Андреева Ольга Михайловна МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».
Сократ
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология проблемно-диалогического обучения для детей на уроках технологии становится
неотъемлемой частью образовательной среды, где ставятся в приоритет интересы и потребности каждого учащегося. Современные исследования показывают, что обучение детей требует индивидуализированного
подхода, который учитывает их способности, интересы и уровни подготовки. Важнейшим аспектом является создание такой образовательной среды, которая позволит детям не только осваивать знания, но и развивать навыки, необходимые для полноценной жизни в социуме.
Необходимость применения технологии проблемно-диалогического обучения обосновывается
потребностями самих детей. Каждый ребенок имеет свои уникальные возможности и трудности, что делает стандартные подходы к обучению часто неэффективными. Недостаток внимания к индивидуальным
особенностям приводит к снижению мотивации, чувству неудачи и снижению самооценки. Технология проблемно-диалогического обучения позволяют учитывать эти факторы, оптимизируя процесс обучения и предоставляя учащимся возможность учиться в удобном для них темпе и формате.
Система работы учителя, реализующего основную образовательную программу, также основывается на принципах сотрудничества и взаимодействия. Учитель играет ключевую роль в создании условий для обучения, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Педагогическая поддержка становится важной не только с точки зрения передачи знаний, но и в вопросах эмоционального состояния ученика.
Способность учителя адаптировать методы воспитания и обучения в зависимости от нужд каждого учащегося превращается в важный фактор успешного применения технологию проблемно-диалогического обучения.
В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
Постановка учебной проблемы;
Поиск её решения.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
(Основные образовательные цели учебного процесса – знания, умения и навыки. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путём
многократного повторения действия. Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий учителя. Этап введения знаний организуется посредством методов обучения. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку.)
Таким образом, на смену монологу приходит диалог. (Одной из концепций деятельности обучаемых в учебном процессе является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.)
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют. Проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Проблемно- диалогическое обучение — это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать новые знания и является ведущей при построении урока в рамках системно-деятельностного подхода. Поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается высокая степень усвоения полученных знаний. Обучение становится более эффективным в плане осмысления учениками получаемой информации, осознанной работы с учебным материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей учебной деятельности. Повышается уровень мотивации детей к знаниям в рамках урока, его внеурочной деятельности. У учеников появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний. Использование специальных учебных заданий позволяет успешно развивать учебные действия обучающихся и формировать все виды планируемых результатов. В связи с этим, мною были разработаны учебные задания для уроков труда (технологии), которые соответствуют структуре учебного задания (предметный, надпредметный и мотивационный компоненты).
Цель применения учебных заданий – способствовать достижению качественно новых результатов преподавания дисциплин в условиях реализации ФГОС ООО, поэтому учебные задания распределены по типам учебных действий в соответствии с обозначенными ФГОС планируемыми метапредметными и личностными результатами:
формирование ценностно-смысловых установок;
формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии;
формирование навыков коммуникации;
формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний;
формирование навыков самоорганизации и саморегуляции;
формирование навыков сотрудничества.
Урок, как и прежде, остается ведущей формой обучающего процесса, но теперь в его основе лежит учебно-познавательная деятельность школьника. Что же может помочь ребенку в достижении планируемых результатов? Учебное задание, которое побуждает учащихся выполнять операции, приводящие к овладению системой личностных, метапредметных и предметных умений.
Учебные задания на формирование ценностно-смысловых установок нацелены на новое качество образования, связанное не только с условием изучаемого материала учащимися, но и с умением приобретать новые знания, а также применять их с целью решения жизненно важных проблем. Задания такого типа дают школьнику возможность выразить свою позицию (ценностное суждение) разными способами:
Согласившись или не согласившись с предложенной формулировкой;
Оценив степень своего согласия или несогласия с представленной точкой зрения; сформулировав свою позицию;
Представив творческую работу (сочинение-рассуждение, проект, буклет, памятка, презентация, и т.п.), содержание которой отражает позицию автора.
Кроме этого, задания подобного типа направлены на формирование умения аргументировать свою позицию, давать оценку предложенной ситуации.
Ценностно-смысловые установки проявляются в ценностно-эмоциональном компоненте: в возможности выразить школьнику положительное или отрицательное отношение к представленной в содержании задания ситуации, а также к её принятию или непринятию.
Проблемным моментом в задании на формирование ценностно-смысловых установок является связь приведенной ситуации с современной жизнью. На первый план выходят задачи понимания содержания текста задания ребенком. Выполнение учебных заданий подобного типа не только способствует умственному развитию школьника, но и выполняет демонстрационную функцию (как надо поступать, что хорошо и что плохо), тренировочную и контролирующую функции (проверка знаний правил нравственного поведения), активизирующую (способность поступать в соответствии с нормами), аналитическую и диагностическую функции (умение анализировать и оценивать). Данный тип заданий уместно использовать на этапе применения освоения новых знаний.
В структуре урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия является обязательным этапом. Определяя цель своей деятельности в начале урока, ученик в конце должен понять, достигнута ли она.
«Взгляду внутрь себя» призваны содействовать и задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии, содержательная часть которых включает в себя
осознанную самооценку,
сопоставление с критериями,
анализ успешности/неуспешности выполнения.
Обучающиеся при реализации заданий рефлексивного типа развивают и совершенствуют умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; определять критерии правильности выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по
заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; наблюдать и анализировать собственную учебную или познавательную деятельность или деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Ценность данных заданий в том, что они побуждают ребенка к поиску причин собственных ошибок, приучают к системному самоанализу и выявлению успешных способов своей деятельности. Понятие проблемно-диалогического обучения.
Учебное задание коммуникационного типа предполагает участие школьника в диалоге, а также создание им собственного высказывания или текста в устной или письменной форме. При этом должны быть четко заданы или определены учащимися основные параметры этого задания: коммуникативная задача, тема и предмет, формат выполняемого задания.
Задания на формирование навыков коммуникации предполагают разные виды общения учащихся (очного, заочного, а также общения посредством сети Интернет).
Важнейшим условием коммуникации является общение в разных формах:
обсуждение предложенных ситуаций фронтально, в парах, группах с выражением аргументированной точки зрения на предложенную тему;
выполнение группового задания (проект, буклет, презентация, и т.п.), направленного на умение прийти к общему решению, представить его и аргументировать данную точку зрения;
выполнение заданий творческого характера, в основе которого – создание текста с формулировкой выбора стиля, типа речи, средств выразительности и т.п.
Цель учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса, и интеграции знаний - научить детей «открывать для себя» новую информацию.
Для выполнения таких заданий ученик использует мысленные операции: сравнение, анализ, синтез обобщение, - включая опытным путем в свою знаниевую парадигму новые понятия, определения, термины.
Задания когнитивного типа решают одну из важнейших задач образования: они формируют способность учиться. Предлагая на уроке данные учебные задания, педагог развивает умения выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство; строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений; излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте; осуществлять взаимодействие со словарями.
Выбор учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний зависит от этапа освоения знаний на уроке.
Учебные задания данного типа направлены на формирование у школьников умения учиться применять имеющиеся знания в постижении новых знаний и практической деятельности.
В ходе работы над заданиями, направленными на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, школьники приобретают умения, необходимые для выполнения исследовательской или проектной работы. Задания подобного типа могут представлять собой как решение предложенной ситуации на определенном этапе урока, так и долгосрочный проект (индивидуальный или групповой).
Включение в урок таких заданий способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий у школьников, дает возможность понимать и оценивать информацию, принимать верные решения, контролировать свою деятельность или деятельность группы в соответствии с поставленными целями.
Учебные задания на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, включающие в себя полный оргдеятельностный цикл: целеполагание, планирование действий, самоконтроль их выполнения, формулирование критериев оценивания продукта и проверка на соответствие готового продукта заявленным критериям, коррекция своих действий, рефлексия – предполагает значительное время для выполнения и уместны для домашней работы. Учебные задания на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, включающие в себя элементы оргдеятельностного цикла, целесообразно использовать на разных этапах урока с учетом задач учебного занятия.
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества предполагают совместную работу в парах или группах (4-6 человек) и позволяют ученикам определять свои действия и действия партнера, которые способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации; организовывать учебное взаимодействие, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Результатом выполнения учебного задания, продолжительность которого в основной школе составляет от 10 до 15 минут, должно быть создание общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей:
текста
памятки
инструкции
презентации
наглядного материала
осуществленной модели и др.
Важно, чтобы учебное задание на формирование навыков сотрудничества обеспечивало такую деятельность участников группы, где каждый член команды выполняет свою часть общего продукта, но не последовательно, где один рисует, другой разукрашивает, а третий представляет результат, а одновременно таким образом, чтобы из нескольких частей, которые создаются сразу всеми участниками команды, создается один общий продукт. Важность такого задания в том, что в процессе выполнения ученик чувствует ответственность, ведь от каждого члена команды зависит общий успех. Задания на формирование навыков сотрудничества могут быть использованы в рамках любой учебной ситуации: на этапе первичного усвоения новых знаний возможна работа с текстом, таблицами, на этапе закрепления изученного – над коллективным проектом.
Таким образом, применение на уроках труда (технологии) учебных заданий стало эффективным решением для реализации проблемно-диалогической технологии.