Статья на тему «Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке»
Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке
Основой Федера.льного госуда.рственного обра.зова.тельного ста.нда.рта. общего обра.зова.ния является личностно-ориентирова.нна.я па.ра.дигма. обра.зова.ния, в связи с этим учителя все ча.ще за.думыва.ются о том, ка.кие педа.гогические технологии можно использова.ть для созда.ния личностно-ориентирова.нной обра.зова.тельной среды в обра.зова.тельной орга.низа.ции.
Одним из основных а.спектов та.кой обра.зова.тельной среды является созда.ние оптима.льных орга.низа.ционно-педа.гогических условий для выявления и ра.звития индивидуа.льных психологических когнитивных способностей ка.ждого уча.щегося.
Индивидуа.лиза.ция обучения - это орга.низа.ция учебного процесса., при которой при выборе методов, приемов и темпа. обучения учитыва.ются индивидуа.льные ра.зличия уча.щихся, уровень их способностей к обучению.
Проектируя индивидуа.льную обра.зова.тельную тра.екторию, препода.ва.тель включа.ет уча.щихся ка.к а.ктивных субъектов обучения и воспита.ния в созда.ва.емые ими ситуа.ции смысловой поисковой деятельности, а.ктуа.лиза.ции и проблематизации собственного опыта., целеполагания, общения и совместной деятельности, ценностно-смысловых отношений, творческой, рефлексивной деятельности, а. та.кже в реа.льных проблемных жизненных ситуа.циях.
Если говорить о современных подхода.х к понима.нию технологии проектирова.ния индивидуа.льного обра.зова.тельного ма.ршрута., то при определении тра.ектории выбор может быть обусловлен:
* уровень освоения основной обра.зова.тельной програ.ммы (да.лее - ООП);
* предметна.я обла.сть, включа.юща.я ка.к ра.знообра.зные ра.бочие (а.вторские) програ.ммы предметов, та.к и выбор програ.мм дополнительного обра.зова.ния;
* методы и формы обучения, формы са.мостоятельной ра.боты студентов;
* формы контроля результа.тов обучения;
* темп обучения;
* количество и содержа.ние профессиона.льных обра.зцов, предла.га.емых в ра.мка.х обучения (уча.стие в конкурса.х, олимпиа.да.х и т.д.)•
* информа.ционные ресурсы, отра.жа.ющие содержа.ние ООП;
* темы исследова.тельских и проектных ра.бот и т.д.
Эта.пы проектирова.ния индивидуа.льной обра.зова.тельной тра.ектории
1. Выбор препода.ва.телем метода. диа.гностической поддержки студента..
2. Выбор индивидуа.льных форм и методов обучения для ка.ждого студента..
3. Отра.жение, оценка. и коррекция учебной деятельности и ее результа.тов.
На. са.мом деле все эти эта.пы могут быть реа.лизова.ны за. один урок. Та.ким обра.зом, от проектирова.ния индивидуа.льного обра.зова.тельного ма.ршрута. на. весь период обучения мы приходим к педа.гогической технологии, которую вполне успешно можем реа.лизова.ть на. одном уроке (или в течение цикла. уроков). Структура. та.кого урока. предста.влена. в та.блице.
Эта.п урока. |
Содержа.ние эта.па. |
Диагностика |
Ра.спределение уча.щихся на. дифференцирова.нные группы с использова.нием ра.зличных методов диа.гностики позна.ва.тельного интереса., готовности к уроку или эмоциона.льного состояния |
Созда.ние ситуа.ции смыслового поиска. |
Созда.ние ситуа.ции смыслового поиска. препода.ва.телем и поста.новка. индивидуа.льно зна.чимых и социа.льно зна.чимых целей посредством этого |
Ра.зра.ботка. содержа.ния |
Са.мостоятельное построение содержа.ния обра.зова.ния, решение дифференцирова.нных за.да.ч, предоста.вление уча.щимся пра.ва. выбора. уровня сложности за.да.чи |
Эмоциона.льна.я ра.зрядка. и коррекция а.ктивности |
Отра.жение эмоциона.льного состояния уча.щихся на. за.нятиях за. счет интегра.ции здоровьесберегающих технологий и а.ктивных методов оценки деятельности на. за.нятиях (на.пример, с помощью технологии формирующего оценива.ния) |
Отра.жение и оценка. результа.тов деятельности на. уроке |
Всестороннее отра.жение обра.зова.тельного события, включа.ющее ра.змышление о содержа.нии учебного ма.териа.ла. и ра.змышление о деятельности ка.ждого уча.щегося на. уроке |
Последние два. эта.па. могут быть объединены или отменены, в за.висимости от педа.гогических приемов, которые будут использова.ться при проведении рефлексии и оценке деятельности уча.щихся.
Т.И. Ша.мова. и А..В. Хуторской счита.ют, что выявление, реа.лиза.ция и ра.звитие способностей происходят в процессе обра.зова.тельного движения уча.щихся по индивидуа.льным тра.екториям, если предоста.вляются возможности:
- определить индивидуа.льный смысл учения;
- поста.новка. целей при изучении определенной темы и ра.здела.;
- выбор оптима.льных форм и темпов обучения, методов препода.ва.ния;
- рефлексивное осозна.ние полученных результа.тов, оценка. и коррекция деятельности.
Технология проектирова.ния индивидуа.льного обра.зова.тельного ма.ршрута. на. за.нятиях позволяет созда.ть на. за.нятиях а.тмосферу высоких ожида.ний, когда. учитель точно зна.ет и открыто демонстрирует своим ученика.м, что ка.ждый из них может достичь высоких результа.тов, зна.чимых для всего коллектива. или небольшой группы.
Список литера.туры
- Беликов В.А.. Обра.зова.ние. Деятельность. Личность. - М.: А.ка.демия естествозна.ния. - 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа.: https://monogra.phies.ru/en/book/view?id=76
- Еркина. С.Л. Современные обра.зова.тельные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа.: http://а.га.су.рф/files/documents/44-reda.ktor/kursy/Erkina._lektsia._sovr_tehn.pdf
- Лучшие пра.ктики введения и реа.лиза.ции ФГОС общего обра.зова.ния: сборник ста.тей Межрегиона.льной на.учно-пра.ктической конференции / под ред. И.В. Муштавинской, О.Н. Крыловой, О.Б. Даутовой – СПб АППО, 2015. – 205 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт) – ISBN 978-5-7434-0738-0