Статья «Технология развивающего обучения на уроках английского языка на среднем и старшем этапах обучения»

1
0
Материал опубликован 3 November 2018

 

«Учитель должен обращаться

не столько к памяти учащихся,

сколько к их разуму, добиваться

понимания, а не одного запоминания»

Федр Иванович Янкович де Мариево

В течении длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования языкового самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве.[2]

Термин « развивающее обучение » остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например:

-каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде;

-какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований;

-каковы содержание и способы осуществления этой деятельности;

-каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности.[3]

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

В системе приемов, направленных на формирование учебно-познавательной деятельности , можно выделить приемы специальные ( в рамках конкретного учебного предмета) и общие ( обобщенные умения ). Обобщенные умения подразделяются на умения выполнять логические мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д. ), к которым относятся умения планировать и организовать свою учебную деятельность, понять учебную задачу и подготовиться к ее решению, пользоваться книгой и другими источниками знаний, оформлять результаты работы с различными источниками знаний, контролировать результаты учебной деятельности и корректировать ее, иными словами, универсальных учебных действий.[1]

Широкое и устойчивое проявление интеллектуальных умений при решении учебных задач различного уровня сложности позволяет учащимся адекватно конкретной учебной ситуации оценивать приобретаемые знания, осуществлять поиск новых вариантов решений, давать оценку своим действиям.

Для реализации развивающего обучения существует множество средств педагогического воздействия, которые готовят школьников к самостоятельному осмыслению учебного материала, требующие самостоятельных обобщений и выводов, творческого подхода к решению тех или иных вопросов. Выполнение развивающих заданий в системе открывают учащимся новые знания, а также новые способы для самостоятельного добывания знаний. Какие задания можно использовать при развивающем обучении? Разделим эти задания условно на три группы:

1) задания,направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения . Эти задания связаны с уяснением теоретического и фактического материала ( например, грамматических правил, позволяющих осознать последовательность действий самостоятельно ); содержание прочитанного или прослушанного ( ответы на вопросы по содержанию, пересказ, составление простого плана по образцу и т. д. )

Например:

-Try to understand the main point in the text. Answer the questions. Use your answers to write a short review of the text.

-Listen to the students talking about the people in the photos. Answer the questions . Use your answers to complete the table.

Задания этой группы рассчитаны на репродуктивную деятельность: от воспроизведения до самоконтроля и самооценки ключевых результатов выполняемых действий.

2) задания, направленные на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приемами рациональной умственной деятельности. Для выполнения таких заданий включаются такие логические процессы, как анализ, классификация, распознавание, что лежит в основе интеллектуального развития учащихся более высокого уровня. Функция учителя-показать направление их мыслительной деятельности. По содержанию задания могут быть следующими: составление сложного плана прочитанного или прослушанного, выделение деталей с последующей аргументацией, подбор материала к теме, рассказ по заданной теме, картинке, ситуации и т.д.

Например:

-Read the job advertisment. Do you have any of the necessary qulifications to apply? Do you think you will get the job? Use the ideas to tell your partner.

-Think of your favourite room. Draw a plan of it on a piece of paper. Write down why you like it and some adjectives to describe it. Show a partner your plan and talk about why you like the room.

-Discuss the following in small groups. Do you think smoking should be banned in all public places? Or, should smokers be allowed to smoke when and where they want?( the1st group ) Why is it that drugs such as nicotine and alcohol are legal in many countries, while other drugs are illigal?( the 2nd group) Report back to the whole class.

Этот тип заданий является важным средством перевода учащихся на уровень собственно творческой деятельности, повышается значение приемов переосмысления, комментирования, преобразования лингвистического материала.

3) задания, направленные на использование всей системы приобретенных ранее приемов, перестройки « шаблона » в знакомой ситуации для получения новой информации. Учащиеся самостоятельно выбирают логику рассуждения ( например, при подготовке реферата, сообщения, написание проектной работы и т. д.), самостоятельно планируют выполнение сложного задания, требующего познавательной теоретической и практической деятельности, осуществляют самоконтроль и оценку хода и результатов своей работы (рефлексию).

Например:

-A doctor wants to know about your lifestyle so that she can offer you some advice on healthier living. Write a report about yourself in 120-150 words. Before you start writing, remember these points: style (avoid expressions that are too informal) ; content ( begin, continue, finish) ; language (grammar).

-Producing a class poster.

Work in small groups.

~Make a list of some questions about the world that you would like to ask. Think of such thinks as places (countries, cities, buildings), people (famous people, languages, customs, superstitions), plants and animals, or things (machines, transport, etc.).

~Check round the class to see if anyone can answer your questions.

~Choose at least two questons and research the answers. You could go to encyclopaedia.

~Compile them into a poster for your classroom wall.

-With your partner, decide which are the six biggest problems the world will face in the future, for example: hanger. Make a list, without discussing them yet.

Choose the problem that interests you most; discuss the problem(s) as Student A and Student B.

Student A:                                                                 Student B:

You are an optimist. You believe that                           You are a pessimist. You believe that

the problem,although it is very serious,                       the problem is so serious that it will never

will be solved in the end.                                            be solved.

Развивающие задания позволяют обеспечить их дидактическое назначение в учебном процессе, определить соотношение репродуктивного и продуктивного характера для реализации развивающего обучения. Такой подход к развивающему обучению развивает логическое мышление ученика от простого к сложному; обеспечивает продуктивное формирование обобщений; закрепляет и повторяет пройденный материал по крупным, наиболее важным вопросам, проблемам, темам и т. д.

В заключении, хотелось бы отметить, что развивающее обучение лежит на основе формирования положительной мотивации на всех этапах и уровнях обучения. Одно от другого неотделимо и является основным психологическим требованием. Включение учащихся в процесс обобщения с помощью развивающих заданий, составленных на различном учебном материале современных отечественных УМК и дополнительного аутентичного материала по английскому языку, ведет к формированию стойкого познавательного интереса к учебному процессу и к учению в целом.

[ links and resources]

[1] Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному язку.// Иностранные языки.- 2012.

[2] Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. Монография.- Москва: Изд-во АПКи ПРО, 2002.-с.200

[3] Кудрявцев Т.В. Развивающее обучение- понятие и содержание// Вестник высшей школы.-2008.-№4-с.24-32.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации