Технология работы с текстом на уроках английского языка
Технология работы с текстом на уроках английского языка
PPTX / 2.71 Мб
/data/files/q1634851466.pptx (Технология работы с текстом на уроках английского языка)Технология работы с текстом на уроках английского языка
На каждом уроке английского языка, а также и на других предметах учащиеся работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Именно поэтому так важно обратить самое пристальное внимание на то, какими стратегиями, методиками мы пользуемся, обучая наших школьников работе с текстами.
На уроках английского языка текст представляют как систему речевого продукта носителей английского языка и рассматривают в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления учебными действиями учащихся (учебный текст); в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и в обучении видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма).
Мы можем утверждать, что для того, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап. Pre-reading
На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями, и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
На данном этапе мы можем использовать следующие приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
Возможные упражнения:
По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации.
Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.
Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора (К какому жанру можно предположительно отнести этот текст? Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)? Где и в какое время может происходить действие?)
Написать возможные вопросы по теме текста
Текстовый этап. While-reading
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку.
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор.
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Послетекстовый этап. Post-reading
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.
Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Доказать или охарактеризовать что-то.
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.
Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно.
Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
Придумать новое название.
А теперь я бы хотела привести некоторые задания, которые я применяю на своих уроках английского языка.
«Ассоциации».
Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.
«Вступительная беседа».
Проводится, как правило, в режиме «учитель-класс», с целью выявления фоновых знаний учащихся. Во время вступительной беседы также возможны: ориентирующие замечания учителя о важности информации, содержащейся в тексте; прогноз возможного содержания текста по его заголовку /первому предложению; предъявление опор (вербальных: ключевых слов, зачинов предложений, плана, вопросов; визуальных/ невербальных: картинки, схемы, карты и т.п.).
«Работа с заголовком, иллюстрациями».
Заголовки и иллюстрации, как известно, является своеобразным ключом к пониманию текста в целом. Помимо передачи общей идеи, общего содержания текста они привлекают внимание читателя и вызывают его интерес. Для тренировки вероятностного прогнозирования можно предложить определить содержание по заголовку, иллюстрациям.
«Отсроченная отгадка».
Является одним из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке. В начале урока учитель задает загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
«Оценка текста».
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем,а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Почему? В каком разделе вы найдете ответ на вопрос…?
«Ключевые слова».
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.
«Пропущенные слова».
Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.
«Верные и неверные утверждения».
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
«Fish-bone» (Рыбья кость).
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
«Денотатный граф».
Это эффективный прием технологии критического мышления, который является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Суть данного приема заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие(существительное). Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным. Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова- «веточки». Может быть использован при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания
«Толстые и тонкие вопросы».
Этот прием использется после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions", (who...? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.
Заключение
Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество заданий, можно смело утверждать, что работа с текстами на английском языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса данного языка, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков английского языка.
Все приведенные упражнения могут применяться на уроках любого цикла и на любой ступени обучения. Данная технология развивает интерес к чтению на английском языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнером, наблюдателем, наставником, помощником. Кроме того, текст для ученика – это средство для осуществления мыслительных операций. А это главный принцип ФГОС – «научить учиться».