Технология формирующего оценивания на уроках математики
Технология формирующего оценивания на уроках математики.
учитель математики Массарова Елена Михайловна
lena.massarova.71@mail.ru
Педагогическое сознание уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию сотрудника в его учебной деятельности. Инициатором образования является тот, кто учится, со своими запросами и возможностями.
Учитель, делится с учеником инструментами оценивания, раскрывает ему критерии, по которым происходит оценивание.
Система оценивания даёт возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, фиксировать как изменяются уровни подготовленности каждого учащегося, и динамика его успехов. Система оценивания должна быть прозрачной для выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти оценки ставятся.
В систему оценивания заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Система оценивания обеспечивает постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы [1].
Существует два подхода к использованию оценивания:
Формирующее оценивание (оценивание в классе) – это оценивание, при котором оценка применяется для получения данных о текущем состоянии, для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Итоговое оценивание – это оценивание, при котором оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Используя технологию формирующего оценивания, учителя развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии самооценивания, самоопределения и самоорганизации. Центральный момент в оценивании – помощь и учителям, и учащимся в совершенствовании качества учения.
Что такое формирующее оценивание?
Оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, а также мотивировать учеников более активно включаться в свое учение. Поэтому оценивание обеспечивает важную обратную связь для обоих: и для учителя, и для ученика.
Оценивание направляет учение: выполнив задания, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс, и в каком направлении им нужно двигаться дальше.
Оценивание поможет учителю ответить на следующие вопросы:
· В какой степени мои ученики достигли поставленных целей?
· Как распределить время урока для текущей темы?
· Могу ли я вести эту тему более эффективным образом?
·Какие части курса ученики считают наиболее существенными?
· Как я могу изменить этот курс, когда буду вести его в следующий раз?
· Какие отметки можно поставить ученикам?
Ученикам оценивание дает ответы на другие вопросы:
· Знаю ли я, что учитель считает наиболее важным?
· Освоил ли я материал курса?
· Как я могу улучшить свой способ обучения?
· Какую отметку я получаю за данный курс?
Как я лично продвинулся в изучении темы?
Все это делает формирующее оценивание инструментом развития учебного процесса.
Начинать формирующее оценивание нужно с освоения одной или двух наиболее простых техник и только в одном классе. В этом случае учитель и ученики не рискуют потратить много времени на планирование и подготовку. В большинстве случаев, чтобы опробовать простую технику оценивания, требуется всего 5 минут на уроке.
Процесс, включает три шага.
Шаг 1. Планирование. Обсудить план с классом и выбрать определенную оценочную технику.
Шаг 2. Проведение. Убедиться, что школьники знают, что делает учитель, и понимают, что надо делать им. Собрать ответы и проанализировать их как можно быстрее.
Шаг 3. Реакция. Поддерживать активную обратную связь с учениками, чтобы они видели, что время потрачено не зря, и были бы мотивированы больше включаться в оценивание.
Пример. Учитель: «Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу для того, чтобы проверить себя и выяснить всё ли вы знаете по данной теме и все ли умеете решать, и на что вам обратить внимание при подготовке к проверочной работе по математике».
До начала выполнения самостоятельной работы ученики совместно с учителем составляют критерии оценивания самостоятельной работы. Критерии записываются на доске. Например: Тема: Решение задач 1. Наличие записи действий. 2. Правильное применение формул. 3. Верность вычислений. После завершения самостоятельной работы учитель показывает заранее приготовленные образцы решения. Ученик проверяет свою работу и оценивает ее.
Техники формирующего оценивания:
Наблюдение.
•(формальное) как метод оценивания с выставлением отметок может использоваться при: устном ответе, устной презентации; работе в парах, группах;
• (неформальное) может возникнуть, когда ученики работают над текущими обучающими задачами в классе или за его пределами. Следует проводить неформальное наблюдение и фиксировать наблюдения в журнале. Выберите одного или двух учеников и отмечайте их позитивные и негативные показатели во время уроков. Продолжайте наблюдение за учениками, пока у вас не появятся комментарии на всех учеников. Таким образом, вы можете увидеть прогресс ваших учеников.
Проверка ошибочности понимания.
Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или ошибочные предсказуемые суждения о каких-либо идеях, принципах или процессах. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Варианты:
•На доске пишется задание с пятью вариантами ответов. При этом неверные ответы должны иллюстрировать наиболее часто повторяющиеся ошибки. Например: Найдите неправильные утверждения, докажите их неверность и замените правильными. •Ученики получают задание: Разбор решения задачи, в которой допущены ошибки. Учитель должен продумать эти задания так, чтобы ошибки были сделаны в местах, где учащиеся допускают их чаще всего.
Формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: Почему? Каким образом? Как?…
Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Это не только оценивание своей работы учеником, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Формирует у школьников умение оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида.
Алгоритм самооценивания:
1.Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель?
2.Что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним свое решение; 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)? 5. Какие умения развивались при выполнении задания?
Взаимооценивание. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Техника формирующегого оценивания «Две звезды и желание». Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме. Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.
Индекс карточки (карточка с заданиями на обеих сторонах), например:1 – я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 – я сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе ) и сформулируйте вопросы.
Карты приложения. После изучения теории, теоремы, принципа или научного закона учащимся дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной или устной форме.
Пример: После изучения темы «Проценты» предложить учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: сделать расчёт процентной концентрации растворов в бытовых условиях (например, для консервирования) или расчёт повышения заработной платы и т.д.
Недельный отчёт. Недельные отчёты- листы, которые учащиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какой изученный материал остался для меня неясным?
Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы учащимся для проверки понимания изученной темы?
Учитель может:
узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса;
проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность (метокогнитивные процессы)
Сигналы рукой (можно использовать как физминутку).
Если вам всё понятно и можно идти дальше – руки вперёд.
Если вас не устраивает мой темп работы – поднимите руки вверх.
Речевые образцы. Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строит ответ. Например, «Решение квадратных уравнений»:
На доске написано несколько квадратных уравнений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку.
Назовите, к какому виду относится каждое из уравнений. Это уравнение относится к … потому что…(его свободный член равен нулю, коэффициенты в и с равны нулю, старший коэффициент равен 1, модуль второго коэффициента – чётное число и т.д.), следовательно, его следует решать (укажите приём или формулу для решения данного уравнения, рассмотрите различные способы решения и устно решите) … (методом выделения полного квадрата, вынесением общего множителя за скобку, по теореме обратной теоремы Виета, свойства коэффициентов).
Мне легче использовать приём решения для … уравнения, так как я лучше усвоил этот способ, но другие способы тоже нужны, например…
Поиск ошибки. Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
Уточнение с помощью вопроса почему? Способ уточнения сказанного, согласно которому вычлененноё из текста предложение может быть переделано четырьмя способами:
перефразировано с сохранением смысла;
перефразирование с изменением смысла;
заменено на «обманку» (т.е. предложение, сходное по синтактической структуре и тематике, но, в сущности, не имеющее никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом);
передано без изменений.
Учащиеся читают исходный текст (отрывок произведения, абзац учебника, тестовую задачу), а затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяя соответствие предложенному тексту. Свои ответы учащиеся должны объяснить.
Рассуждение по алгоритму. На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.
Если бы я был учителем. Учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания, теорему и т. д. данный вид оценивания осуществляется в устной форме.
Перевод информации. Учащемся предлагается преобразовать один вид инофрмации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания.
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
Уровни усвоения | Образовательные ресурсы | критерии | Само- оценка ученика | Оценка учителя | Рекомен- дации учителя |
Воспроизведение | Я могу назвать определение процента. | 1 | |||
Понимание | Я понимаю смысл термина «проценты»; Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты; Как перевести проценты в десятичную дробь. | 2 | |||
Применение | Я могу определить задачи на проценты 3-х типов: * находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов; *находить, сколько процентов одно число составляет от другого. | 3 | |||
Анализ | Я умею решать задачи всех 3-х типов. | 3 | |||
Синтез | Я могу предложитьподходящую схему для представления текста задачи. | 3 | |||
Оценка | Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. | 3 | |||
15 |
Одноминутное эссе (возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное). Написание эссе по вопросам.
Например: 1.Что главное ты узнал сегодня на уроке?
2. Какой материал для тебя остался непонятным?
3. Что нужно оставить в памяти?
Результаты формирующего оценивания не всегда предсказуемы. Необходимо планировать на уроке вариативную часть, задания которой можно сокращать или увеличивать. Благодаря анализу учебного процесса и формирующему оцениванию ученики успешно учатся, а учителя эффективно учат. Учителя, исследуют то, как происходит учение, и эффективно влияют на него через собственное преподавание.
Литература:
1.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/М.А.Пинская.-Москва: Логос,2010г
2.ЛогвиноваИ., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания и деятельности учителя-предметника: учебное пособие/ И.Логинова, Л.Рождественская.-NarvaTartulikool?2012/
3.Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС НОО: методические рекомендации/сост. Н.В.Храмцова, Л.А.Горюнова.-Чита: ГУДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2016.-127с.
4. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
5. Шнейдер М.Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата // Вопросы образования. 2005. № 1.