х годов. В основу технологии развития критического мышления через чтение и письмо положены идеи Ж. Пиаже [3] об этапах умственного развития детей; Л.С. Выготского [1] о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения с общим развитием ребенка; К. Поппера [4] об основах формирования и развития критического мышления. Заслуга данных разработчиков в том, что они смогли переложить базовую теорию на «язык» практики.

Критическое мышление – это способность человека анализировать информацию, синтезировать важные моменты, делать выводы и применять результат в стандартной и нестандартной ситуации.

Технологии развития критического мышления присущи три этапа: вызов (активизация и мотивация мыслительных процессов); осмысление (получение новой информации, анализ и синтез); рефлексия (обобщение данной информации, соотношение с тем, что уже знали, формирование собственного отношения).

При таком подходе происходит реализация связей в рамках одного предмета или же метапредметные связи. Ребенок сам структурирует свои знания и полученную информацию, вычленяя необходимые факты.

Самыми известными приемами данной технологии являются кластер, таблица «Верю – не верю», таблица «Что мы знали - что узнали нового», маркировочная таблица, взаимоопрос, двойной дневник, эссе, дискуссии, синквейн, корзинка идей, бортовой журнал и тд. Каждый из этих приемов применяется на определенном этапе технологии. Так, например, прием таблица «Что мы знали – что узнали нового» применяется на этапе осмысления новых знаний при анализе и синтезе полученной информации. А прием дискуссия чаще всего используется на заключительном этапе рефлексии.

Хотелось бы акцентировать внимание на одной методике данной технологии. «Шест шляп мышления» - это система организации мыслительных процессов в соответствии с использованием шести цветных шляп. Методика разработана Эдвардом Де Боно [2]. Методика позволяет более детально структурировать групповой мыслительный процесс и индивидуальный.

В качестве предпосылки к созданию методики «Шесть шляп мышления» послужила идея о том, что во время мышления наше сознание преодолевает препятствие в виде стихийности течения мыслей. Наши мысли в процессе восприятия смешиваются с эмоциями, преображаются в воспоминания, стремления, проходят сферы разочарований, сомнений, недоверия, творческими замыслами. Все это нередко мешает эффективному восприятию и анализу информации. Методика Эдварда Де Боно позволяет разделить режим мышления на шесть направлений. В каждом режиме различаются те или иные аспекты вопроса (негативное отношение, определение фактов, положительное отношение, эмоциональная окраска, обсуждение и вариативность, творческий подход к решению проблемы). Сознательный выбор одного из режимов позволит сфокусировать внимание на конкретном вопросе и рассмотреть проблему с определенного ракурса.

Каждый режим соотнесен с определенным цветом. В качестве примера может выступить чувствительность к «несовпадению» стимулов как основа критического мышления, которое является корнем отрицательного суждения и оценивает тот или иной факт (явление).

Синяя шляпа – это управление, обсуждение. В это шляпе участники обсуждают сам мыслительный процесс.

Белая шляпа – это информация и факты. В этой шляпе участники синтезируют информацию и вычленяют доступные и известные факты в противовес неизвестным.

Красная шляпа – это эмоции и чувства. В этой шляпе участники дают высказывания, основанные на их эмоциональных и интуитивных переживаниях.

Черная шляпа – критическое, негативное суждение. Участники указывают на негативные моменты (возможные риски, опасности, препятствия), выявляется критическое мышление в поиске решения проблем.

Желтая шляпа – это оптимизм. Участники высказывают положительные суждения, выявляя преимущества данного вопроса (позитивные предпосылки, ожидания).

Зеленая шляпа – это креативность и творчество. Участники подходят к вопросу с другой стороны (полет мысли, провокационные решения, исследования, необычные творческие идеи).

Возможности использования данной методики в 4 классе представлены фрагментом урока по литературному чтению на этапе первичного закрепления материала (при работе с текстом).

Тема урока: Изучение творчества В.Ю. Драгунского на рассказе «Главные реки».

Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве В.Ю. Драгунского по средствам рассказа «Главные реки».

Планируемые результаты: развивать навык разных техник чтения (чтение вслух, чтение про себя, чтение в полголоса и т.д.), воспринимать на слух художественное произведение, анализировать содержание по средствам вычленения разных сторон вопроса, высказывать свое суждение и доказывать его обоснованность, развивать навык работы в парах при обсуждении вопросов, научить осмысливать понятия «верность слову» и «делу время – потехе час».

Оборудование: шесть шляп мышления.

Таблица 1 – Характеристика деятельности педагога и учащихся при использовании методики «Шесть шляп мышления».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. После прочтения текста учители берет белую шляпу и предлагает учащимся вычленить тему рассказа, основную мысль рассказа, назвать главных героев.

Учащиеся по желанию берут шляпу и отвечают на заданные вопросы.

2. Учитель предлагает учащимся обсудить текст с точки зрения негативных (проблемных) ситуаций и запускает по классу черную шляпу.

Учащиеся по очереди принимают шляпу озвучивая моменты, вызвавшие негативные эмоции или выявляющие проблемную ситуацию в тексте со своей точки зрения.

3. Учащимся предлагается выявить положительные аспекты проблемных ситуаций. Для этого запускается желтая шляпа.

Также по очереди учащиеся высказывают свое мнение в отношении ярких положительных моментов рассказа и возможных вариантах решения проблемных ситуаций.

4. Далее учитель берет синюю шляпу и предлагает свою проблемную ситуацию. Например, как бы вы поступили в аналогичной ситуации?

Учащиеся активно участвуют в обсуждении данного вопроса, предлагая свои варианты решения ситуации.

5. Итогом обсуждения текста является зеленая шляпа. Учащимся предлагается проявить свое творчество и с помощью доступных материалов выразить свое отношение к герою.

Учащиеся могут воспользоваться цветной бумагой пластилином, ватманом и другими доступными материалами в классе. В процессе творческой деятельности учащиеся могут выбрать вариант изображения героя, выявление его черт характера, помощи в выполнении домашнего задания (декламируют стихотворение из рассказа, учат названия рек или изображают их на карте), пишут правила выполнения домашнего задания, делают кластер по рассказу и тд. Возможно также написание небольшого эссе по рассказу.


Список литературы:

Выготский М.С. Мышление и речь – Москва: Лабиринт, 1999 URL: https://bookscafe.net/book/vygotskiy_lev-myshlenie_i_rech-219417.html (дата обращения 20.01.2021)

Де Боно Э. Шесть шляп мышления – Минск: Поппури, 2006 URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=76366 (дата обращения 21.11.2020)

Пиаже Ж. Психология интеллекта – Санкт-Петербург: Питер, 2004 URL: https://bookap.info/razvit/piage/ (дата обращения 15.01.2021)

Поппер К. Предположение и опровержение: Рост научного знания – Москва: ООО Издательство АСТ, 2008. - 640с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.