Статья на тему «Технология развития критического мышления в начальной школе»
Васильева А.В.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассмотрено формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Ключевые слова: технология, критическое мышление, начальная школа.
Современное российское общество выдвигает новые серьезные требования к системе среднего профессионального образования, ставит важнейшую педагогическую задачу эффективной подготовки будущего специалиста ко всем сложностям профессиональной жизнедеятельности [1]. В современной отечественной и зарубежной педагогике уделяется большое внимание проблеме технологии развития критического мышления при обучении младших школьников. Данная проблема актуальна в наше время. По этому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников получать знания.
Одним из таких способов обучения является технология развития критического мышления. Но прежде чем говорить о самой технологии, хотелось бы понять, что же такое «критическое мышление» Как утверждает американский ученый Д. Халперн, критическое мышление – это применение таких когнитивных навыков и приемов, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата [2, с. 49].. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: ученик вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
По мнению российских педагогов, (Е.А. Иванова, М.В. Кларин, В.С. Конева и др.), характерными особенностями критического мышления учащихся являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений [3, с. 19]. А.Я. Найн понимает под «педагогическими условиями» – совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально – пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [4, с. 12].
Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное – каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согласиться. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору сырья.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Цели и задачи образовательной технологии.
Можно выделить следующие цели и задачи технологии «Развитие критического мышления».
Цель технологии: формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи технологии научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Сущность технологии «Развитие критического мышления»
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Вызов – Осмысление – Рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий [5,73]. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании, является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и методов. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме.
Первая стадия (фаза) – вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует ин- формацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т. д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. рефлексия (умение работать с понятиями, суждениями). Рефлексия в педагогике – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [6, с. 91].
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию и «старую», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Приёмы и методы технологии.
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;
организация устных и письменных круглых столов;
организация различных видов дискуссий; написание творческих работ (пятистишия-синквей, эссе)
Таким образом, основной акцент в образовательной деятельности должен делаться на активном развитии мышления учащихся, а не на механическом запоминании материала. Использование методики технологии развития критического мышления учит быть активными, более рациональными при выборе приемов и способов решения определенной задачи.
Список литературы
Халперн Д.Ф. Психология критического мышления: 4-ое международное издание. – СПб.: Питер, 2000. – 491 с.
Кубрякова М.Г. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса / М.Г. Кубрякова, Т.А. Султанова // Молодой ученый. – 2015. – №12(92). – С. 762–765.
Клаустер Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клаустер. – М.: ЦГЛ, 2012. – 114 с.
Ноэль-Цегульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book
Список литературы 1. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Данилькевич А.В. Проектные методы и технологии обучения метапред- метным действиям в образовательном процессе школы [Текст] / А.В. Данильке- вич, М.Е. Козина // Психология и педагогика: теоретические и практические ас- пекты современных наук. – М.: МНЦПП, 2015. – С. 73–78.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Высшая школа, 2002. – С. 95.
Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир- Бек, И.В. Муштавинская. – СПб., 2003. – 192 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М., 2004. – 222 с.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с. 6. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126 с