12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хайбулина Наталья Григорьевна38
5

Доклад на тему «Технология театрально-игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. Одной из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. 

Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Одной из наиболее эффективных для развития детей среднего дошкольного возраста педагогических технологий является применение театрализованной деятельности.

В чем основные достоинства данной технологии?

Во-первых, она интегрирует в себе развитие детей сразу по четырем образовательным областям, определенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Во-вторых, театрализованная деятельность, как показывает н опыт работы, вызывает положительные эмоции у детей, следовательно, искреннюю мотивацию, обеспечивает активность детей.

В-третьих, театрализованная деятельность доступна с учетом возрастных особенностей, а ее формы и средства применения разнообразны.

Представлю кратко свой опыт работы в данном направлении. В работе с детьми применяю разные виды театра. Это нужно для того, чтобы поддерживать непрерывный интерес детей к театрализованной деятельности. Одним из видов применяемого театра является масочный театр. Так, например, дети надевают маски козлят и волка, и инсценируют сказку «Волк и семеро козлят». Выбирая сказки для проигрывания детьми, ориентируюсь на самые известные и доступные для детей сказки. Иногда выясняется, что дети, увлеченные дома просмотром современных мультфильмов, впервые знакомятся с содержанием некоторых народных сказок.

Большой интерес у детей вызывает кукольный перчаточный театр.

Дети одевают на руки куклы, изображающие медведя, курочку, волка, поросят, лисичку и других героев народных сказок. Сначала дети знакомятся с сюжетом сказки, потом разучивают роли, играют, выражая интонацией настроения героев. Вживаясь в роль героев, у детей происходит эмоциональное развитие, они начинают лучше выражать свои желания и применять мимику, интонацию в повседневной жизни.

Одной из разновидностей кукольного театра является пальчиковый театр. Во время применения данного вида театра у детей развиваются не только навыки коммуникации, память, воображение, но также и мелкая моторика, которая напрямую связана с речевой функцией.

Применяемые мною в работе с детьми виды театра разнообразны. В том числе это театр с использованием вязаных кукол, кукол из ткани, дерева, картона, театр картинок, театр ложек, театр на стаканах. На слайде вы видите применение кукол в нашем детском театре.

Обобщая свой опыт работы, теперь я бы хотела более подробно рассказать о самой педагогической технологии театрализованной деятельности и сформулировать некоторые рекомендации для коллег.

Основой материальной базы для организации детского театра являются наборы кукол, ширма, театральный домик, всевозможные костюмы и реквизиты, маски. Все необходимое оборудование и материалы можно изготовить самостоятельно или привлечь к этому родителей.

Очень важно, чтобы педагог был искренне заинтересован в театральной деятельности детей и сам принимал в ней непосредственное участие. Педагог может выступать не только в качестве сценариста и режиссера театра, но и в качестве одного из актеров. При таком подходе у педагога появляется включенность в процесс, и дети тоже с большим удовольствием играют в театре, когда видят в педагоге единомышленника, не только руководителя.

Реализацию театрализованной деятельности с детьми я осуществляю в соответствии со следующими этапами.

На первом этапе знакомлю детей с литературным произведением, по которому предполагается театрализация. Как правило, выбираю народные сказки, поскольку в них заложена сформированная веками мудрость. Читаю детям сказки. Чтение сказок осуществляю с выражением, обращая внимание на свою интонацию, мимику и жестикуляцию. То есть уже на самом первом этапе чтение сказки становится своего рода театрализованной игрой одного актера – педагога. Так дети знакомятся с содержанием сказки и средствами выразительности.

На втором этапе провожу с детьми беседу о содержании сказки. Важно убедиться в том, что каждый ребенок понял сюжет и смысл произведения, осознал его моральную основу, понял, что хотел сказать народ или конкретный автор этим произведением. Каждый ребенок высказывает свою точку зрения по произведению.

На третьем этапе распределяем с детьми роли и знакомимся с реквизитом. При распределении ролей учитываю пожелания детей. Но также иногда предлагаю застенчивым детям сыграть роль, которая, наоборот, требует большой смелости и открытости, чтобы у детей формировалась уверенность в себе и коммуникативные навыки.

На четвертом этапе развиваю у детей эмоциональную отзывчивость, умение воспринимать и изображать разнообразные эмоции, применяя мимику, походку, интонацию. Например, детям предлагаю к рассмотрению карточки с изображением колобка, у которого разные эмоции: задумчивость, удивление грусть. Дети рассматривают мимику колобка и пытаются повторить его эмоциональное состояние.

На слайде вы видите, как дети репетируют: они учатся изображать разные эмоциональные состояния. Для примера у детей в руках изображение пчелки с разными эмоциями.

Учитывая, что многие герои детских сказок – это животные, учим детей изображать повадки медведя, лисицы, волка и других зверей. На слайде вы видите, как дети изображают крадущуюся лисичку, волка, медведя.

Организуя с детьми театрализованную деятельность, учитываю, что такая работа способствует комплексному развитию детей.

Познавательное развитие осуществляется в связи с тем, что дети узнают сюжет и содержание народных сказок, учатся распознавать эмоции, знакомятся с повадками диких и домашних животных, с предметами быта и так далее.

Речевое развитие осуществляется за счет того, что дети озвучивают своих героев, ведут монологи и диалоги, применяют интонацию.

Социально-коммуникативное развитие происходит в результате активного взаимодействия детей по поводу распределения ролей, реквизитов, совместного обсуждения сюжета и нравственного содержания театрализованных сказок.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в связи с тем, что дети знакомятся с красотой русского языка, красивыми иллюстрациями, хорошо продуманным сюжетом художественных произведений.

Театрализованная деятельность может включаться в любую организованную деятельность детей, в том числе в содержание праздников, развлечений и досугов. Следует отметить, что театрализованная деятельность с детьми средней группы предусмотрена образовательной программой «От рождения до школы». В программе ставятся такие задачи, как развитие у детей способности воспринимать художественный образ, учить чувствовать и воспринимать эмоциональное состояние героя, приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и другие. Таким образом, что театрализованная деятельность – это востребованная педагогическая технология, способствующая комплексному развитию детей.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.