Предварительный просмотр презентации

Технологии развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе Учитель начальных классов Пилипчук Н.И.

<номер> • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи; • роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления; • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Методы и приемы РКМ 1 этап Вызов Дерево предсказаний Приемы: Таблица ЗХУ Корзина идей Верные, неверные высказывания

ЗУХ З (знаю) Х (хочу узнать) У (узнал новое)

«Корзина идей» <номер> Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

«Дерево предсказаний» <номер>

Методы и приемы РКМ Инсерт 2 этап Осмысление Приемы: Чтение с остановками Карусель Кубик Блума Кластер

<номер> В центре листа записывается ключевое понятие, а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Кластер

«Кубик Блума»

+ - ! ? Прием маркировки текста следующими значками: Инсерт “V” – то, что известно; «-» - то, что противоречит представлениям читающих; «+» - то, что является новым; «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

Методы и приемы РКМ 3 этап Рефлексия Приемы: Эссе Синквейн Шесть шляп

«Синквейн» <номер> Конференция. Педагогическая, инновационная. Наполняет, вдохновляет, обучает. Единством мы сильны. Совершенство! В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема «синквейна». На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему «синквейна». На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме «синквейна». На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

«Шесть шляп мышления» <номер>

<номер> Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.