Статья на тему «Модульное обучение как педагогическая технология»
Токарев Сергей Александрович,
мастер производственного обучения, ВКК
ГБПОУ СО «УрТАТис»
г. Екатеринбург
Модульное обучение как педагогическая технология
Ключевые слова: технология, модульное обучение, деятельностный подход
Сущность. Технология модульного обучения начала свое существование и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-годов как альтернатива традиционному обучению.
Сущность модульного обучения состоит в обеспечении гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровне базовой подготовки через организацию учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Технология модульного обучения базируется на деятельностном подходе. Содержание учебного материала усваивается через системные, активные действия учащихся с учебным материалом. Поэтому педагог должен помочь ученику построить самоуправляемую учебную деятельность через ориентировку учащихся на цели учебной деятельности, мотивацию учебной деятельности, организацию самоконтроля и самооценки. Эта технология тесно связана и с другими учебными технологиями. Четкость и определенная логика действий ученика, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности в технологии модульного обучения аналогичны технологии программированного обучения. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: постепенный переход от работы под руководством педагога к самостоятельному обучению способствует развитию ученика. Предоставление возможности ученику выбирать учебные модули различного содержания и уровни сложности реализуют идею дифференцированного обучения.
Этапы реализации. Подготовка модульного обучения требует отбор содержания обучения, построение модульных учебных программ (часто индивидуализированных), разработку для изучения модульной программы специальных методических пособий - учебных элементов и средств контроля (входного и выходного). Организация модульного обучения, как правило, предполагает входной контроль педагога, организацию изучения учеником учебного материала модуля с текущим контролем и корректировкой, выходной контроль педагога.
При разработке модулей педагог должен соблюдать определенные правила:
иерархия учебных целей - дидактические цели учебных элементов в совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля, а интеграция целей всех модулей - приводит к достижению комплексной цели модульной программы;
обратная связь - ученик должен получать от педагога консультативную помощь при изучении модуля;
доступность, структурированность, иллюстративность, диалогичность изложения учебного материала;
соблюдение логики усвоения знаний - восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация.
Модуль может включать следующие составляющие:
блок целей;
список необходимого оборудования;
перечень учебных элементов;
учебный материал;
методическое руководство;
средства контроля.
Преимущества. Четкость и последовательность в приращение учебных результатов, системность, возможность индивидуализации и дифференциации обучения, вместительное, краткое представление учебной информации и гибкость. Поэтапный контроль гарантирует большую эффективность обучения. Способствует развитию способности ученика к целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и рефлексии. Принципиально меняет деятельность педагога, главная цель которого - разработка модульной программы. В процессе обучения он сопровождает учебную деятельность учащихся: мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует.
Недостатки. Предоставляет меньше возможностей для проявления субъективности учащихся. Измельчает содержание учебного материала, что может привести к прерывистости знаний учащихся. Разработка отдельных учебных модулей, особенно индивидуальных, может быть трудоемкой и потребовать материальных затрат. К модулям не всегда можно включить творчески-поисковые задачи. Общение учеников, обучающихся по индивидуальным моделям, может быть ограниченным.
Условия использования. Лучше использовать модульное обучение для индивидуальной, самостоятельной работы, изучения выборочных дисциплин, в дистанционном образовании, обучении на производстве.
Список литературы
Артемова Л.В. Педагогика и методика высшей школы: учебно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов, студентов магистратуры / Л.В. Артемова. - М.: Кондор, 2015. - 272 с.
Барная М. Оценка обучаемости ученика: терминология и методология / Мария Барна, Олег Горный // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 34-39.
Морева Н. А. Технологии профессионального образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030900 (050703) - Дошкольная педагогика и психология / Н. А. Морева. - 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 427 с.
Фицула М.М. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. / Н.Н. Фицула. - 2-е изд., Доп. - М.: Академвидав, 2013. - 456 с. (Серия «Альма-матер»).
Шамова Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособ. / Т. И. Шамова, Т. М. Давиденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
Яковлева Н. О. Педагогическое проектирование инновационных систем : дисс. … доктора пед. наук : 13.00.01 / Яковлева Надежда Олеговна. – Челябинск, 2013. – 355 с.