Материал на проверке

Технология психологической коррекции и психотерапии Программа тренинга «Всё начинается с общения»

0
0
Материал опубликован 4 January

Технология психологической коррекции и психотерапии

Программа тренинга

«Всё начинается с общения»

Автор и составитель программы: психолог Михайлова Ирина Алексеевна.



I этап. Подготовительный



Пояснительная записка

Цель: коррекция коммуникативных навыков подростков со сверстниками.

Задачи:

коррекция навыков невербальной коммуникации подростков со сверстниками;

коррекция навыков вербальной коммуникации подростков со сверстниками.

Участники программы:

Количество: до14 человек;

Возраст:13-18 лет (подростки);

Пол: не имеет значения;

Род деятельности: учащиеся школы;

Требование: желающие развить свои коммуникативные навыки со сверстниками. Дети, имеющие проблемы с коммуникативными навыками по результатам углубленной диагностики (экспертная оценка учителей; психологическая диагностика коммуникативных навыков; на основе запросов из психологических консультаций).

Сроки и условия реализации программы:

Всего 1 тренинг;

Длится 2,5 – 3 часа.

Требования по материально-техническому оснащению:

Просторная аудитория (чтобы стены «не давили» на участников и была возможность свободно по ней перемещаться, никого не задевая);

Мебель (стулья, стоящие кругом);

Вода и печеньки;

2 картинки;

Карандаши или ручки.

Доска, на которой можно рисовать, и то, чем на ней можно рисовать.

Структура тренинга

Часть 1 –Ритуал приветствия

Часть 2 – Разминка

Часть 3 – Основное содержание

(Работа с коммуникативными навыками участников. 1 – использование невербальной коммуникации; 2 – перерыв; 3- использование вербальной коммуникации). Упражнения: «Карандаши», «Невербальные этюды», «Сплетня», «Да» значит «нет»)

Часть 4 – Рефлексия

Часть 5 – Ритуал прощания



Планируемые результаты:

Участники тренинга будут знать:

Этапы вхождения в контакт с незнакомым человеком (в том числе они узнают, на каком этапе у них возникают наибольшие сложности);

Позиции людей в общении ( в том числе они узнаю, какая позиция наиболее приемлема для них);

Участники тренинга будут уметь:

Конструктивно вести диалог;

Невербально сообщать о своих намерениях.

Критерии эффективности:

Во время рефлексии (говорят, что нам надо);

Возврат (отзывы).

















II этап. Методика проведения тренинга



Описание этапов:



Этап

Действия ведущего

Действия участников

Планируемые результаты

0.

Подготовка

Приходит на тренинг. Смотрит, чтобы материально-техническое оснащение было готово.

Приходят на тренинг.

Создание среды.

1.

Ритуал

приветствия


Приветствие участников тренинга

Оглашение правил тренинга

Ведущий предлагает участникам группы познакомится друг с другом. Для этого используется упражнение «Снежный ком». Ведущий объясняет, что нужно сделать, а потом первый называет своё имя и прилагательное к нему.

Приветствие ведущего и участников тренинга

Принятие правил тренинга

Участники называют своё имя и прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и имя.

Знакомство участников между собой.


Принятие правил тренинга.


Создание благоприятного климата.

2.

Разминка

После того, как участники уже познакомились, ведущий предлагает закрепить знакомство и узнать друг друга получше при помощи упражнения «Опиши себя незнакомцу». Ведущий сообщает задание и первый описывает себя, а потом передаёт эстафету участнику, сидящему рядом. Желательно, чтобы ведущий описывал себя около 30 секунд, чтобы другие участники успели частично обдумать, что им говорить о себе.

Участники должны назвать своё имя, а потом описать себя так, как бы они описали себя по телефону незнакомцу, с которым они должны встретиться. Только обычно в таких ситуациях описывает только внешние параметры, а в данном случае также можно указать черты характера, свои достоинства и недостатки.




3.

Основная часть

(Работа с коммуникативными навыками участников)

Ведущий, используя упражнение «Карандаши», пытается понять, на сколько развиты коммуникативные навыки участников. Он произносит инструкцию, раздаёт карандаши и наблюдает за происходящим. (Это упражнение проводится только если чётное количество участников!!!)

Участники следуют инструкцию. Во время этого упражнения они выявляют этапы общения и узнают, на каких этапах они испытывают трудности.

Выявление этапов общения.


Анализ существующего уровня навыков.


Выявление того, какая позиция в общении более приемлема для каждого отдельного участника.


Улучшения навыков переключения с одного человека на другого при общении.



Ведущий проводит упражнение «Невербальные этюды», чтобы продолжить работу с невербальной коммуникацией только не в парах, а в группах, улучшая при этом ещё навыки работы в группах. Ведущий делит участников на группы, читает инструкцию и назначает темы.

Участники работают в группах. Внутри группы они используют вербальную коммуникации, а между группами – невербальную.

Повышение навыков работы в группе.



Перерыв (20 мин)

Участники отдыхают. Участники получают время на размышления. Участники общаются между собой. Участники дышат воздухом, пьют воду. Участники повышают уровень сахара в крови


Анализ того, что было.


Подготовка к продолжению тренинга.

После перерыва ведущий сообщает о переходе к вербальной коммуникации. Далее всё зависит от количества людей. (если больше 10ти человек, то можно разделить участников на 2 группы). Ведущий просит выйти за дверь часть участников, 1 – показывает картинку, потом зовёт одно человека из коридора. И просит 1 участника рассказать 2, что он увидел на картинке. Далее зовёт 3... Последний участник изображает то, что ему рассказал предпоследний.

Участники следуют инструкции.

Выявление факторов, которые влияют на искажение информации.

4.

Рефлексия

Ведущий предлагает участникам подумать над тем «А что это вообще было сейчас? Что это нам дало? Что нового мы узнали? Чему мы научились?»

Участники думают над вопросами предложенными ведущим . И каждый из участников даёт свой комментарий на этот счёт».

Подведение итогов тренинга.


Участники суммируют и систематизируют информацию, которая была получена во время тренинга.


Ведущий видит слабые и сильные стороны своего тренинга, а также делает выводы о себе как тренере.

5.

Ритуал

прощания

Ведущий предлагает участникам выполнить завершающее упражнение «Общий круг»

Стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания (процедура сопровождается лёгким раскачиванием и ощущением лёгкости и полёта)

Завершение занятия



Описание упражнений:



Название: «Снежный ком»

Цель: Знакомство участников, создание благоприятного климата

Описание: все сидят. Первый человек называет свое имя и прилагательное к своему имени на первую букву имени. (Например, артистичная Аня, таинственная Таня, Ленивый Леша и т.д. Второй человек называет имя первого, затем свое. ) Третий - имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!)

Источник: http://www.kopilochka.net.ru/games/64-znakomstvo/197-kom.html

Название: «Опиши себя незнакомцу»

Цель: Знакомство участников, создание благоприятного климата

Описание: Инструкция от ведущёго: Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы договариваетесь о месте и времени. «А как я смогу узнать вас?» — спрашивают на том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся и ему не трудно было понять, что это именно вы.
В упражнение можно добавить несколько дополнительных условий. Например, описать себя не только внешне, но и сказать о каких-то своих чертах характера или достоинствах. 
После 30-секундного обдумывания участники включаются в работу. Опыт показывает, что упражнение вызывает интерес у группы и проходит с определенной долей юмора. Люди описывают себя по-разному: кто-то старается подчеркнуть свои внешние достоинства, кто-то достаточно подробно останавливается на своих человеческих качествах, а кто-то создает карикатурный портрет. Ведущий принимает все варианты.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002303

Название: «Карандаши»

Цель: Прояснение позиций человека в общении, формирование умения переключаться с одного человека на другого, формирование выносливости, открытости, развитие творческого потенциала и способов самовыражения.

Описание: Ведущий просит участников группы выбрать партнеров.
После того как каждый выбрал себе пару и они встали вместе, ведущий произносит инструкцию.:
Встаньте лицом друг к другу. Подушечками указательных пальцев каждый из вас должен зафиксировать карандаш таким образом, чтобы он находился между вами и партнером, соединяя вас. Каждый участник одновременно поддерживает два карандаша — свой и партнера.
Сейчас вам предстоит вступить в контакт с вашим партнером, пообщаться с ним необычным способом. Общение будет происходить молча, без слов. Оно будет заключаться во взаимодействии с партнером через карандаши. Вы можете делать любые движения руками (мелкие, большие, широкие), можете двигаться по комнате. При выполнении движений карандаши не должны падать. Желательно, чтобы вы смотрели не на руки партнера, а ему в глаза (так легче установить контакт). Во время упражнения обращайте внимание на чувства, ощущения, мысли, ассоциации, которые будут у вас возникать.
По команде ведущего участники начинают «общаться» в парах. Каждая выбирает свой индивидуальный темп, ритм движений, между партнерами устанавливается «свой контакт».
Это задание выполняют в течение 2–3 минут, потом ведущий предлагает каждому найти другого партнера и выполнить то же самое задание. Ведущий предлагает каждому сменить от 5 до 7 партнеров. После выполнения упражнения все собираются в круг и обсуждают свои чувства, впечатления, ощущения.


Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100806

Название: «Невербальные этюды»

Цель: развивать у участников навыки несловесной передачи информации.

Описание: Ведущий объединяет участников по 4-7 человек (можно по цвету радуги). Потом он объясняет участникам «Каждая группа получает карточку, на которой будет указана тема, и на протяжении 10 минут должна подготовить этюд (короткую сценку), которую нужно будет невербально, то есть без слов показать другим участникам группы». Каждая группа представляет свои этюды. Ведущий проводит обсуждение.

Источник: https://docviewer.yandex.ru/view/421236356/?*=22zfCVNk4ieylmABasl4%2BGPHhtl7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVGVS1XY1ZOU0RjVGRJYnNGbjl2bGtsMW1rSlRmbXBidTB5XzZ0RDNJeFZsWFNmT3FwRXpaMExXM0E0SlNVX2pTcFdzZlp0dml6Z3h4cWhTZWUyQUFESk9sd2xUZ2RCSTlhMmxqUGx3TzVIRnZOUjMxZzN5SkhWSGNoZ3FTWGhNNnc9PT9zaWduPWJoN3BpcU9QNVoxQTVEcXNFMElMamxORXkyOXRLMXM4NjhMaTRGdDVLVkE9IiwidGl0bGUiOiJ0cmVuaW5nX3VjaG1zeWFfdXZhemhhdF9kcnVnaWguZG9jIiwidWlkIjoiNDIxMjM2MzU2IiwieXUiOiIzMTE0MzA4MzE0NzUyNjM3MTMiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTIzMzgzNjM0MzA0fQ%3D%3D

Название: «Сплетня»

Цель: показать механизмы создания неэффективной коммуникации, выявить факторы, которые влияют на извращение информации.

Описание: Ведущий объявляет участникам, что для проведения следующего упражнения необходимо 6 добровольцев. После этого ведущий предлагает добровольцам выйти из комнаты и подождать. Ведущий приглашает одного добровольца, которому демонстрирует картинку. Участнику дается инструкция: «Необходимо внимательно посмотреть и запомнить содержание этой картинки. Ты будешь рассказывать о ней другому». После этого один из участников, которые находятся за дверьми птриглашается ведущим в аудиторию. Каждому следующему участнику ведущий дает инструкцию: «Необходимо внимательно слушать (называет имя участника), который расскажет о содержании картинки, которую он видел. Тебе нужно будет как можно точнее запомнить эту информацию для того, чтобы потом пересказать ее следующему участнику». После того, как участник расскажет о содержании картинки, он садится в круг, а ведущий приглашает следующего. Последний участник получает инструкцию: «Услышанную информацию вы должны изобразить на рисунке, то есть все, что вам расскажут нарисовать на плакате» (рисунок может быть схематичным). После того, как участник закончит рисунок, ведущий благодарит всех за работу и предлагает всей группе поаплодировать добровольцам за выполнение упражнения и показывает им картинку-оригинал.

Источник: https://docviewer.yandex.ru/view/421236356/?*=22zfCVNk4ieylmABasl4%2BGPHhtl7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVGVS1XY1ZOU0RjVGRJYnNGbjl2bGtsMW1rSlRmbXBidTB5XzZ0RDNJeFZsWFNmT3FwRXpaMExXM0E0SlNVX2pTcFdzZlp0dml6Z3h4cWhTZWUyQUFESk9sd2xUZ2RCSTlhMmxqUGx3TzVIRnZOUjMxZzN5SkhWSGNoZ3FTWGhNNnc9PT9zaWduPWJoN3BpcU9QNVoxQTVEcXNFMElMamxORXkyOXRLMXM4NjhMaTRGdDVLVkE9IiwidGl0bGUiOiJ0cmVuaW5nX3VjaG1zeWFfdXZhemhhdF9kcnVnaWguZG9jIiwidWlkIjoiNDIxMjM2MzU2IiwieXUiOiIzMTE0MzA4MzE0NzUyNjM3MTMiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTIzMzgzNjM0MzA0fQ%3D%3D

Название: «Да» значит «Нет»

Цель: Научить говорить «нет» или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.

Описание: Упражнение проводится в общем кругу. По просьбе ведущего каждый пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: «Все дети — невыносимы», «Пожилые люди — мудрые и спокойные», «Все учителя ценят и уважают своих учеников», «Родители никогда не понимают своих детей».
После этого по мере готовности участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого — продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано. Примеры первой фразы: «Да, однако...», «Да, и все же...», «Да, и если...»

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100806



III Этап психолого-педагогического анализа



IV. Диагностика результативности использования технологии (углубленная диагностика (экспертная оценка учителей; психологическая диагностика коммуникативных навыков).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.