Статья «Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 8–11 классов на уроках русского языка и литературы»

7
7
Материал опубликован 13 April 2016 в группе

Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД

обучающихся 8-11 классов на уроках русского языка и литературы

Цель работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я определила следующие задачи:

- изучить теоретические основы метода интеллект-карт;

-рассмотреть влияние интеллект-карт на формирование познавательных универсальных учебных действий;

-описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством интеллект-карт.

Ментальные карты (интеллект-карты).

Одни говорят, что Россия в области психологии отстаёт от Запада на 30 лет, другие – что на 50. Для нас это, скорее всего, лишь простые данные, подсчитанные аналитиками, всего лишь условности. Но факт остаётся фактом, самые передовые, продвинутые технологии, теории и методики мы узнаём тогда, когда весь мир ими уже активно пользуется. Например, методика построения ментальных карт в Европе, Америке, Австралии столь же популярна, как, скажем программы Microsoft Office – в России. На вопрос «Почему в России о ментальных картах почти никто не знает?» - остаётся лишь разводить руками и ссылаться на тот самый разрыв в 30-50 лет.

А что же это за зверь такой, ментальные карты?

По своей сути, ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу. Создателем ментальных карт является Тони Бьюзен, он начал разрабатывать концепцию карт ещё в 1970-х годах. А первоначальным стимулом к изучению мышления, эффективного обучения и работы с информацией стала ситуация, до боли знакомая всем школьникам и студентам – подготовка к экзаменам. Стресс, огромное количество информации, которую нужно запомнить и напряжение – вот, что ассоциируется чаще всего со словом «экзамен». Требования к памяти, творческому подходу, умению решать сложные и нестандартные задачи, анализу сложных данных  и «сочинительству», по мере приближения даты экзамена, растут в геометрической прогрессии! Но мозг, протестуя, сдаёт позиции пред завышенными требованиями. Это ситуация тупика: прилагая меньше усилий, больше информации остаётся неусвоенной, а упорство неизменно ведёт к тому же результату – снижению работоспособности и повышению усталости. Большинство учащихся попадают в эту ситуацию безвыходность, потому что не знают альтернативного пути.

А в чём же недостатки стандартного, линейного способа конспектирования?
1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия мозг теряет остроту восприятия, следствием чего является снижение объёма запомненной информации.

2. Большие временные потери. Сначала на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т.д.), потом – на прочтение и поиск необходимой информации.

3. Отсутствие творчества. Линейное представление информации сковывает наше мышление, оно не свойственно нам по природе. Поэтому наш мозг оказывается загнанным в рамки, которые мы сами себе организуем.

Постоянное следование неэффективным традиционным способам записи имеет негативные последствия для нашего мышления. Учёба очень часто ассоциируется со скукой, с необходимостью постоянно выкладываться, а нередко и с ощущением неудовлетворённости собой.
            

Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи представлены ниже в виде карты:

Создавать ментальную карту просто, при этом мы получаем удовольствие от такого творческого процесса и тратим меньше времени, чем на работу с линейными текстами. Информацию легче запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Когда мы создаём ментальную карту, мы убиваем сразу нескольких зайцев: записываем информацию, запоминаем её, развиваем мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуем весь потенциал своего мозга!

Ментальные карты – это простой, эффективный и просто незаменимый способ подготовки к экзаменам. Причём, неважно, какой предмет вы сдаёте. Если математика, то можно создать ментальную карту по основным формулам, если английский, можно записать правила и исключения из них, то же самое с физикой, экономикой, географией и другими предметами. Даже при подготовке к сочинению ментальные карты незаменимы, потому что при помощи них можно создавать структуру текста.

 

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять.

Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием.

Ментальные карты – это творчество, которое развивает нас, наше мышление и память. Немного практики и вы удивитесь, как раньше могли обходиться без них!

 

 

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информация, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Посредством интеллект-карты легко научить учащихся запоминать стихотворение.

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.
5. Прочитать строчку стихотворения и найти "веточку", на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.
6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

 

«Кому на Руси жить хорошо?» Н.Некрасов.

 

Комментарии

Спасибо за интересный материал, Дания Рашитовна! Надо будет попробовать использовать на уроке эту методику, найти подробнее по этой теме что-нибудь. Заинтриговали!

13 April 2016

Спасибо за оценку, у меня есть еще интересная презентация, но , к сожалению, не получается загрузить, программа, видимо, не та, вроде бы все делаю правильно, но презентация не появляется в личном кабинете.

14 April 2016

Здравствуйте. А в каком материале у Вас не получилось загрузить презентацию?

14 April 2016

Здравствуйте, вы имеете в виду содержание материала или формат презентации? Если дело идет о содержании, то я имела в виду ментальные карты учеников.

14 April 2016

Про это: "но презентация не появляется в личном кабинете". Возможно, это ошибка системы. Попробуйте еще раз загрузить презентацию, если не получится - сообщите мне, напишу программистам.

14 April 2016

Ответ #4362 был удален 14 April 2016

Она вообще нигде не появляется! Я уже две загружала, но найти их ни в одной группе заявленной не нашла.

14 April 2016

Похожие публикации