Технология организации внеаудиторной деятельности в рамках дисциплины «История» как средство гражданско-патриотического воспитания студентов ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум»
Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»
Методическая разработка
Технология организации внеаудиторной деятельности
в рамках дисциплины «История»
как средство гражданско-патриотического воспитания студентов ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум»
Автор-составитель:
Лахтионова Зинаида Петровна,
преподаватель истории
Сыктывкар 2019
Автор-составитель: Лахтионова Зинаида Петровна, преподаватель ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум»
Аннотация
Данная методическая разработка включает в себя различные технологии организации внеаудиторной деятельности студентов ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум» как средство гражданско-патриотического воспитания. В данной методической разработке обосновывается актуальность организации внеаудиторной работы студентов.
В методической разработке представлены различные формы внеаудиторной работы с обучающимися техникума таких как: театрализованные представления, квест-игры, тематические экскурсии, круглые столы, проектно-исследовательская деятельность, «литературно-исторические марафоны», «Вахты Памяти», научно-исследовательские конференции и многое другое.
Каждая из представленных технологий анализируется, определяется ее роль и эффективность в развитии образования и воспитания подрастающего поколения. Методическая разработка позволяет выявить системность проводимых мероприятий, которые направлены на формирование патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………...4
Технологии организации внеаудиторной деятельности
Театрализованное представление…………………………………....7
Интеллектуальная игра, как основа внеаудиторной деятельности студентов…………………………………………………….……………….9
Экскурсия как форма внеаудиторной работы……..…………….....12
«Исторические чтения» ………………………………………..……14
Особенности проектно-исследовательской деятельности в формировании компетенций будущих специалистов…………………....15
«Вахта Памяти» - одна из лучших традиций современного поколения……………………………………………………………..…….18
«Встречи в гостиной», беседы с известными людьми Республики Коми………………………………………………………………….……...19
Волонтерская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения….....................21
Заключение………………………………………………………..………...23
Список использованной литературы……………………………….……..24
Приложение……………………………………………….………………...25
Пояснительная записка
Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений современной образовательной системы, поэтому важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что «Родина дороже отца и матери». В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.
Я считаю, что патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества, поэтому, как историк, я уделяю гражданско-патриотическому образованию и воспитанию студентов большое внимание.
Актуальность данной методической разработки заключается в необходимости формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных качеств, таких как - патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Ц ели технологий организации внеаудиторных мероприятий, которые используются мной в течение уже трех лет, направлены на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям. Данные технологии позволяют систематизировать и углубить всю деятельность техникума по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, объединить проводимые в техникуме социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения, снизить уровень правонарушений среди подростков.
В ходе решения поставленной цели, каждый год мы решаем следующие задачи:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Н овизна данной методической разработки состоит в том, что в ней представлены самые интересные технологии (формы и методы) проведения внеаудиторных мероприятий для усиления гражданского образования и патриотического воспитания молодежи, что содействует формированию в их среде правовых, культурных и нравственных ценностей. Данные технологии внеаудиторной работы можно использовать как в школе, так и среди студентов средних профессиональных образовательных организаций.
2020 год в Российской Федерации президентом В.В. Путиным объявлен «Годом памяти и Славы» и посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому, данные технологии внеаудиторной работы по гражданско-патриотическому воспитанию позволяют провести множество интересных и запоминающих мероприятий в данный тематический год.
Эффективность методической разработки заключается в том, что её можно использовать как пособие по внеаудиторной деятельности в образовательных учреждениях для повышения гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Приведенные ниже технологии были опробованы на студентах Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума в течение трех лет, в следствии чего были выявлены: высокие показали в знание истории; увеличилось количество студентов, желающих участвовать во внеаудиторных мероприятиях гражданско-патриотического направления. Обучающиеся техникума показывают высокие результаты в районных, муниципальных, Республиканских конкурсах и конференциях. С огромным желанием студенты выступают в театрализованных постановках и музыкально-литературных композициях. Участвуют, а иногда и сами проводят, квест-игры, «Вахты Памяти». С особым трепетом участвуют в беседах с известными людьми Республики Коми и Российской Федерации. Ежегодно посещают ветеранов Великой Отечественной войны Эжвинского района, выпускают научные и информационные сборники «Эхо Победы», «Среди нас живет ветеран», «Летопись Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума» и многое другое.
Р езультаты мониторинга технологий внеаудиторных мероприятий позволяют не останавливаться на достигнутом, а совершенствовать и находить новые, интересные формы и способы организации деятельности студентов. Приданию процессу воспитания личностно-ориентированного характера, направленного на реализацию индивидуальных запросов студентов.
Технологии организации внеаудиторной деятельности
В современной социокультурной ситуации важной задачей в образовательном процессе среднего профессионального образования становится поиск эффективных механизмов, технологий для целенаправленного и планомерного развития внеаудиторной деятельности студентов.
Различные технологии внеаудиторной деятельности в своих исследованиях раскрывает В.И. Попов, который считает, что «внеаудиторная деятельность позволяет студенту получить социальный и личностно значимый опыт, что является синтезом умений и навыков, знаний, способов деятельности и мышления, социальных установок, ощущений и переживаний».
Технологии внеаудиторной деятельности должны способствовать включению студентов в различные виды работы: проектную, творческую, научно-исследовательскую. Технологии работы с различными источниками определяют информационную технологию и технологию критического мышления. Технологии организации группового взаимодействия позволяют решать работу: в малых группах, проведение круглых столов, мозгового штурма, интеллектуальных игр. Технологии познавательной деятельности и контекстного обучения, позволяют решать профессиональные задачи, развивать у студентов коммуникативные качества, отношение к сотрудничеству и толерантность.
Театрализованное представление
Т еатрализованное представление наиболее эффективное, яркое и запоминающееся внеаудиторное мероприятие, особенно для гражданско-патриотического обучения и воспитания. Обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать, могут «примерить» на себя роли различных исторических персонажей, почувствовать своеобразие исторической эпохи.
В процессе подготовки и в ходе самого театрализованного представления углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как выступающий побывал в роли участника событий прошлого. После просмотра театрализованной постановки появляется заинтересованность студентов в изучении истории, какой-то определенной исторической эпохи или изучение исторического персонажа. Данная технология позволяет оживить исторические события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции. Такие приемы драматизации полезны, т.к. студенты учатся самостоятельно мыслить, интерпретировать исторические факты, взаимодействовать друг с другом, находить нестандартное решение проблемы. Они направлены против автоматизма, им свойственны неожиданность и парадоксальность.
Е жегодно, в стенах нашего техникума, я провожу театрализованное представление, посвященное памяти жертв политических репрессий. В 2019 году студенты техникума сумели с помощью стихов, музыки, танцев, игре на рояле передать атмосферу ужаса, страха, которым была окутана советская страна в 30-40-е г. XX века. Учащиеся зачитывали письма репрессированных из Республики Коми, рассказали случаи из жизни репрессированной жительницы Керчомья Усть-Куломского района. По словам выступающих и сидящих в актовом зале студентов, мероприятие произвело на них неизгладимое впечатление.
В день Студента или Татьянин день – студенты на сцене воспроизвели театрализованную постановку об основании Московского государственного университета 25 января 1755 года графом И.И. Шуваловым, М.В. Ломоносовым и императрицей – Елизаветой Петровной. Благодаря этой театрализованной постановке, студенты техникума запомнили, когда и при ком был основан МГУ.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы; раскрытие творческого потенциала; формирование организации собственной деятельности; развитие социализации в обществе.
Интеллектуальная игра,
как основа внеаудиторной деятельности студентов
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Игра – главная сфера общения обучающихся; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Интеллектуальные игры являются в нашей стране одной из любимейших форм организации досуга, внеаудиторной деятельности. Посостязаться, показать свои знания, неординарность, проявить себя очень любят студенты техникума.
Рассмотрим два вида игры: квест-игру «За нами Россия» и интеллектуальную игру «Исторический калейдоскоп» (студенты против преподавателей)
К вест-игра «За нами Россия», была посвящена Дню Героев России. В игре приняли участие четыре команды первого курса (15 человек в команде). Отмечу, что подобные квест-игры позволяют охватить наибольшее количество участников внеаудиторного мероприятия. Каждая команда, согласно маршрутному листу, проходила станции: «Бастион Героев России», «Солдатский батальон», «Бастион Отваги», «Бастион Славы», «Бастион Мужества», «Бастион Героев Советского Союза». Станции располагались как кабинетах, так и в музее Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума, возле стендовой экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.
Н а каждой станции студенты получали ключевое слово. После получения всех ключей, каждая команда сложила фразу «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». Данное мероприятие позволило студентам показать свои знания в основных датах и событиях Великой Отечественной войны; раскрыть потенциал о знании мемориальных памятников, расположенных в г. Сыктывкаре и на территории Эжвы, Лесозавода; продемонстрировать знания о Героях РФ и Героях Республики Коми; вспомнить название известных песен и фильмов о войне; исполнить хором одну из любимых песен о войне. По многочисленным просьбам студентов, похожая квест-игра прошла, но только участники проходили станции возле памятных мест Эжвы.
И нтеллектуальная игра «Исторический калейдоскоп» проводилась среди трех команд студентов и команды преподавателей к 50-летию со дня рождения техникума. Игра, проходившая в три тура, была интересной и захватывающей. Все команды с заданиями справились блестяще. Они показали знание истории родного техникума, но затруднение вызвал третий тур, где вопросы были на логическое мышление. На игре присутствовало более 50 человек. Зрители, сидящие в зале, не только смотрели за игрой, но и отвечали на вопросы.
По словам зрителей и игроков команд, данная интеллектуальная игра позволила узнать множество интересных фактов, в том числе из истории родного техникума.
О жидаемые результаты после использования данной технологии: повышение заинтересованности студентов показать свои интеллектуальные способности; проявление личностного роста студента в техникуме; расширение информативности обучающихся; формирование чувства ответственности за команду и уважение друг к другу; осознание студентами своих способностей.
2.3. Экскурсия как форма внеаудиторной работы
Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода.
Э кскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию студента, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств студента, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Форм и видов экскурсий существует несколько: 1) по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные. 2) по мету расположения объектов: натурные, музейные, виртуальные.
Знакомство студентов с музейным делом и историей родного края начинается с музея Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума; с музея Монди СЛПК, главного предприятия, где студенты нашего техникума проходят практику; с литературно-театрального музея им. Н.М. Дьяконова. За годы моей работы студенты посетили отделы национального Музея Республики Коми: этнографический, отдел Истории, литературный музей им. И.А. Куратова, дом-музей им. И. П. Морозова.
В 2019 году исполнилось 95 лет со дня рождения Ивана Павловича Морозова- первого секретаря обкома КПСС. Поэтому, студенты техникума в форме внеуадиторной деятельности посетили дом-музей им. И.П. Морозова. Экскурсия была захватывающая, наполненная интереснейшими фактами из б иографии Ивана Павловича Морозова. Студентам техникума данная экскурсия очень понравилась.
В ходе экскурсии в Этнографический отдел Национального музея Республики Коми обучающие узнали историю происхождения коми-зырян, легенду происхождения Земли от утки, познакомились с традиционными обрядами, существовавшими в жизни коми народа, увидели языческую статую, которая сохранилась аж с времен Стефана Пермского. В Музее были представлена коми баня, которая играла, в первую очередь, в жизни нашего народа сакральную роль; коми дом (с зимней, летней комнатой, и «поветь»); избушка коми охотника.
Как видим, музей – это не застывшие экспонаты, сухие цифры и даты. Музей – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания студентов. Музей – это деятельность, музей - это события, которые, безусловно, способствуют формированию ценностных ориентаций и социализации обучающихся.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: развитие внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, кругозора, коммуникативных навыков; осознание собственной ответственности за совершенные поступки, активной гражданской позиции; формирование профессионального и личностного развития. желание заниматься самообразованием.
2.4. Исторические чтения
Исторические чтения - это цикл различных массовых мероприятий, связанных главной темой «чтений» и в определенной системе знакомящих читателей с литературой по актуальному историческому вопросу или выбранной теме. Основное условие этой формы работы – периодическое проведение мероприятий в течение заранее установленного отрезка времени: от трех месяцев до года.
Чтения состоят из двух частей: лекции (доклада, часа истории, урока мужества и т. д.) и иллюстративной части (демонстрации отрывков из кинофильма, спектакля, концерта, показа рисунков, слайдов, чтения отрывков из произведений, обзора литературы, исполнения музыкальных произведений).
В 2017 году в техникуме мной были проведены «Крещенские чтения». Студенты выступали с докладами с интересными докладами, принимали участие в дебатах.
С овсем недавно, 1 ноября в техникуме были проведены «Лихановские чтения». Альберт Анатольевич Лиханов - известный прозаик, публицист, педагог и общественный деятель. В России и за рубежом знают не только художественную прозу писателя в защиту детства, но и публицистику. Хорошо известны его сборники «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства». Студенты зачитали интересные сюжеты из рассказов Альберта Лиханова, пересказали несколько небольших рассказов, обсудили проблемы, которые поднимает автор в своих произведениях. Студенты также узнали о роль Альберта Лиханова в сотрудничестве с домом-интернатом им. А.А. Католикова.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: развитие читательского интереса и культуры чтения; приобщение к духовной культуре; формирование информационно-коммуникативных навыков, что необходимо студентам в дальнейшем для профессиональной деятельности; организация собственной деятельности для выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.
2.5. Особенности проектно-исследовательской деятельности в формировании компетенций будущих специалистов
О дним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов является проектно-исследовательская деятельность. Данные технологии позволяют развивать: умения классификации; умения и навыки наблюдения; навыки экспериментирования; умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и ранжирование; формирование и развитие у студентов умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования; познавательных потребностей и способностей.
Данная технология способствует формированию ряда личностных качеств будущих специалистов, которые являются основными компетенциями проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности.
С огласно проектно-исследовательской деятельности, я работаю в двух формах: впервой, студенты работают парами; во-второй, индивидуально. Студенты, работающие парами, собирают материалы одной тематики: история ветеранов Эжвинского района; история студентов техникума, погибших в локальных конфликтах; ветераны Великой Отечественной войны – работники техникума и т.д. Их работы в конце учебного года публикуются в форме книги или буклета. Студенты, работающие индивидуально, готовят работы для научно-исследовательских конференции. Если первая группа собирает материал, то вторая группа студентов – исследует проблему, что намного сложнее.
З а последние годы моей работы студентами первой группы, будем называть их так, были созданы следующие сборники: 1)«Эхо Победы», сборник материалов о Великой Отечественной войне с описаниями историй о войне глазами бабушек и дедушек студентов техникума; 2) «Герои Родины моей», сборник о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих в Эжвинском районе; 3) «Летопись
Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума»; 4) «Судьбы, опаленные войной», сборник материалов из воспоминаний работников техникума; 5) «Афганистан всегда я помнить буду…».
С туденты из второй группы, участвуют со своими исследовательскими работами во Внутритехникумовских, межучережденческих и Республиканских конференциях, достойно отстаивая честь техникума.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: активизация интереса к знаниям; развитие представлений о межпредметных связях, коммуникативной направленности, научного мышления, творческого подхода к собственной деятельности; освоение новых информационных технологий; умение стратегически планировать свою деятельность и работать в коллективе.
2.6. «Вахта Памяти» - одна из лучших традиций современного поколения
«Вахта Памяти» - стала одной из лучших традиций современного поколения, объединившая все поколения, раскрывшая для молодежи истоки исторических событий, воспитывающая в подрастающем поколении чувство долга, уважения и любви к Отчизне.
Е жегодно в техникуме 15 февраля возле мемориальной доски проводится «Вахта Памяти», посвященная выводу войск из Афганистана и всем солдатам, погибшим в военных локальных конфликтах.
П осле проведения «Вахты Памяти» студенты посещают парк Мирный, где находится памятник войнам-интернационалистам.
Т акая форма работы формирует активную гражданскую позицию, воспитывает любовь к Родине, уважение к людям, помогает студентам, будущим специалистам, подготовиться к активной общественной деятельности.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: знание истории о героическом прошлом Родины в годы ВОВ и в период локальных конфликтов; умение находить, анализировать, обрабатывать информацию; умение сопереживать, уважать различные мнения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
2.7. «Встречи в гостиной»,
беседы с известными людьми Республики Коми.
«Встречи в гостиной» – это диалоговая форма массового мероприятия в форме беседы. Беседа может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации.
Данная форма работы используется в техникуме с 2015 года и продолжается до сих пор. Часто в техникум приглашаются известные люди Республики Коми: писатели, общественные деятели, литераторы, ученые, участники боевых действий и т.д. Студенты заранее готовятся к данной встрече: читают автобиографию, литературные произведения, научные работы.
« Встречи в гостиной» позволяют студентам познакомиться с известными людьми Республики Коми, Героями Российской Федерации. Студенты техникума познакомились с Григорием Ивановичем Спичаком – писателем, публицистом, членом Союза писателей и журналистов России; поэтессой Надеждой Александровной Мирошнеченко; Михаилом Борисовичем Рогачевым - историком, сопредседателем правления Коми республиканского Фонда «Покаяние», членом правления Международного общества «Мемориал»; с Героем Российской Федерации - Вячеславом Алексеевичем Бочаровым с сотрудником Центра специального назначения ФСБ, принимавшего участие в освобождении заложников в Беслане в 2004 году.
Порадовал студентов своей встречей генерал-майор, представитель Федерального космического агентства в Республике Коми Анатолий Нуйкин, который в беседе со студентами рассказал о сложной и интересной жизни военнослужащего, о служении Отечеству.
Такие встречи позволяют студентам пересмотреть свою точку зрения на те или иные вопросы, они позволяют также создать условия для установления связей между поколениями и передачи опыта от старших младшим.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: расширение представлений студентов о деятельности известных ученых, исследователей, деятелей культуры, искусства, спорта Республики Коми; формирование чувства гордости за Республику Коми, Россию; понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; формирование уважительного отношения к людям; использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; умение эффективно общаться с коллегами, руководством.
2.8. Волонтерская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
П атриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Идея заниматься патриотическим волонтерством возникла у студентов техникума еще в 2013 году. На данный период времени данное направление выросло в разы: студенты техникума ежегодно на майские праздники стоят в почетном карауле возле Обелиска в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, посещают ветеранов Эжвинского района, участников Великой Отечественной войны, поздравляют на День Пожилого человека ветеранов техникума, совершают уборку листьев весной возле могил студентов техникума погибших в Афганской войне.
С 2018 года в техникуме стартовала еще одна патриотическая волонтерская акция «Георгиевская ленточка», которая проходит в начале мая. Студенты совершают марш по улице Мира с р астяжкой в виде георгиевской ленточки. Они знакомят прохожих с историей возникновения георгиевской ленточки. На прощание дарят жителям Эжвы георгиевскую ленточку с тематическим буклетом.
О громную роль играет участие студентов во Всероссийской акции «Бессмертный полк», которая объединяет всех россиян памятью в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Патриотическое волонтерство набирает обороты на территории России и Республики Коми. Неотъемлемым желанием молодежи становится желание внести свой вклад в сотворение добра и уважения между людьми. Подобные мероприятия позволяют развивать в студентах не только доброту, сочувствие, взаимопонимание, стремление к дружескому диалогу, но творческие, коммуникативные качества.
Ожидаемые результаты после использования данной технологии: формирование социально-активного студента и его ответственной позиции; всестороннее развитие обучающегося; получение студентами необходимых профессиональных компетенций; умение брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий; организация собственной деятельности, оценивание ее эффективности и качества; умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками, руководством.
Заключение
В методической разработке были представлены различные технологии внеаудиторной деятельности студентов по гражданско-патриотическому воспитанию. Данная система позволила мне сделать вывод, что студенты овладевают знаниями посредством познавательной деятельности в изучении истории родного края и России; изучают проблемно-исторические вопросы; стимулируют личностные достижения; развивают компетентностные качества; занимаются самостоятельно познавательной деятельностью исследовательского поискового характера (смотрите приложение).
Большую роль во внеаудиторной деятельности играет то, что преподаватель должен служить направляющим звеном в данной цепочке, т.е. корректировать, давать рекомендации, проводить консультации по коммуникативной культуре речи, но, при этом не должен критиковать работу студента, ее координально исправлять. Каждый обучающийся должен уметь проявлять свою индивидуальность, самостоятельность и находчивость.
Используя представленные технологии мы формируем у студентов такие качества, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, истории родного края, верности духовным традициям России, ответственности за свои поступки и деяния, что сегодня является актуальным.
Представленными технологиями внеаудиторной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию могут пользоваться преподаватели-историки в школах, в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Список использованной литературы
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М. 2005.
Бурая О. В. Исследовательская деятельность студентов в колледже. М. 2017.
Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. М., 2001.
Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 99–103.
Луговинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52–59.
Приложение
Диаграмма 1. Количество обучающихся, ежегодно вовлеченных во внеаудиторную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию
Диаграмма 2. Соотношение различных уровней внеаудиторных мероприятий участия студентов в различных интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, научных конференциях в рамках дисциплины «История».
27