«Технология дополненной реальности в рамках реализации программ дополнительного образования»
Лучшие педагогические практики системы образования МО «Нижнеудинский район»
Научно-практическая конференция
Направление: Лучшая педагогическая практика использования цифровых ресурсов по теме «Технология дополненной реальности в рамках реализации программ дополнительного образования»
Название практики | Технология дополненной реальности в рамках реализации программ дополнительного образования |
Автор-разработчик практики | Коршикова Оксана Анатольевна |
Где проходила реализация практики | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Замзорская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Замзорская СОШ») |
Когда началась реализация практики и когда закончилась, если практика больше не реализуется | С сентября 2022 – реализация продолжается |
Ценности практики | Данная технология может быть использована на занятиях по различным учебным предметам или программам дополнительного образования как инструмент для освоения основ наук, приобретения практических навыков освоения окружающего мира. |
Адресная группа благополучателей | Обучающиеся 8-11 классов, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники |
Краткая аннотация практики | Технологии дополненной реальности (АR) не являются чем-то новым, но при этом ее использование в образовании находится на первоначальном этапе. В настоящее время еще не подготовлены рекомендации и методические пособия для педагогов по использованию технологии дополненной реальности в образовательной практике. Будущее дополненной реальности в различных областях нашей жизни имеет радужные перспективы, AR – технологии, применяемые в дополнительном образовании детей, в скором времени выведут систему образования на качественно новый уровень.На сегодняшний момент в сфере образования прослеживается четкая информатизация, постоянное развитие, совершенствование и усложнение технологий. Создание условий для перехода к новому уровню образования с применением информационных технологий влечет за собой замену традиционных методик обучения во многих центрах дополнительного образования, школах, техникумах и университетах на современные и наиболее совершенные методы. Поэтому, одной из актуальных задач развития системы дополнительного образования детей, является активное совершенствование образовательной среды с применением на занятиях с обучающимися современных технических и программных разработок. Одной из таких разработок, используемых в образовании стала технология дополненной реальности, которая вызывает у обучающихся не только существенный интерес, но и способствует повышению качества образовательного процесса и делает его более эффективным. |
Основные мероприятия | Беседы; тестирования; квест-игры; опросы; интерактивные викторины; разработка, реализация и демонстрация, презентация проектов; мастер-классы. |
Результаты | На данном этапе реализации практики прослеживается: повышение уровня мотивации обучающихся в изучении информационных технологий; выбор и разработка проектов по технологиям дополненной реальности. В результате реализации данной практики будут разработаны методические рекомендации и пособия для эффективного использования технологий дополненной реальности в образовательном процессе. |
Факторы, влияющие на достижение результатов | Технология дополненной реальности используется в различных сферах жизнедеятельности человека. Для того, чтобы использовать такой вид реальности в образовательных целях нужны компьютерные устройства, планшеты, мобильные телефоны и другие инновационные гаджеты, а также соответствующее программное оснащение, стабильное Интернет-соединение. |
Риски реализации практики | Все риски можно условно классифицировать по направлениям: педагогические риски, технические риски и образовательные риски. Для минимизации педагогических рисков следует: повышать уровень компьютерной грамотности, мотивировать педагогов. Для минимизации технических рисков следует: отслеживать работу устройств Интернет-соединения, обеспечвать актуальное программное обеспечение, своевременно устранять технические неполадки в работе приложений. Для минимизации образовательных рисков педагогу следует: тщательно готовиться к занятию, критически оценивая вид, форму, содержание контента во избежание нарушений требований СанПин, следить за соблюдением обучающихся правил безопасности в сети Интернет. |
Какими навыками, компетенциями, подготовкой должны обладать авторы и исполнители практики | Авторы данной практики должны обладать умениями: информационные умения – способность принимать и усваивать новые знания, умение классифицировать и систематизировать явления и тенденции образовательной практики; умения адаптировать новую освоенную информацию в процессе реализации педагогических целей и задач; усвоение передового опыта в области методики обучения; владение активными методами и формами воспитательной деятельности; проектные умения – эффективность профессиональной деятельности; создание авторских продуктов готовность к творчеству, овладение умениями постановки цели в изменяющихся условиях, планирование средств и способов их достижения, планирования собственной деятельности по окончании курсов, педагогическое сотрудничество с коллегами; рефлексивные умения – овладение аналитическими и оценочно- информационными умениями; рефлексия педагога; самоконтроль, самооценка. |
Имеется ли методическое или информационное обеспечение практики | Реализация практики осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы «Вокруг света» на базе Центра «Точка роста» |
Какие есть данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы | Экспертиза не проводилась, но имеется положительный опыт применения данной технологии при проведении открытого занятия в СОШ с. Мельница в рамках участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Профессионал», а также при проведении занятий в «Школе выходного дня» |
Роль социальных партнеров в реализации практики | Важнейшую роль в реализации мероприятий практики играют социальные партнеры. Их заинтересованность в сотрудничестве со школой и мотивационная составляющая выходят на первый план по достижению положительного результата практики. |
Какие позитивные изменения (результаты) можно констатировать у благополучателей по итогам реализации практики | Результативность данной практики будет определяться по наличию у обучающихся успешно сданных проектов, имеющих образовательную ценность. Проверка проектов будет производиться общим критерием их оценки, полнота освоения материала обучающимся. |
Дополненная реальность представляет из себя модификацию виртуальной среды. Дополненную реальность (AR) надо отличать от виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальности. Дополненная реальность представляет из себя среду с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени, тем самым расширяя и дополняя реальную картину мира. Ее главной отличительной особенностью является момент погружения в виртуальный мир. Основные признаки дополненной реальности включают комбинацию реального и виртуального мира, они связаны с интерактивностью и пространственным представлением объектов.
Первоочередной задачей для педагога стоит ознакомление обучающихся с конкретными инструментами дополненной реальности, позволяющими осваивать материал через экспериментальную и исследовательскую деятельность. Для этого необходимо следовать по лестнице «Интерес-Мотивация-Реализация».
Первым этапом педагогу следует заинтересовать обучающихся изучать дополненную реальность в реальном мире. Далее следует замотивировать детей в создании уже «своей» дополненной реальности. Третьим, наиболее сложным этапом стоит «погружение» обучающихся в виртуальных мир дополненной реальности.
Профессиональный стандарт педагога предусматривает владение педагогом такими компетенциями, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в образовательной деятельности.
Современных детей с рождения окружают разные гаджеты: они растут в цифровой среде и рано начинают осваивать смартфоны, планшеты и компьютеры, и, как следствие, возникает «зависимость» от нереального мира. Поиск решения проблемы приводит к идее использования в образовательной деятельности современных информационных технологий, а точнее, технологий дополненной и виртуальной реальности (в том числе – мобильных устройств) для создания положительного эмоционального фона во время совместной и самостоятельной деятельности.
Решение данной проблемы подсказали сами информационные технологии. Помощь педагогам в обучении и развитии детей, может оказать инновационный продукт «Devar» или технология дополненной реальности. Дополненная реальность – уникальная технология, позволяющая объединять реальные и виртуальные объекты.
Использование «Devar» в дополнительном образовании может способствовать возникновению познавательной мотивации, развитию любознательности и стремлению ребенка к самостоятельной познавательной деятельности и проектной деятельности.
Данное приложение доступно для скачивания на платформах Google Play и App Store.
DEVAR дополненная реальность — программа с дополненной реальностью, которая предназначена для обучения и развития детей. Здесь вас ждут 4D персонажи, предметы, игры, эффекты и анимации, а также множество других развлекательных вещей, эмоций, а также развивающего эффекта от 4D игр.
Персонажи в игре очень разнообразны, красочные и каждый имеет свою особенность. Среди них разные драконы, русалочки и другие герои книг и мультфильмов. С помощью приложения можно оживлять 4D книги и энциклопедии от компании Devar.
Есть возможность делать снимки этих героев, селфи с ними благодаря AR камере, а потом фотографиями делится с друзьями.
Чтобы воспользоваться данным приложением нужно его скачать, открыть, а потом навести на ровную, освещённую поверхность. На ней и будут происходить действия. Для добавления персонажа следует нажать на место, куда вы его хотите поставить. Снизу можно переключатся между сценами, режимами и персонажами. Для перехода в каталог продуктов компании нужно смахнуть главный экран вправо.
Таким образом, с помощью данного приложения можно значитеьно повысить мотивацию обучающихся в изучении информационных технологий; способствовать выбору и разработке проектов по технологиям дополненной реальности.
В результате реализации данной практики будут разработаны методические рекомендации и пособия для эффективного использования технологий дополненной реальности в образовательном процессе.